Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя школа № 10 г.Павлово « Психогеометрия »
Автор работы: ученик 10 класса
Мозгов Матвей Дмитриевич
Возраст: 16 лет.
Руководитель: учитель математики
Костылева Любовь Николаевна
Введение
Познакомившись с учебным предметом – геометрией - наукой о фигурах и их свойствах, возник проблемный вопрос «Находит ли геометрия свое воплощение в психологии, есть ли связь геометрических фигур и поведение людей?» Почему мы поступаем именно так, а не иначе, выбираем именно эти ценности, придерживаемся именно такого стиля межличностных отношений? Для эффективного общения с людьми, надо знать людей. Надо знать их психологию, возможные реакции и тогда легче планировать свои действия, слова, вообще отношения. Чтобы образовался слаженный коллектив, который будет успешно решать любые задачи, необходимо построить фундамент отношений. Существует много различных методик, направленных на изучение личности. В последнее время в психологических исследованиях и особенно диагностике часто используются графические методы. Меня заинтересовал этот материал.
Цели и задачи проекта
Предмет исследования: проективные методы исследования личности.
Объект исследования: учащиеся 10 класса.
Цель: Определение типа личности одноклассников и их индивидуальных особенностей.
Задачи:
*познакомиться с литературой по психогеометрии;
*познакомиться с методом изучения личности с помощью психогеометрии;
*провести исследования по изучению особенностей характера одноклассников;
*проанализировать полученные результаты.
Гипотеза:
Попытки разделения разнообразия личностей на психологические типы по геометрическим фигурам.
Проблемный вопрос : Находит ли геометрия своё воплощение в психологии, есть ли связь геометрических фигур и поведения людей?
Что такое психогеометрия?
Психогеометрия — уникальная практическая система анализа личности. Она позволяет: Мгновенно определить форму личности интересующего вас человека. Дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому языке. Составить сценарий поведения для каждой формы личности в типичных ситуациях.
Психогеометрия была разработана американским психологом Сьюзен Деллингер и нашла последователей в России. Отечественные исследователи работают над адаптацией психогеометрии к российской ментальности. Например, Л.Громова и А.Алексеев, написавшие «Психогеометрию для менеджеров».
Проективные методы исследования личности
Проективные методики направлены на изучение особенностей личности, которые трудно обнаружить при наблюдении за человеком или, проводя обычные психологические опросы. Исследовать можно интересы, мотивацию, ценностные ориентации, страхи и тревоги личности. Главное отличие данного метода заключается в возможности раскрыть те причины поведения человека, которые не осознаются и, соответственно, понять их достаточно трудно. В этой ситуации на помощь приходит графический метод, который раскрывает мысли и отношения исследуемого на подсознательном уровне. Люди сложны и непредсказуемы. Однако, при всем различии и неповторимости людей, есть некие общие тенденции поведения, которые позволяют «разбить» нас на группы. Одной из наиболее простых (и при этом наиболее результативных) методик является психогеометрический тест С. Деллингер.
Испытуемый должен выбрать из пяти геометрических фигур ту, которая ему больше всего импонирует. В зависимости от сделанного выбора определяются основные черты характера, особенности поведения.
Проективные методы исследования личности
Проективный метод раскрывает мысли и отношения
исследуемого на подсознательном уровне:
* Тест Роршаха «чернильных пятен»
* Тест С. Деллингер
*Тест «Конструктивный рисунок человека
из геометрических фигур»
Психогеометрический тест С. Деллингер
Испытуемый должен выбрать из пяти геометрических фигур ту, которая ему больше всего импонирует.
Характеристика фигур «Квадрат»
Квадрат — неутомимый труженик! Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорство, позволяющее добиваться завершения работы,— вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области. Этому способствует и неутолимая потребность в информации. Квадрат способен выдать необходимую информацию моментально. Поэтому Квадраты заслуженно слывут эрудитами, по крайней мере, в своей области.
*Мыслительный анализ — сильная сторона Квадрата.
*Идеал Квадрата — распланированная, предсказуемая жизнь, и ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий. Он постоянно «упорядочивает», организует людей и вещи вокруг себя.
Плюсы
Минусы
* Пунктуальность
* Замкнутость
* Трудолюбие
* Консерватизм
* Терпеливость
* Односторонность
* Честность
* Боязнь риска
* Настойчивость
* Чопорность
* Надежность
* Предсказуемость
Характеристика фигур «Треугольник»
Эта форма символизирует лидерство, и многие треугольники ощущают в этом свое предназначение: «рождены, чтобы быть лидером». Самая характерная особенность истинного Треугольника — способность концентрироваться на главной цели. Треугольники — энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели и, как правило, достигают их! Треугольники всегда знают, какова их главная цель, потому это — очень решительные люди. Треугольник — это очень уверенный человек, который хочет быть правым во всем!
Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но и, по возможности, за других, делает Треугольника личностью, постоянно соперничающей, конкурирующей с другими.
Плюсы
Минусы
* Эгоизм
* Напористость
* Остроумие
* Категоричность
* Решительность
* Резкость
* Откровенность
* Язвительность
* Лидерство
* Нетерпеливость
* Конкурентность
* С трудом признают свои ошибки
* Ответственность
Характеристика фигур «Прямоугольник»
Прямоугольник символизирует состояние перехода и изменения. Это, так сказать, временная форма личности, которую могут «носить» остальные четыре сравнительно устойчивые фигуры в определенные периоды жизни. Это — люди, не удовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому заняты поисками лучшего положения. Наиболее характерные черты Прямоугольников — непоследовательность и непредсказуемость поступков в течение переходного периода. Прямоугольники имеют, как правило, низкую самооценку, стремятся стать в чем-то лучше, ищут новые методы работы, стили жизни.
- Тем не менее, как и у всех людей, у Прямоугольников обнаруживаются позитивные качества, привлекающие к ним окружающих. Это, прежде всего, — любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и… смелость!
Плюсы
Минусы
* Любознательность
* Внушаемость
* Чувствительность
* Наивность
* Смелость
* Доверчивость
* Неамбициозность
* Непредсказуемость
* Пытливость
* Неопределенность
Характеристика фигур «Круг»
Геометрически круг — это мифологический символ гармонии. Тот, кто уверенно выбирает круг в качестве своей основной формы, искренне заинтересован, прежде всего, в хороших межличностных отношениях. Высшая ценность для Круга — люди, их благополучие. Круг — самый доброжелательный из пяти форм.
Круги обладают высокой чувствительностью, развитой эмпатией — способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживание другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Круги стараются угодить каждому. Круг счастлив тогда, когда все ладят друг с другом.
Плюсы
Минусы
* Мягкотелость
* Общительность
* Доброжелательность
* Сентиментальность
* Бесконфликтность
* Неорганизованность
* Преданность
* Непунктуальность
* Отзывчивость
* Расточительность
* Правдивость
* Болтливость
* Хорошие психологи
Характеристика фигур «Зигзаг»
Эта фигура символизирует креативность, творчество, хотя бы потому, что она самая уникальная из пяти фигур и единственная разомкнутая фигура. Зигзагу свойственна образность, интуитивность, интегративность, мозаичность. Зигзаг — самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги — неутомимые проповедники своих идей и способны мотивировать всех вокруг себя. Однако им не хватает политичности: они несдержанны, очень экспрессивны («режут правду в глаза»).
Зигзаг кардинально отличается от всех остальных фигур: линия не замкнута. По отношению к нему не применимо понятие устойчивости: он как бы висит в воздухе, словно молния. Главный вектор Зигзага – креативность, бунтарство, энтузиазм, жажда изменений.
Плюсы
Минусы
* Креативность
* Непостоянство
* Колкость
* Мечтательность
* Восторженность
* Несдержанность
* Жажда познания
* Безалаберность
* Энтузиазм
* Неорганизованность
* Интуитивность
* Конфликтность
* Развитое эстетическое
* Эксцентричность
чувство
* Экспресивность
Рисунок человека из геометрических фигур
Нужно нарисовать фигуру человека, составленную из 10 элементов, среди которых могут быть треугольники, круги, квадраты.
Обработка результатов теста
* сотни обозначают количество треугольников,
десятки – количество кругов,
единицы - количество квадратов.
I тип - "руководитель"
Формулы рисунков: 901,910,802,811,820,703,712,721,730, 604,613,622,631,640.
II тип - "ответственный исполнитель"
Формулы рисунков:
505, 514, 523, 532, 541, 550
III тип - "тревожно-мнительный"
Формулы рисунков:
406, 415, 424, 433, 442, 451, 460
IV тип - "ученый"
Формулы рисунков:
307, 316, 325, 334, 343, 352, 361, 370
V тип - "интуитивный"
Формулы рисунков:
208, 217, 226, 235, 244, 253, 262, 271, 280
VI тип - "изобретатель, конструктор, художник "
Формулы рисунков: 109,118,127,136,145,019,028,037,046
Практическая часть
В эксперименте принимали участие одноклассники, ученики 10 класса.
Исследовательская работа содержала
следующие этапы:
- тест Роршаха «чернильных пятен» показал что 85% учащихся обладают стереотипным мышлением и 15% -интеллектуально развитым и эмоциональным;
- психогеометрический тест по изучению типа личности одноклассников;
- тест Сьюзен Деллингер.
Это позволяет сделать вывод о том, что наш класс творческий, остроумный, но иногда бывает несдержанным. Многие учащихся 10 класса - доброжелательные, заинтересованные в хороших межличностных отношениях, высшая ценность для них – благополучие окружающих, также это люди с развитой интуицией, устремленные в будущее.
выводы
* Исследование личности с помощью психогеометрии позволяет быстро и точно нарисовать психологический портрет испытуемого, узнать какие черты его характера являются главными, а какие – второстепенными, а также понять, с кем человеку сложнее всего взаимодействовать.
* Работа позволила лучше понять себя и своих одноклассников. Надеемся, что те знания, которые мы получили, будут способствовать более успешному общению с ребятами дома и школе.
* Так же мы заметили, что типы характера в чистом виде встречаются крайне редко, в каждом человеке обычно присутствует несколько типов. Нам стало понятно, почему с одними ребятами нам легко общаться, а с другими - нет.
* Данная работа может иметь практическое применение в работе с детским или взрослым коллективом.
Психогеометрия нужна для эффективного общения с людьми.
Рекомендации по практическому применению психогеометрии:
- Учитель может определить то, что именно необходимо каждому ученику и классу в целом для более эффективной работы, что им движет и на что он направлен;
- Тест помогает выявить важные качества, составляющие реальный психологический портрет учащихся;
- Тест способствует достижению высокой результативности в групповой работе с классом, как на уроках, так и во внеучебное время;
- Результаты могут быть использованы педагогами в организации профильного обучения, а также самими школьниками в выборе профессии;
- Психогеометрический тест можно использовать в комплексе с другими методами изучения характера человека.
Заключение
Полученные результаты исследования имеют практическую значимость в следующих направлениях:
- для выявления индивидуально-психологических особенностей учащихся при организации различных форм учебной, в частности, проектной деятельности;
- при организации предпрофильного и профильного обучения, а также в практике профориентационной работы;
- в работе с классными коллективами (сплочение класса, создание эффективной команды);
- в работе с родителями
Работая над проектом, я узнал много нового, интересного из истории геометрии, о происхождения названий некоторых фигур, также научился диагностировать себя с помощью графических тестов, что является очень важным. Работа была увлекательной и познавательной. Цель и задачи, которые были поставлены в начале работы, успешно достигнуты. Я узнал об одном из способов деления людей на психологические типы, научился определять с помощью психогеометрии особенности характера своих одноклассников.
Список используемой литературы:
- Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. «Знание», 1991г.
- Бурлачук Л.Ф. Введение в проективную психологию. – Киев: Ника-Центр, 1997 г.
- Коломинский Я.Л. Человек: психология: Книга для учащихся старших классов, - Москва, «Просвещение», 1986 г.
Спасибо за внимание!