муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение» Средняя школа № 17 им. И. П. Склярова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО КУРСА
АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
(ВАРИАНТ 1)
«Психокоррекционные занятия» (7-9 классы)
Составитель: Поверенова А. Н.
Арзамас, 2024 г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Психокоррекционные занятия» разработана на основе Федерального образовательного государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). Нормативная база разработки учебной программы:
Конвенция о правах ребенка. Принята 20 ноября 1989 года;
Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года;
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273 ФЗ (в ред Федеральных законов от 07.05.2013 399-ФЗ, от 23.07.2013 №203-ФЗ).
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) от 19.12.2014 г. № 1599;
Основной целью создания данной программы является:
формирование представлений сознательной деятельности, направленной на познание окружающего мира, развитие представлений об окружающей действительности, активизация познавательной деятельности, повышение общего уровня развития учащихся, создание оптимальных условий для проявления возможностей каждого ребенка.
Задачи:
формировать, развивать, совершенствовать и корректировать познавательные процессы (восприятия, внимания, памяти, мышления);
формировать позитивную учебную мотивацию;
формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие способности к эмпатии, сопереживании;
формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими;
формирование и развитие навыков социального поведения.
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями адаптированной основной образовательной программы.
Психолого-педагогические особенности развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1)
Умственная отсталость — это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС).
Развитие обучающегося с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу.
Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация.
Особенности восприятия и осмысления обучающегося учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются не столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.
Особенности познавательной деятельности школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности.
У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности.
Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми трудовыми операциями.
Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых требований, у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности, как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) оказывают отрицательное влияние на характер их деятельности, в особенности произвольной, что выражается в недоразвитии мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), проявляющиеся в примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми. При этом специфическими особенностями межличностных отношений является: высокая конфликтность, сопровождаемая неадекватными поведенческими реакциями; слабая мотивированность на установление межличностных контактов и пр. Снижение адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми обусловливается незрелостью социальных мотивов, неразвитостью навыков общения обучающихся, а это, в свою очередь, может негативно сказываться на их поведении, особенности которого могут выражаться в гиперактивности, вербальной или физической агрессии и т.п.
Таким образом, педагогические условия, созданные в образовательной организации для обучающихся с умственной отсталостью, должны решать как задачи коррекционно-педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным возможностям и способностям обучающегося.
2. Общая характеристика коррекционного курса
Основными принципами содержания программы являются:
Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений обучающихся.
Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от начального общего образования к основному общему образованию, способствует достижению личностных, метапредметных, предметных результатов .
Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для обучающихся.
Комплексности – преодоление нарушений должно носить комплексный характер ряда специалистов.
Основные формы и приемы обучения:
Интерактивная деятельность.
Усложнение предъявляемых заданий от совместного выполнения заданий с подробным инструктажем до творческих самостоятельных работ (учащимся предлагается самостоятельно работать или придумать подобное задание).
Проведение занятий с использованием материала, близкого к учебной программе. Это обеспечивает их более высокую эффективность, так как позволяет осуществлять перенос умений и навыков, полученных на занятиях, в ситуацию школьного урока.
Использование методов и приемов работы, включающих соревновательный элемент.
Чередование подвижных и малоподвижных заданий и упражнений, проведение физкультминуток. Чередование письменных и устных форм работы.
Упражнения на развитие и проверку внимания .
3. Место коррекционного курса в учебном плане
Рабочая программа коррекционно-развивающего курса «Психокоррекционные занятия» входит в часть учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, а именно в коррекционно-развивающую область. Продолжительность реализации программы 5 лет. Общее количество часов в год по каждому классу 34. На основании учебного календарного графика данное число может корректироваться.
Количество занятий в неделю: 1.
Продолжительность занятия: 40 минут.
4. Планируемые результаты освоения
коррекционного курса
Планируемые результаты коррекционной работы имеют дифференцированный характер и определяются индивидуальными задачами.
Личностные результаты (система ценностных отношений обучающегося):
Положительное отношение к школе.
Принятие социальной роли ученика.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.
Способность к оценке своей учебной деятельности.
Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение.
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием.
Готовность совершить дальнейший профессиональный выбор, соответствующий интересам, склонностям, состоянию здоровья.
Предметные результаты:
Использует усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
Использует в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Применяет начальные сведения о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач;
Извлекает под руководством педагога необходимую информацию из различных источников для решения различных видов задач;
Использует усвоенные способы решения учебных и практических задач в зависимости от конкретных условий;
Использует готовые алгоритмы деятельности; устанавливает простейшие взаимосвязи и взаимозависимости.
Владеет знаниями социально-нормативного поведения в семье и обществе;
Имеет необходимые умения и навыки для выбора профессии и дальнейшего трудоустройства.
5. Содержание коррекционного курса
Развитие регулятивных функций: способность правильно выполнять задание, составлять программу действий; умение соотносить полученный результат с образцом, исправляя замеченные недочеты
Развитие эмоционально-волевой и личностной сферы: формирование учебной мотивации; способности преодолевать трудности; развитие дифференцированной самооценки и адекватного уровня притязаний, позитивного самоотношения. Умение понимать и различать собственные эмоциональные состояния, понимать и различать эмоциональные состояния окружающих; развитие эмоционального самоконтроля.
Развитие коммуникативной сферы: умение вести диалог; умение решать актуальные школьные и житейские задачи, избегать конфликтов, используя коммуникацию как средство достижения цели, овладение формулами речевого этикета
Создание условий для профессионального самоопределения: формирование профориентационных представлений, ориентация в мире профессий, развитие интереса к профориентационным вопросам и профессиональному самоопределению.
6. Оценка планируемых результатов освоения программы
Оценочные критерии результатов учащихся на начало и конец года производятся по следующим уровням:
Высокий уровень – можно поставить ребенку, совершившему большой качественный скачек в усвоении материала. Ребенок может достаточно самостоятельно выполнять задания, анализировать процесс и результаты познавательной деятельности. Устанавливает положительные эмоциональные контакты.
Средний уровень – учащийся выполняет часть заданий, допуская ошибки. Понимает инструкцию, активно использует обучающую помощь. усваивает положительные навыки общения со взрослыми и сверстниками.
Ниже среднего –учащийся частично владеет понятиями, частично соотносит и использует в деятельности. Выполняет элементарные действия.
Низкий уровень – учащийся не владеет понятиями, навыки находятся на начальном этапе формирования.
Календарно – тематическое планирование
7 класс
№ | Разделы | Тема | Количество часов |
1 | Диагностика (стартовая, промежуточная, итоговая) Тест «Избирательность внимания» Г. Мюнстерберг, «10 слов» Лурия, методика «Простые аналогии», Опросник Айзенка, Вопросник Басса-Дарки, методика школьной тревожности Филлипса, опросник Казанцевой Г.Н., методика Томаса-Килмана, опросник учебной мотивации 5-8 класс (Карпова Г.А.), методика ДДО Климов | 5 |
2 | Развитие внимания | Устойчивость внимания | 2 |
Переключение внимания | 2 |
Распределение внимания | 2 |
Объем внимания | 2 |
3 | Коммуникация | Язык эмоций и чувств (мимика) | 1 |
Язык жестов и движений (пантомимика) | 1 |
Я в группе | 1 |
Отношения с ровесниками | 1 |
Отношения со взрослыми | 1 |
4 | Планирование, самоконтроль | Пространственно-временные представления | 2 |
Следование инструкции, постановка цели, последовательность действий | 2 |
Контроль результативности деятельности | 2 |
Способность анализировать ситуацию | 1 |
5 | Эмоционально-волевые процессы | Мое настроение | 1 |
Регуляция поведения и контроль эмоций | 2 |
Модели поведения в разных социальных ситуациях | 2 |
Профилактика деструктивного поведения: «Возможности и опасности виртуального мира» | 1 |
6 | Профориентационные представления | Карта интересов | 1 |
Раскрой индивидуальные способности своей личности | 1 |
Хочу, могу, надо | 1 |
Итого | 34 часа |
Календарно – тематическое планирование
8 класс
№ | Разделы | Тема | Количество часов |
1 | Диагностика (стартовая, промежуточная, итоговая) Тест «Избирательность внимания» Г. Мюнстерберг, «10 слов» Лурия, методика «Простые аналогии», Опросник Айзенка, Вопросник Басса-Дарки, методика школьной тревожности Филлипса, опросник Казанцевой Г.Н., методика Томаса-Килмана, опросник учебной мотивации 7-8 класс (Карпова Г.А.), методика ДДО Климов | 5 |
2 | Развитие внимания | Устойчивость внимания | 1 |
Переключение внимания | 1 |
Распределение внимания | 1 |
Объем внимания | 1 |
3 | Коммуникация | Умение проявлять инициативу | 1 |
Умение слышать другого | 1 |
Я в группе | 1 |
Отношения с ровесниками | 1 |
Отношения со взрослыми | 1 |
4 | Планирование, самоконтроль | Чувство времени | 1 |
Следование инструкции, постановка цели, последовательность действий | 1 |
Контроль результативности деятельности | 1 |
Способность анализировать ситуацию | 1 |
Способность брать ответственность на себя и принимать решение | 2 |
5 | Эмоционально-волевые процессы | Умение проявлять эмпатию | 2 |
Регуляция поведения и контроль эмоций | 2 |
Модели поведения в разных социальных ситуациях | 2 |
Профилактика деструктивного поведения: «Возможности и опасности виртуального мира» | 1 |
Умение ориентировать в меняющейся ситуации | 1 |
6 | Профориентационные представления | Типы профессий: Человек-природа | 1 |
Типы профессий: Человек-техника | 1 |
Типы профессий: Человек-человек | 1 |
Типы профессий: Человек-знаковая система | 1 |
Типы профессий: Человек-художественный образ | 1 |
Хочу, могу, надо | 1 |
Итого | 34 часа |
Календарно – тематическое планирование
9 класс
№ | Разделы | Тема | Количество часов |
1 | Диагностика (стартовая, промежуточная, итоговая) Тест «Избирательность внимания» Г. Мюнстерберг, «10 слов» Лурия, методика «Простые аналогии», Опросник Айзенка, Вопросник Басса-Дарки, методика школьной тревожности Филлипса, опросник Казанцевой Г.Н., методика Томаса-Килмана, опросник учебной мотивации 7-8 класс (Карпова Г.А.), методика ДДО Климов | 5 |
2 | Развитие внимания | Устойчивость внимания | 1 |
Переключение внимания | 1 |
Распределение внимания | 1 |
Объем внимания | 1 |
3 | Коммуникация | Самопрезентация | 1 |
Публичное выступление | 1 |
Умение отстаивать свою точку зрения | 1 |
Отношения с ровесниками | 1 |
Отношения со взрослыми | 1 |
4 | Планирование, самоконтроль | Мои жизненные ориентиры | 1 |
Следование инструкции, постановка цели, последовательность действий | 1 |
Контроль результативности деятельности | 1 |
Способность анализировать ситуацию | 1 |
Способность брать ответственность на себя и принимать решение | 2 |
5 | Эмоционально-волевые процессы | Стрессоустойчивость | 2 |
Стратегии поведения в конфликте | 2 |
Модели поведения в разных социальных ситуациях | 2 |
Профилактика зависимого поведения | 1 |
Умение ориентировать в меняющейся ситуации | 1 |
6 | Профориентация | Современный рынок труда | 1 |
Портрет профессионала | 1 |
Билет в будущее | 2 |
Профессиональная траектория | 2 |
Итого | 34 часа |
Методическое и материально-техническое обеспечение программы
Карточки, сюжетные картины, иллюстрации, тексты художественной литературы, фотографии.
Манипуляторные предметы (дидактический и раздаточный материал).
Методическая литература (рабочие тетради, сборники коррекционных упражнений, тесты.
Компьютер.
Литература
1. Дереклеева Н.И Модульный курс учебной и коммутативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. – М.: ВАКО
2. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Под ред. С.Г. Шевченко. — М.: АРКТИ
3. Зак А.З. Методы развития интеллектуальных способностей у детей. - М.: ИНТЕРПРАКС 4. Локалова Н.П. Уроки психологического развития в средней школе: 5-6 классы. Москва: Ось-89. – 128 с.
5. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. - М.
6. Микляева А. В. Я – подросток. Программа уроков по психологии.- СПБ: Издательство «Речь».-336с.
7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.: ВЛАДОС.
8. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе (5–6 классы) / О. В. Хухлаева. – 5-е изд. – М.: Генезис. – 208 с.
9. Ясюкова Л.А.Прогноз и профилактика проблем обучения в средней школе. Методическое руководство. Санкт – Петербург.