СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психокоррекционные упражнения (применительно к урокам биологии)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психокоррекционные упражнения (применительно к урокам биологии)

Просмотр содержимого документа
«Психокоррекционные упражнения (применительно к урокам биологии)»

 ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ   УПРАЖНЕНИЯ применительно к урокам биологии

ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

применительно к урокам биологии

-на зрительно-двигательное восприятие и воспроизведения букв, цифр и схем по памяти Природоведение. 5класс:   Учитель предлагает фигуры объектов, буквы и цифры, которые он пишет в воздухе. Дети поочерёдно называют их. Затем детям предлагаются отдельные слоги и простые слова.

-на зрительно-двигательное восприятие и воспроизведения букв, цифр и схем по памяти

  • Природоведение. 5класс:
  • Учитель предлагает фигуры объектов, буквы и цифры, которые он пишет в воздухе. Дети поочерёдно называют их. Затем детям предлагаются отдельные слоги и простые слова.
 - на развитие восприятия схем, рисунков  5-9 классы, на любых темах, где требуется работа с изображением.  Ученику предлагается рисунок с фрагментальным недорисованными изображением различных фигур, соответствующего по содержанию закрепительного упражнения на распознавание, восстановление изображения.  Например, недорисованный рисунок стержневого, мочковатого видов корней, внутреннее и внешнее строение насекомых, внешнее строение головного мозга.

- на развитие восприятия схем, рисунков 5-9 классы, на любых темах, где требуется работа с изображением. Ученику предлагается рисунок с фрагментальным недорисованными изображением различных фигур, соответствующего по содержанию закрепительного упражнения на распознавание, восстановление изображения. Например, недорисованный рисунок стержневого, мочковатого видов корней, внутреннее и внешнее строение насекомых, внешнее строение головного мозга.

 По теме: «Опорно-двигательная система» 8кл.  Учащимся предлагается карты со схематическим изображением человека. Фигурки отличаются друг от друга различными положением конечностей. Ученику предлагается запомнить позу человека сначала на двух карточках и воспроизвести их, затем число запоминаемых поз увеличивается до девяти. Ребёнок должен не только запомнить позы, но и воспроизвести их в той последовательности, в которых они изображены.

По теме: «Опорно-двигательная система» 8кл. Учащимся предлагается карты со схематическим изображением человека. Фигурки отличаются друг от друга различными положением конечностей. Ученику предлагается запомнить позу человека сначала на двух карточках и воспроизвести их, затем число запоминаемых поз увеличивается до девяти. Ребёнок должен не только запомнить позы, но и воспроизвести их в той последовательности, в которых они изображены.

-на развитие наблюдательности На лабораторных занятиях по ботанике этот вид деятельности превалирует и обязателен. Например, «Какие изменения вызвали недостаток в питании у данных растений?» «Определи визуально (на глаз) сколько мм дает суточный рост корня у традисканции?» и т.д.

-на развитие наблюдательности

  • На лабораторных занятиях по ботанике этот вид деятельности превалирует и обязателен. Например, «Какие изменения вызвали недостаток в питании у данных растений?» «Определи визуально (на глаз) сколько мм дает суточный рост корня у традисканции?» и т.д.
-на соотношение понятий, направленная на оптимизацию распределения внимания  Упражнения по формированию объема внимания на цифровом материале Четыре цифровые таблицы с числами, количество цифр изменяется по мере увеличения объема внимания от занятия к занятию. Рекомендую: первично таблицы включают числа от 1 до 9, затем их количество доводится до 25. Цифры разбросаны в случайном порядке. Инструкция: «Сейчас я буду показывать тебе таблицы с числами. Как только я покажу первую таблицу, нужно как можно быстрее находить в ней числа в порядке возрастания, начиная с единицы. Ты должен их показывать пальцем и называть вслух».

-на соотношение понятий, направленная на оптимизацию распределения внимания

  • Упражнения по формированию объема внимания на цифровом материале
  • Четыре цифровые таблицы с числами, количество цифр изменяется по мере увеличения объема внимания от занятия к занятию. Рекомендую: первично таблицы включают числа от 1 до 9, затем их количество доводится до 25. Цифры разбросаны в случайном порядке. Инструкция: «Сейчас я буду показывать тебе таблицы с числами. Как только я покажу первую таблицу, нужно как можно быстрее находить в ней числа в порядке возрастания, начиная с единицы. Ты должен их показывать пальцем и называть вслух».
Таблица Шульте 1 3,2 4,7 3 10 5,0 4,9 15 12 4,0 11 18 3,9 8 3,3 3,7 5,2 6 3,6 3,5 21 4,1 14 5,1 5 4,2 7 3,4 13 5,3 4,3 9 5,5 16 4 5,4 4,6 4,5 19 4,4 4,8 3,8 20 2 17

Таблица Шульте

1

3,2

4,7

3

10

5,0

4,9

15

12

4,0

11

18

3,9

8

3,3

3,7

5,2

6

3,6

3,5

21

4,1

14

5,1

5

4,2

7

3,4

13

5,3

4,3

9

5,5

16

4

5,4

4,6

4,5

19

4,4

4,8

3,8

20

2

17

Распределите цифры в определенном порядке: 9 37 11 31 18 40 15 20 1 21 7 8 5 3 10 30 14 19 25 26 28 33 39 2 22

Распределите цифры в определенном порядке:

9

37

11

31

18

40

15

20

1

21

7

8

5

3

10

30

14

19

25

26

28

33

39

2

22

Распределите цифры в определенном порядке: 3,4 5,5 5,2 3,0 4,2 3,2 4,4 3,7 5,3 3,5 4,5 3,6 4,8 5,1 4,1 3,7 3,9 4,0 4,9 5,0 4,3 4,6 4,7 3,8 5,4

Распределите цифры в определенном порядке:

3,4

5,5

5,2

3,0

4,2

3,2

4,4

3,7

5,3

3,5

4,5

3,6

4,8

5,1

4,1

3,7

3,9

4,0

4,9

5,0

4,3

4,6

4,7

3,8

5,4

Упражнение на удержание слухового и зрительного анализаторов: - Ученик на карточке считает количество буквой обозначенных терминов, а учитель время от времени диктует свои термины «вирус», «бактерия», через минуту спрашиваем сколько всего посчитал лейкоцитов, какое количество паразитов? Рекомендую: Вначале вносимых слов не должно превышать 5-7, а разновидностей не более одного, потом постепенно усложнять введя несколько терминологий, и удлиняя время. На дом дать задание : Чтение сопровождать негромким постукиванием по столу. Ребёнок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов. Или предлагать вычеркнуть в тексте определенные буквы и в это же время слушать рассказ по телевизору или по записи.  Е  П  К  Р  Л  Д  Р  Л  А  Т  К  Л  У  Л  Е  Н  О  Л

Упражнение на удержание слухового и зрительного анализаторов:

- Ученик на карточке считает количество буквой обозначенных терминов, а учитель время от времени диктует свои термины «вирус», «бактерия», через минуту спрашиваем сколько всего посчитал лейкоцитов, какое количество паразитов? Рекомендую: Вначале вносимых слов не должно превышать 5-7, а разновидностей не более одного, потом постепенно усложнять введя несколько терминологий, и удлиняя время. На дом дать задание : Чтение сопровождать негромким постукиванием по столу. Ребёнок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов. Или предлагать вычеркнуть в тексте определенные буквы и в это же время слушать рассказ по телевизору или по записи.

Е П К Р Л Д Р Л А

Т К Л У Л Е Н О Л

 Модификация методики Мюнстерберга - «Найди слова»  Даем карточки с произвольными буквами, среди которых нужно отыскать спрятавшиеся слова.. Рекомендую: в бессмысленный набор букв вставлять термины, подходящие теме в закрепительной и обобщающей части урока. На выполнение всего задания отводится 5 мин. Показателем успешности служит число правильно найденных слов и скорость выполнения. По ботанике (тема «Органы растений»): праопрспорылопрыклистлвоапрдшусемярщжкпочвалоррыльцебмтканье По анатомии : (тема «Выделительная система»): Пропочкирвапн нефрондлваовенаиапмочалопржыугшкмочеточниколл

Модификация методики Мюнстерберга - «Найди слова»

Даем карточки с произвольными буквами, среди которых нужно отыскать спрятавшиеся слова.. Рекомендую: в бессмысленный набор букв вставлять термины, подходящие теме в закрепительной и обобщающей части урока. На выполнение всего задания отводится 5 мин. Показателем успешности служит число правильно найденных слов и скорость выполнения.

По ботанике (тема «Органы растений»):

праопрспорылопрыклистлвоапрдшусемярщжкпочвалоррыльцебмтканье

По анатомии : (тема «Выделительная система»):

Пропочкирвапн нефрондлваовенаиапмочалопржыугшкмочеточниколл

-задания по формированию объема внимания Слайды каждого задания показываются в порядке возрастания количества букв. Задача ребёнка – запомнить и воспроизвести предъявляемые буквы, на последующих этапах слово и словосочетания. На занятии можно использовать как одно задание из этой серии, так и несколько. Содержание заданий может меняться в зависимости от возрастных и клинико-психологических особенностей. РКБЛ  КТЦМ ЖКПРЧ  ДЗИТК КПТНСД  ШРВТБЧ ДПВ  ШГС БМДРКЛФ  ИВХШТГС СТПЩГВДК  ЖГВПРМТК МВПКШЛЧХБ  БРНЦДКСЧГ

-задания по формированию объема внимания

  • Слайды каждого задания показываются в порядке возрастания количества букв. Задача ребёнка – запомнить и воспроизвести предъявляемые буквы, на последующих этапах слово и словосочетания. На занятии можно использовать как одно задание из этой серии, так и несколько. Содержание заданий может меняться в зависимости от возрастных и клинико-психологических особенностей.

РКБЛ КТЦМ

ЖКПРЧ ДЗИТК

КПТНСД ШРВТБЧ

ДПВ ШГС

БМДРКЛФ ИВХШТГС

СТПЩГВДК ЖГВПРМТК

МВПКШЛЧХБ БРНЦДКСЧГ

Биологические термины: ДУБ, СЕМЯ, КОРЕНЬ, КЛЕТКА, ТЫЧИНКА, ПЛАСТИДЫ, УДОБРЕНИЕ, ФОТОСИНТЕЗ, ЦИТОПЛАЗМА, ЧАШЕЛИСТНИК Я бегу       Что ты Дай мне      Я плыву Дым идёт      Лень мне Двор чист      Один воин Что делать      Птица поёт Ученье – свет      Делу – время Всё по колено      Вода в решете Работа не волк     Слово – серебро Счастье в труде     Всем не угодишь

Биологические термины:

ДУБ, СЕМЯ, КОРЕНЬ, КЛЕТКА, ТЫЧИНКА, ПЛАСТИДЫ, УДОБРЕНИЕ, ФОТОСИНТЕЗ, ЦИТОПЛАЗМА, ЧАШЕЛИСТНИК

Я бегу Что ты

Дай мне Я плыву

Дым идёт Лень мне

Двор чист Один воин

Что делать Птица поёт

Ученье – свет Делу – время

Всё по колено Вода в решете

Работа не волк Слово – серебро

Счастье в труде Всем не угодишь

Корректурные задания на устойчивость внимания Ученику предлагают находить и вычёркивать определённые буквы в печатном тексте определённым образом, например, букву «а» взять в кружочек, «к» подчеркнуть, «л» вычеркнуть, «о» в квадрат, «е» в треугольник. Рекомендую: Корректурные пробы проводить начиная с 5 мин. укорачивая в дальнейшем минуты. Следует проводить в течение 2-4 месяцев. Упражнения целесообразно проводить индивидуально. А  М  В  Ф  К  О  Е  Л  Т  С М  А  С  О  Л  И  К  Х  Ю  Е Л  О  Ф  Т  Е  Д  Ж  К  А  О Л  Ш  Е  З  Д  К  А  Н  Л  О

Корректурные задания на устойчивость внимания

Ученику предлагают находить и вычёркивать определённые буквы в печатном тексте определённым образом, например, букву «а» взять в кружочек, «к» подчеркнуть, «л» вычеркнуть, «о» в квадрат, «е» в треугольник.

Рекомендую: Корректурные пробы проводить начиная с 5 мин. укорачивая в дальнейшем минуты. Следует проводить в течение 2-4 месяцев. Упражнения целесообразно проводить индивидуально.

А М В Ф К О Е Л Т С

М А С О Л И К Х Ю Е

Л О Ф Т Е Д Ж К А О

Л Ш Е З Д К А Н Л О

Корректурные задания на устойчивость внимания Э Л Н - виды лейкоцитов: эозинофил, лимфоцит, нейтрофил соответственно. Вычёркивай как показано.  М Л Э Б Н Э М Б Л Н Б Э Л М Н Б Л Э Н Б Б Л  Н Э М Н Б М Л Л Э М Б Н Б Б Э Н Л Н М М Э

Корректурные задания на устойчивость внимания

Э Л Н - виды лейкоцитов: эозинофил, лимфоцит, нейтрофил соответственно. Вычёркивай как показано.

М Л Э Б Н Э М Б Л Н Б Э Л М Н Б Л Э Н Б Б Л

Н Э М Н Б М Л Л Э М Б Н Б Б Э Н Л Н М М Э

Модификация м-да Пьерона-Рузера К каждым видам лейкоцитов присвоены цифры, запомни и к этим цифрам проставь символику (соответствующие буквы) 1 2 3 4 5 н б э л м  2 1 4 3 5 4 1 2 5 3 1 2 3 4

Модификация м-да Пьерона-Рузера

К каждым видам лейкоцитов присвоены цифры, запомни и к этим цифрам проставь символику (соответствующие буквы)

1 2 3 4 5

н б э л м

2 1 4 3 5 4 1 2 5 3 1 2 3 4

Коррекционные упражнения на концентрацию слухового внимания Слушай внимательно и реши в уме: Даны два числа 54 и 26. Ко второй цифре первого числа прибавь вторую цифру второго числа и полученную сумму раздели на первую цифру второго числа.

Коррекционные упражнения на концентрацию слухового внимания

Слушай внимательно и реши в уме: Даны два числа 54 и 26.

Ко второй цифре первого числа прибавь вторую цифру второго числа и полученную сумму раздели на первую цифру второго числа.

-на концентрацию внимания Даны два числа 56 и 92 вторую цифру первого числа разделите на вторую цифру второго числа… Полученное число умножьте на первую цифру второго числа…Ответ пишите. (15). Рекомендую: соблюдать принцип «от простого к сложному», т.к. дети с ЗПР церебрально-органического генеза затрудняются в двухэтапной работе. Вначале можно давать с зрительным сопровождением, а при тренировке- без показа цифр. Целесообразно брать цифры, относящейся теме, например: У человека всего 32 зуба из них- 20 молочных… В обычных клетках содержится по 46 хромосом, в половых клетках-по23… Мечников И.И. в 1913г. Сделал открытие о фагоцитозе, давайте, запомним эту научную дату и произведём расчёты: второе число делите на четвёртое, прибавьте к четвёртому – получили дату смерти учёного, к двум первым цифрам прибавьте два последние и получите дату первого его открытия. Илья Ильич прожил 71лет, установите дату его рождения.

-на концентрацию внимания

Даны два числа 56 и 92 вторую цифру первого числа разделите на вторую цифру второго числа… Полученное число умножьте на первую цифру второго числа…Ответ пишите. (15).

Рекомендую: соблюдать принцип «от простого к сложному», т.к. дети с ЗПР церебрально-органического генеза затрудняются в двухэтапной работе. Вначале можно давать с зрительным сопровождением, а при тренировке- без показа цифр. Целесообразно брать цифры, относящейся теме, например:

У человека всего 32 зуба из них- 20 молочных… В обычных клетках содержится по 46 хромосом, в половых клетках-по23… Мечников И.И. в 1913г. Сделал открытие о фагоцитозе, давайте, запомним эту научную дату и произведём расчёты: второе число делите на четвёртое, прибавьте к четвёртому – получили дату смерти учёного, к двум первым цифрам прибавьте два последние и получите дату первого его открытия. Илья Ильич прожил 71лет, установите дату его рождения.

«Перестановка» а/ Составь слово (форменных элементов крови), переставляя буквы и всех используя. б/ из данных букв составь как можно больше слов. Одну и ту же букву следует использовать только один раз.  ОРТИРТИЦЭ, ТЦИЛОКЕЙ, ЭНОЛИФОЗИ, ИНФРЕЛТОЙ,  МОФИЛТИЦ, НОФИЛТРЕЙ, БОФАЛИЗ, ЦОМОТИН

«Перестановка»

а/ Составь слово (форменных элементов крови), переставляя буквы и всех используя.

б/ из данных букв составь как можно больше слов. Одну и ту же букву следует использовать только один раз.

ОРТИРТИЦЭ, ТЦИЛОКЕЙ, ЭНОЛИФОЗИ, ИНФРЕЛТОЙ,

МОФИЛТИЦ, НОФИЛТРЕЙ, БОФАЛИЗ, ЦОМОТИН

На концентрацию и устойчивость слухового внимания и способность дифференцировать вербальную и слуховую память: Пиши символ эритроцита буквой –Э, сосчитай во время выполнения, также запомни на слух сколько раз я назову «лейкоцит», «тромбоцит». Э Э …..

На концентрацию и устойчивость слухового внимания и способность дифференцировать вербальную и слуховую память:

Пиши символ эритроцита буквой –Э, сосчитай во время выполнения, также запомни на слух сколько раз я назову «лейкоцит», «тромбоцит».

Э Э …..

Наглядно-образное мышление (пространственная ориентация) Лейкоцит стремится к объекту. Мозг дает установку: «Пройди мимо клетки с ядром, минуя эритроциты,(он остается справа) после него завернуть влево, идти мимо группы тромбоцитов (она остается на левой стороне), дальше – дойти до белка спиралевидной формы и завернуть справа – там будет вирус».

Наглядно-образное мышление (пространственная ориентация)

Лейкоцит стремится к объекту. Мозг дает установку: «Пройди мимо клетки с ядром, минуя эритроциты,(он остается справа) после него завернуть влево, идти мимо группы тромбоцитов (она остается на левой стороне), дальше – дойти до белка спиралевидной формы и завернуть справа – там будет вирус».

Коррекционные упражнения на ассоциативное мышление: Найди соответствующие ассоциации к этим словам: Кровь, эритроцит, лейкоцит, нейтрофил, зозинофил, базофил, лимфоцит, моноцит, тромбоцит из перечня слов : жидкость, чистота, амеба, враг, норма, белок, авангард, долгожитель.

Коррекционные упражнения на ассоциативное мышление:

Найди соответствующие ассоциации к этим словам:

Кровь, эритроцит, лейкоцит, нейтрофил, зозинофил, базофил, лимфоцит, моноцит, тромбоцит из перечня слов : жидкость, чистота, амеба, враг, норма, белок, авангард, долгожитель.

«Каждой руке – свое дело» Попросить левой рукой медленно перелистывать в течение 1 минуты книгу с иллюстрациями запоминая их, а правой – чертить геометрические фигуры по порядке. Рекомендую: для усложнения можно предложить написать уравнение реакции соединения правой рукой.

«Каждой руке – свое дело»

Попросить левой рукой медленно перелистывать в течение 1 минуты книгу с иллюстрациями запоминая их, а правой – чертить геометрические фигуры по порядке. Рекомендую: для усложнения можно предложить написать уравнение реакции соединения правой рукой.

- на зрительную память «Заметь всё»  Раскладывают в ряд 7-10 картинки с изображением насекомых на наборном полотне, которое затем закрываются . Приоткрыв предметы на 10 сек, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы, которые они запомнили. Далее, приоткрыв снова эти же предметы, на 8 сек. Спросить у детей, в какой последовательности они лежали. Поменяв, заменить другой снова показать все на 10 секунд. Предложить детям определить какие заменены. Рекомендую: рисунки должны соответствовать строго по тематике урока, логично выдержаны по содержанию. Можно усложнить: после переложения можно поменять местами две картинки. Расположить не в ряд, а вертикально, а затем в обратном порядке - последнюю первой.

- на зрительную память «Заметь всё»

Раскладывают в ряд 7-10 картинки с изображением насекомых на наборном полотне, которое затем закрываются . Приоткрыв предметы на 10 сек, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы, которые они запомнили. Далее, приоткрыв снова эти же предметы, на 8 сек. Спросить у детей, в какой последовательности они лежали. Поменяв, заменить другой снова показать все на 10 секунд. Предложить детям определить какие заменены. Рекомендую: рисунки должны соответствовать строго по тематике урока, логично выдержаны по содержанию. Можно усложнить: после переложения можно поменять местами две картинки. Расположить не в ряд, а вертикально, а затем в обратном порядке - последнюю первой.