мастер-класс
автор: Чудаева Виктория Геннадиевна
Цель: обучить участников занятия приемам саморегуляции.
Задачи:
умение осознавать состояние, в котором находишься сейчас;
умение осознавать причину состояния;
развитие анализа происходящих ситуаций;
умение переключать текущее состояние на необходимое.
Возраст: взрослые, представляющие подростков
Размер группы: 8-12 человек.
Ресурсы:
проектор, экран;
стулья стоят в кругу;
памятки для участников.
Время: 45минут.
План мастер-класса:
Метафора «Птица»;
Разминка «Ассоциация со встречей»;
Упражнение «Осознание состояния»;
Упражнение «Осознание причины состояния»;
Упражнение «Изменение состояния»
Рефлексия.
Ход занятия:
Разминка «Ассоциация с настроением»:
Участникам предлагается высказать свои ассоциации с сиюминутным настроением. К примеру: «Если бы мое настроение было растением, то это была бы... роза».
(Все ассоциации высказываются по ассоциациям с растениями.)
Метафора:
Каждый день птица находила себе укрытие в ветвях сухого дерева, стоявшего посреди огромной необитаемой пустыни. Однажды налетел ураган и вырвал дерево с корнем. И пришлось бедной птице пролететь сотни миль в поисках укрытия – пока она не прилетела, наконец, в сад, где журчала вода и благоухали увешанные плодами деревья.
Если бы сухое дерево уцелело, никакая сила не заставила бы птицу покинуть насиженное место.
Обсуждение метафоры:
Как вы думаете, в чем мудрость притчи?
Какие уроки можно вынести из нее?
Хочу напомнить, что мы, как та птица из притчи, частенько привыкаем к стереотипным выходам из ситуации, даже если они перестали работать. Зачастую мы не просто не хотим решать проблемы, но и видеть их не желаем. Конечно, жить проще, когда не видишь проблем. Но попробуем посмотреть им в лицо.
Упражнение «Осознание состояния»:
Итак, основная проблема, с которой мы сегодня будем работать – это изменение внутреннего состояния при помощи саморегуляции. Большинство взрослых людей научились переключать свое состояние в подобных ситуациях, используя свой жизненный опыт. Но это путь долгий, а можно данную проблему решить быстрее.
Сейчас вы получите карточки, на которых будет описано какое-то состояние человека. Вам надо будет изобразить это состояние, выйдя на середину, так, чтобы группа угадала его.
Что же прежде всего нужно, чтобы изменить неподходящее к данному моменту состояние? (Осознание состояния, в котором ты находишься сейчас.)
Упражнение «Осознание причины состояния»:
Вообразим, что неприятные состояния, которые возникают у нас ежедневно, можно представить в виде неких картинок, образов, предметов, пейзажей. Сейчас я разложу на столе специальные ассоциативные метафорические карты, и вы возьмете со стола по одной карте, символизирующей какое-то ваше дискомфортное состояние. Вам нужно будет вслух сказать, что для вас эти символы и откуда они взялись. (Музыка.)
Что помогает понять причину дискомфортного состояния? (Надо вспомнить жизненные ситуации, когда это состояние возникало.)
Упражнение «Изменение состояния»:
(Презентация)
Чтобы самому изменить свое внутреннее состояние необходимо использовать какой-нибудь ресурс. Часто мы даже не знаем, какие полезные для выхода из дискомфортных состояний ресурсы скрыты в нашем подсознании.
Постарайтесь представить, как должно чувствовать себя ваше тело в заданной вами ситуации. Постарайтесь принять эту позу.
О чем вы бы хотели думать в заданной ситуации? Подумайте об этом.
Каким словом можно назвать это состояние?
В какой ситуации вы уже испытывали это состояние?
Какие мысли и чувства возникли тогда?
С каким предметом или символом ассоциируется это состояние.
Подойдите к столу, где разложены ассоциативные карты, и найдите карту, которая символизируют ваше новое заданное состояние. (Музыка.)
Участники мастер-класса выбирают карты и рассказывают о своем выборе и внутреннем состоянии.
Представьте снова предыдущее состояние, вспомните выбранные вами карты?
Как вам в этом состоянии?
Вернитесь в ресурсное состояние, вспомните выбранные вами карты. Как вам в этом состоянии?
Сделайте несколько переключений состояния, постоянно убыстряя этот процесс.
Останьтесь в ресурсном состоянии.
Упражнение «Цветы»:
Перед вами вырезанные из бумаги цветы. Постарайтесь в серединке каждого из них изобразить символически или словом ваш ресурс, помогающий переключать себя с одной ситуации на другую. (Музыка.)
Загните лепестки цветов к серединке так, чтобы спрятать ваш ресурс. Опустите цветы в чашу с водой. Что произошло?
Рефлексия:
Что нового о себе вы узнали на занятии?
Какие приемы показались вам эффективными, какие нет?
Что будете использовать в жизни и работе?
Какие мысли возникли здесь и сейчас?
Различные эмоциональные состояния:
Утомление | Радость |
Горе | Уверенность |
Напряжение | Спокойствие |
Беспокойство | Оптимизм |
Растерянность | Доверие |
Замкнутость | Расслабленность |
Страх | Интерес |
Карточки-шаги:
Шаг 1. Осознание состояния, в котором ты находишься сейчас: |
Шаг 2. Осознание причины состояния: В какой ситуации я уже испытывал это состояние? Какие мысли и чувства возникли тогда? Какими словами можно назвать причину данного состояния? |
Шаг 3. Изменение состояния: Постарайтесь представить, как должно чувствовать себя ваше тело в заданной вами ситуации. Постарайтесь принять эту позу. О чем вы бы хотели думать в заданной ситуации? Подумайте об этом. Каким словом можно назвать это состояние? В какой ситуации вы уже испытывали это состояние? Какие мысли и чувства возникли тогда? С каким предметом или символом ассоциируется это состояние. Представьте, услышьте, потрогайте его. Сделайте несколько переключений состояния, постоянно убыстряя этот процесс. Останьтесь в ресурсном состоянии. |
|