СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психофизические особенности развития подростков и влияние на их информационное поведение средств массовой коммуникации

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психофизические особенности развития подростков и влияние на их информационное поведение средств массовой коммуникации»

Психофизические особенности развития подростков и влияние на их информационное поведение средств массовой коммуникации



Подростковый возраст – это важный период развития, который влияет на физическое, когнитивное и психологическое развитие. В это время подростки особенно уязвимы и подвержены влиянию средств массовой информации (далее –СМИ) и средств массовой коммуникации (далее – СМК), что может привести к изменениям их сознания и, как следствие, их информационного, а впоследствии и социального поведения в реальной социальной среде.

При этом необходимо понимать, что СМИ и СМК понятия родственные, но не тождественные по своему содержанию.

Средства массовой информации – это предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы [54]

Средства массовой коммуникации – различные технические средства, основной функцией которых является распространение информации на многочисленные аудитории. [54]

Часто термины «средства массовой коммуникации» и «средства массовой информации» употребляют как синонимы. Но объем понятия средства массовой коммуникации шире, чем объем понятия средства массовой информации.

СМК могут выступать социальные институты отличные от СМИ. Например: слухи – коммуникационный канал распространения неформальной и неофициальной информации; школа – институт распространения определенного объема знаний о мире, общественных норм и т. П.

Так же СМК, в отличие от СМИ могут не иметь своего организационного и структурного оформления. Рассмотрим пример: газета – это трудовой коллектив (редакция), материально-техническая база печати, система распространения, определенная аудитория, а слухи распространяются, используя «естественные» коммуникации.

У СМК в отличие от СМИ нет обязательного требования в системности и/или периодичности распространения информации. Те же слухи распространяются спонтанно, хотя такое средство массовой коммуникации как школа дает информацию более системно и регулярно, чем иные СМИ. Знания в школе не являются информационными поводами, не нарушают информационной симметрии, так как повествуют о событиях обычных, а неординарных [49].

Уникальность коммуникационного процесса в СМК связана с его следующими коммуникативными свойствами:

Диахронность, благодаря чему сообщение сохраняется во времени;

Диатопность, позволяющая информационным сообщениям преодолевать пространство;

Мультиплицирование, благодаря которому сообщение подвергается многократному повторению с относительно неизменным содержанием;

Симультанность, позволяющая представлять адекватные сообщения множеству людей практически одновременно;

Репликация, реализующая регулирующее воздействие массовой коммуникации.

Закон о СМИ определяет массовую информацию как печатные, аудио, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы, предназначенные для неограниченного круга лиц. Главным признаком массовой информации является ее предназначенность для неограниченного круга лиц.

Ведущая роль СМИ в формировании общественного мнения отражается в их определении как «четвертой власти», так как около четверти времени бодрствования человек испытывает их воздействие. Каждое из СМИ имеет свою знаковую систему. Печать (пресса) – письменное слово и визуальный образ. Радио – устную речь и музыку. Телевидение синтезирует устное слово, движущееся изображение и музыку (видео, мультимедиа). [49]

Интеллектуальные изменения, происходящие в подростковом возрасте, также могут влиять на их информационное поведение. По мере того как подростки становятся более когнитивно развитыми, они становятся лучше способными обрабатывать и анализировать сообщения средств массовой информации. Это может сделать их более восприимчивыми к убедительным сообщениям, таким как реклама. Важно помочь им стать медиаграмотными и понять, как идентифицировать и критически оценивать онлайн-контент.

Психофизические изменения в подростковом возрасте включают как физическое, так и психологическое развитие. Физически подростки испытывают физический рост, гормональные изменения и изменение пропорций тела. Следует отметить, что подростки также должны иметь дело с проблемами, связанными с физической привлекательностью и образом тела, что может негативно сказаться на самочувствии. Данные изменения в подростковом возрасте могут повлиять на то, как подростки взаимодействуют со средствами массовой информации. Например, они могут с большей вероятностью самостоятельно взаимодействовать со средствами массовой информации и проводить больше времени в Интернете, чем дети младшего возраста. Это может увеличить их подверженность потенциальным рискам, таким как киберзапугивание, кража личных данных и онлайн-хищники. Важно осознавать эти потенциальные риски и обучать подростков тому, как защитить себя.

Психологически подростки испытывают когнитивное развитие, изменения в идентичности и самооценке, повышенную автономию и саморегуляцию, а также изменения в социальных отношениях.

Наконец, эмоциональные изменения в подростковом возрасте могут повлиять на то, как они используют технологии и взаимодействуют со средствами массовой информации. Подростки часто ищут медийный контент, отражающий их эмоции и интересы. Это может привести к увеличению воздействия определенных типов средств массовой информации, таких как насильственный или сексуальный контент, что может оказать негативное влияние на их безопасность и благополучие. Важно помочь подросткам сделать осознанный выбор в отношении медиаконтента, к которому они имеют доступ, и обеспечить, чтобы они могли отличать реальный мир от виртуального.

Средства массовой коммуникации, такие как телевидение, фильмы и Интернет, являются мощными силами, которые могут оказывать сильное влияние на развитие подростков. Подростки часто используют средства массовой информации для развлечения, получения информации и в качестве источника социальных связей. Таким образом, средства массовой информации могут формировать убеждения и мнения подростков, а также их поведение. Например, исследование Ковалевич И. А. показало, что воздействие средств массовой информации может повлиять на взгляды подростка на гендерные роли, сексуальное поведение, рискованное поведение и образ тела. [9]

Учитывая влияние, которое средства массовой информации могут оказывать на подростков, важно учитывать, как информация, основанная на средствах массовой информации, может повлиять на информационное поведение подростка.

Информационное поведение, как мы уже говорили в п.1.1. нашего теоретического исследования – это то, как человек ищет, оценивает, хранит и использует информацию. Благодаря использованию средств массовой коммуникации подростки теперь могут получить доступ к огромному количеству информации, что может привести к изменениям в их информационном поведении. Например, подростки, как правило, больше полагаются на источники информации, основанные на средствах массовой информации, такие как социальные сети и новостные агентства, а не на традиционные источники, такие как книги и газеты. Кроме того, подростки часто демонстрируют предпочтение поиску информации из источников, которые поддерживают личную связь, таких как блоги или влиятельные лица в социальных сетях, в отличие от анонимных источников.

В целом, развитие подростков – это сложный процесс, включающий физические, когнитивные и психологические изменения.

Средства массовой коммуникации могут играть значительную роль в развитии подростков и влиять на их информационное поведение. Важно понимать это влияние, чтобы предоставить подросткам наилучшую доступную информацию.

Современные информационные каналы, такие как телевидение, Интернет и печатные издания, пользуются огромным влиянием формирования как индивидуального, так и массового сознания людей на всей планете. Этот факт в современном информационном обществе является уже, к сожалению, аксиомой.

Информация как таковая и, в частности, транслируемая в современных информационных каналах, даёт людям знания, помогает человеку правильно оценить происходящие события, понять ценностный смысл и определить нормы поведения. Наиболее активные и в то же время уязвимые потребители информации — подростки. Бесконтрольный поток информации, транслируемый массмедиа, может оказывать не только положительное, но и отрицательное воздействие на психофизическое состояние, сознание и поведение подростков.

С одной стороны, современные информационные каналы могут обеспечивать связь подростка с миром искусства, науки, образования и с обществом в целом, демонстрировать образцы поведения.

С другой стороны, то, что современные информационные каналы является инструментом социально-психологического управления поведением и формирования сознания, даёт возможность управления подростком через навязывание мнения, дезинформации, создание информационных перегрузок и других феноменов, которые относятся к категории информационного насилия. Как правило, оно имеет вид скрытого информационного воздействия, осуществляемого с целью изменения мнений, установок человека.

Информационное насилие — это умышленное действие, направленное на ограничение или уничтожение свободы самовыражения, в том числе и в процессе взаимодействия с другими людьми. Такого рода действие может квалифицироваться как вторжение в сознание человека с целью повреждения и превращения его путем социально-психологических манипуляций из субъекта информационного взаимодействия в объект (Кара-Мурза), который будет лишен способности критически осмысливать транслируемую ему информацию, не в состоянии от нее отказаться и осознанно противостоять ее деструктивному содержанию.

В широком смысле слова – это нарушение информационной свободы личности, потому что передача информации без согласия хотя бы одного участника информационного взаимодействия либо вмешательство третьих лиц в этот процесс с целью его нарушения и есть факт информационного насилия [32].

Информационная свобода личности, в свою очередь, — это право человека получать для его жизни информацию, передавать информацию другим людям, выражать свою точку зрения [14].

Информационное насилие в современных информационных каналах может проявляться в таких формах как:

Передача информации без согласия получателя;

Получение информации без согласия ее обладателя;

Вмешательство третьих лиц в свободное информационное взаимодействие с целью его нарушения;

Информационный прессинг;

Искажение информации;

Недостаточная информация;

Нелегитимная информация;

Перегрузка информацией.

Информационные потоки потенциально опасны для психологического здоровья детей и могут содержать прямую или завуалированную информацию экстремистского характера, не соответствующую возрасту, пропагандирующую насилие, асоциальное поступки, склоняющие к девиантному поведению и суициду.

Дети, в силу своих возрастных особенностей, имеют ещё недостаточно высокий уровня критического мышления. У них недостаточный опыт осмысления получаемой информации и формирования транслируемой информации. У подростков отсутствует правовая и психологическая осведомлённость, о том, какая информация является запрещённой, а какая из них может быть опасной для здоровья. Они не способны систематизировать информацию. Также, в подростковом возрасте начинает активно формироваться само идентичность и потребность в самовыражении, которое зачастую происходит в форме повторения поведения наблюдаемых образов. Подросток, в силу незрелости своего сознания, часто не понимает, что находится под воздействием информационного насилия [43].

Серьезной социально-психологической проблемой, о которой активно заговорили в последние годы, стала информационная зависимость, то есть зависимость от средств массовой информации (СМИ) и прежде всего от телевидения и сети Интернет. При этом именно дети и подростки являются основной группой риска при формировании данного вида аддикции.

Информационная зависимость подростков – это состояние, при котором подростки испытывают непреодолимую потребность в постоянном получении, обработке и использовании информации, что может привести к негативным последствиям для их физического и психического здоровья, социального и эмоционального развития. [41,40] Это явление может проявляться в чрезмерном использовании электронных устройств и сетевых ресурсов, таких как смартфоны, компьютеры, планшеты и социальные сети, а также в потере контроля над временем, проведенным в интернете.

В этой связи необходимо отметить, что неограниченное общение со СМИ вызывает у подростка информационный стресс: сознание школьника, и без того переполненное учебной информацией, не справляется с ежегодно увеличивающимися объемами «внешкольных знаний». В школе эти подростки бывают обычно вялыми, плохо концентрируют внимание на учебном процессе, хуже соображают при решении задач. У них развиваются раздражительность, повышенная возбудимость, впечатлительность, поэтому они часто ссорятся с одноклассниками, становятся неуживчивыми и обидчивыми.

Так исследование, проведенное университетами Стэнфорда и Джона Хопкинса, свидетельствует о том, что подростки, активно смотрящие телевизор или имеющие его в своей спальне, учатся значительно хуже своих сверстников. Чрезмерный просмотр телевизора ухудшает результаты школьной успеваемости [14].

Серьезным негативным фактором информационного воздействия является то, что в результате длительного «общения» с телевизором (компьютером) может наблюдаться ухудшение взаимоотношения  подростков с родителями. Так по данным ЮНЕСКО, 93 % современных подростков смотрят на экран 28 часов в неделю, т. Е. около 4 часов в день, что намного превосходит время их общения со взрослыми [2; 4; 7; 9]. Они становятся малопослушными, на требования или просьбы оторваться от телевизора реагируют скандалом, слезами. Здесь важно отметить, что подростки настолько вживаются в мир, показываемый по телевидению, что стремятся жить по его заповедям. Телевидение вольно или невольно кодирует поведение подростка, заставляя их жить по законам виртуального мира. Кодирование при этом может быть как прямым, так и опосредованным: у подростов вырабатывается своеобразный психологический стереотип поведения и мышления.

Дополнительной опасностью негативного воздействия СМИ являются вседозволенность и фактическое отсутствие каких бы то ни было ограничений. Эта проблема многоаспектна. Здесь можно говорить и о скрытой пропаганде насилия, и об искусственном формировании общественного мнения, и об агрессивном вторжении рекламы в нашу жизнь. Фактическое отсутствие ограничений в сфере СМИ приводит также и к духовным болезням, то есть искажению духовно-нравственной парадигмы подрастающего поколения, ориентации на чуждую культуру с ее акцентом на материальные блага.

В последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у подростков неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом, лихорадочно стремятся к смене впечатлений. Однако эти многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой. Им необходима постоянная внешняя стимуляция. Факт, который отмечают многие педагоги — резкое снижение фантазии и творческой активности подростков. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного внутреннего содержания отражается на отношениях подростках. Им не интересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками становится все более поверхностным и формальным: подросткам не о чем разговаривать, нечего обсуждать или спорить. Они предпочитают нажать кнопку и ждать новых готовых развлечений. За последние 50 лет проведены тысячи исследований о воздействии телевидения на психическое и интеллектуальное здоровье человека. Все больше и больше экспертов находят связь между чрезмерным пребыванием подростков у телеэкрана и плохим поведением. Возросшее внимание к данной проблеме в нашей стране связано с тем, что в настоящее время в России очень высок уровень подростковой преступности. Вот почему все большую значимость приобретают вопросы, связанные с механизмами социального, психологического, рекреационного воздействия медиасредств на детскую аудиторию. Вопросы, связанные с предохранением ее от негативного влияния сцен насилия на экране, защитой права ребенка получать не наносящую ему вред аудиовизуальную информацию [12; 15; 19].

Сейчас многие родители жалуются, что подростки не хотят читать. Такая ситуация наблюдается даже в тех семьях, где книги были всегда в почете, и семейная библиотека собиралась не одним поколением родственников. Ослабление привычки читать, снижает способность мыслить, поскольку именно чтение является комплексной ключевой способностью, обеспечивающей психическое, социальное и интеллектуальное развитие человека. И здесь речь идет не только о знаниях, но и о воображении, памяти, интуиции, фантазии.

Таким образом, на современном этапе информационная зависимость становиться не только социально-психологической, но и дидактической проблемой, на решение которой должны быть направлены усилия ведущих педагогов [37].

Нарушение информационной безопасности подростков может иметь серьезные психофизические последствия. Вот некоторые из них:

1. Психологические проблемы: Подростки, чья информация была компрометирована в результате нарушения информационной безопасности, могут столкнуться с проблемами доверия, тревожности и стресса. Это может повлиять на их эмоциональное благополучие и привести к развитию депрессии или других психических расстройств.

2. Кибербуллинг: Нарушение информационной безопасности может привести к появлению кибербуллинга, что может вызвать серьезные психологические проблемы у подростков. Они могут стать жертвами онлайн-травли, получить угрозы или насмешки со стороны сверстников в сети. Это может привести к низкой самооценке, социальной изоляции, тревожности и даже самоубийственным мыслям.

3. Физическое здоровье: Уязвимость информации подростков может привести к реальной угрозе их физическому здоровью. К примеру, когда злоумышленники имеют доступ к личной информации, они могут использовать ее для совершения преступных действий, таких как мошенничество или сталкивание подростков с опасными ситуациями.

4. Отношения с окружающими: Нарушение информационной безопасности может негативно сказываться на отношениях подростков с другими людьми. Их друзья, семья и учителя могут потерять доверие к ним, осознавая, что их личные данные или секреты могли быть скомпрометированы. Это может вызвать ощущение изоляции и повлиять на качество взаимодействия с окружающим миром.

5. Карьерные перспективы: Небезопасное поведение в сфере информационной безопасности может серьезно повлиять на будущие карьерные возможности подростка. Если их личные данные попадут в неправильные руки, они могут стать объектом шантажа или потерять возможность получить работу или поступить в учебное заведение.

Поэтому, для предотвращения этих психофизических последствий, важно обеспечивать информационную безопасность подростков и обучать их основам безопасного поведения в сети.