ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
применительно к урокам биологии
-на зрительно-двигательное восприятие и воспроизведения букв, цифр и схем по памяти
- Природоведение. 5класс:
- Учитель предлагает фигуры объектов, буквы и цифры, которые он пишет в воздухе. Дети поочерёдно называют их. Затем детям предлагаются отдельные слоги и простые слова.
- на развитие восприятия схем, рисунков 5-9 классы, на любых темах, где требуется работа с изображением. Ученику предлагается рисунок с фрагментальным недорисованными изображением различных фигур, соответствующего по содержанию закрепительного упражнения на распознавание, восстановление изображения. Например, недорисованный рисунок стержневого, мочковатого видов корней, внутреннее и внешнее строение насекомых, внешнее строение головного мозга.
По теме: «Опорно-двигательная система» 8кл. Учащимся предлагается карты со схематическим изображением человека. Фигурки отличаются друг от друга различными положением конечностей. Ученику предлагается запомнить позу человека сначала на двух карточках и воспроизвести их, затем число запоминаемых поз увеличивается до девяти. Ребёнок должен не только запомнить позы, но и воспроизвести их в той последовательности, в которых они изображены.
-на развитие наблюдательности
- На лабораторных занятиях по ботанике этот вид деятельности превалирует и обязателен. Например, «Какие изменения вызвали недостаток в питании у данных растений?» «Определи визуально (на глаз) сколько мм дает суточный рост корня у традисканции?» и т.д.
-на соотношение понятий, направленная на оптимизацию распределения внимания
- Упражнения по формированию объема внимания на цифровом материале
- Четыре цифровые таблицы с числами, количество цифр изменяется по мере увеличения объема внимания от занятия к занятию. Рекомендую: первично таблицы включают числа от 1 до 9, затем их количество доводится до 25. Цифры разбросаны в случайном порядке. Инструкция: «Сейчас я буду показывать тебе таблицы с числами. Как только я покажу первую таблицу, нужно как можно быстрее находить в ней числа в порядке возрастания, начиная с единицы. Ты должен их показывать пальцем и называть вслух».
Таблица Шульте
1
3,2
4,7
3
10
5,0
4,9
15
12
4,0
11
18
3,9
8
3,3
3,7
5,2
6
3,6
3,5
21
4,1
14
5,1
5
4,2
7
3,4
13
5,3
4,3
9
5,5
16
4
5,4
4,6
4,5
19
4,4
4,8
3,8
20
2
17
Распределите цифры в определенном порядке:
9
37
11
31
18
40
15
20
1
21
7
8
5
3
10
30
14
19
25
26
28
33
39
2
22
Распределите цифры в определенном порядке:
3,4
5,5
5,2
3,0
4,2
3,2
4,4
3,7
5,3
3,5
4,5
3,6
4,8
5,1
4,1
3,7
3,9
4,0
4,9
5,0
4,3
4,6
4,7
3,8
5,4
Упражнение на удержание слухового и зрительного анализаторов:
- Ученик на карточке считает количество буквой обозначенных терминов, а учитель время от времени диктует свои термины «вирус», «бактерия», через минуту спрашиваем сколько всего посчитал лейкоцитов, какое количество паразитов? Рекомендую: Вначале вносимых слов не должно превышать 5-7, а разновидностей не более одного, потом постепенно усложнять введя несколько терминологий, и удлиняя время. На дом дать задание : Чтение сопровождать негромким постукиванием по столу. Ребёнок должен запомнить текст и сосчитать количество ударов. Или предлагать вычеркнуть в тексте определенные буквы и в это же время слушать рассказ по телевизору или по записи.
Е П К Р Л Д Р Л А
Т К Л У Л Е Н О Л
Модификация методики Мюнстерберга - «Найди слова»
Даем карточки с произвольными буквами, среди которых нужно отыскать спрятавшиеся слова.. Рекомендую: в бессмысленный набор букв вставлять термины, подходящие теме в закрепительной и обобщающей части урока. На выполнение всего задания отводится 5 мин. Показателем успешности служит число правильно найденных слов и скорость выполнения.
По ботанике (тема «Органы растений»):
праопрспорылопрыклистлвоапрдшусемярщжкпочвалоррыльцебмтканье
По анатомии : (тема «Выделительная система»):
Пропочкирвапн нефрондлваовенаиапмочалопржыугшкмочеточниколл
-задания по формированию объема внимания
- Слайды каждого задания показываются в порядке возрастания количества букв. Задача ребёнка – запомнить и воспроизвести предъявляемые буквы, на последующих этапах слово и словосочетания. На занятии можно использовать как одно задание из этой серии, так и несколько. Содержание заданий может меняться в зависимости от возрастных и клинико-психологических особенностей.
РКБЛ КТЦМ
ЖКПРЧ ДЗИТК
КПТНСД ШРВТБЧ
ДПВ ШГС
БМДРКЛФ ИВХШТГС
СТПЩГВДК ЖГВПРМТК
МВПКШЛЧХБ БРНЦДКСЧГ
Биологические термины:
ДУБ, СЕМЯ, КОРЕНЬ, КЛЕТКА, ТЫЧИНКА, ПЛАСТИДЫ, УДОБРЕНИЕ, ФОТОСИНТЕЗ, ЦИТОПЛАЗМА, ЧАШЕЛИСТНИК
Я бегу Что ты
Дай мне Я плыву
Дым идёт Лень мне
Двор чист Один воин
Что делать Птица поёт
Ученье – свет Делу – время
Всё по колено Вода в решете
Работа не волк Слово – серебро
Счастье в труде Всем не угодишь
Корректурные задания на устойчивость внимания
Ученику предлагают находить и вычёркивать определённые буквы в печатном тексте определённым образом, например, букву «а» взять в кружочек, «к» подчеркнуть, «л» вычеркнуть, «о» в квадрат, «е» в треугольник.
Рекомендую: Корректурные пробы проводить начиная с 5 мин. укорачивая в дальнейшем минуты. Следует проводить в течение 2-4 месяцев. Упражнения целесообразно проводить индивидуально.
А М В Ф К О Е Л Т С
М А С О Л И К Х Ю Е
Л О Ф Т Е Д Ж К А О
Л Ш Е З Д К А Н Л О
Корректурные задания на устойчивость внимания
Э Л Н - виды лейкоцитов: эозинофил, лимфоцит, нейтрофил соответственно. Вычёркивай как показано.
М Л Э Б Н Э М Б Л Н Б Э Л М Н Б Л Э Н Б Б Л
Н Э М Н Б М Л Л Э М Б Н Б Б Э Н Л Н М М Э
Модификация м-да Пьерона-Рузера
К каждым видам лейкоцитов присвоены цифры, запомни и к этим цифрам проставь символику (соответствующие буквы)
1 2 3 4 5
н б э л м
2 1 4 3 5 4 1 2 5 3 1 2 3 4
Коррекционные упражнения на концентрацию слухового внимания
Слушай внимательно и реши в уме: Даны два числа 54 и 26.
Ко второй цифре первого числа прибавь вторую цифру второго числа и полученную сумму раздели на первую цифру второго числа.
-на концентрацию внимания
Даны два числа 56 и 92 вторую цифру первого числа разделите на вторую цифру второго числа… Полученное число умножьте на первую цифру второго числа…Ответ пишите. (15).
Рекомендую: соблюдать принцип «от простого к сложному», т.к. дети с ЗПР церебрально-органического генеза затрудняются в двухэтапной работе. Вначале можно давать с зрительным сопровождением, а при тренировке- без показа цифр. Целесообразно брать цифры, относящейся теме, например:
У человека всего 32 зуба из них- 20 молочных… В обычных клетках содержится по 46 хромосом, в половых клетках-по23… Мечников И.И. в 1913г. Сделал открытие о фагоцитозе, давайте, запомним эту научную дату и произведём расчёты: второе число делите на четвёртое, прибавьте к четвёртому – получили дату смерти учёного, к двум первым цифрам прибавьте два последние и получите дату первого его открытия. Илья Ильич прожил 71лет, установите дату его рождения.
«Перестановка»
а/ Составь слово (форменных элементов крови), переставляя буквы и всех используя.
б/ из данных букв составь как можно больше слов. Одну и ту же букву следует использовать только один раз.
ОРТИРТИЦЭ, ТЦИЛОКЕЙ, ЭНОЛИФОЗИ, ИНФРЕЛТОЙ,
МОФИЛТИЦ, НОФИЛТРЕЙ, БОФАЛИЗ, ЦОМОТИН
На концентрацию и устойчивость слухового внимания и способность дифференцировать вербальную и слуховую память:
Пиши символ эритроцита буквой –Э, сосчитай во время выполнения, также запомни на слух сколько раз я назову «лейкоцит», «тромбоцит».
Э Э …..
Наглядно-образное мышление (пространственная ориентация)
Лейкоцит стремится к объекту. Мозг дает установку: «Пройди мимо клетки с ядром, минуя эритроциты,(он остается справа) после него завернуть влево, идти мимо группы тромбоцитов (она остается на левой стороне), дальше – дойти до белка спиралевидной формы и завернуть справа – там будет вирус».
Коррекционные упражнения на ассоциативное мышление:
Найди соответствующие ассоциации к этим словам:
Кровь, эритроцит, лейкоцит, нейтрофил, зозинофил, базофил, лимфоцит, моноцит, тромбоцит из перечня слов : жидкость, чистота, амеба, враг, норма, белок, авангард, долгожитель.
«Каждой руке – свое дело»
Попросить левой рукой медленно перелистывать в течение 1 минуты книгу с иллюстрациями запоминая их, а правой – чертить геометрические фигуры по порядке. Рекомендую: для усложнения можно предложить написать уравнение реакции соединения правой рукой.
- на зрительную память «Заметь всё»
Раскладывают в ряд 7-10 картинки с изображением насекомых на наборном полотне, которое затем закрываются . Приоткрыв предметы на 10 сек, снова закрыть их и предложить детям перечислить все предметы, которые они запомнили. Далее, приоткрыв снова эти же предметы, на 8 сек. Спросить у детей, в какой последовательности они лежали. Поменяв, заменить другой снова показать все на 10 секунд. Предложить детям определить какие заменены. Рекомендую: рисунки должны соответствовать строго по тематике урока, логично выдержаны по содержанию. Можно усложнить: после переложения можно поменять местами две картинки. Расположить не в ряд, а вертикально, а затем в обратном порядке - последнюю первой.