Эссе
«Психолог – профессия или призвание?»
Не тот педагог, кто получает образование педагога,
а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том,
что он есть, должен быть и не может быть иным.
Эта уверенность встречается редко и доказывается
только постоянным трудом. Это и есть призвание.
Л. Толстой
Психолог – это не профессия, психолог – это стиль жизни. В народе есть много легенд и мифов об этой профессии. Когда друзья или знакомые узнают о том, что я психолог вот, что я слышу в ответ: «психолог - манипулятор, гипнотизер или шарлатан, который толком ничем не помогает». И тут я задумалась: как доходчиво объяснить предназначение педагога-психолога, определить его место в образовательном учреждении?
Еще хотелось бы отметить то, насколько психология многогранна. Главное, на мой взгляд, это то, что человек, пришедший в эту профессию, может найти себя и как психолога - консультанта, или как психодиагноста или все вместе. То есть всегда будет к чему стремиться, всегда можно будет попробовать научиться чему - то новому. В этой науке есть много направлений, из которых можно выбрать именно то, чем хочешь заниматься всю жизнь. В каком именно направлении пойду я? На данный момент - это мир «дошкольного детства». Загадочный мир детской души, как он многолик и разнообразен! И познать его взрослому человеку порой бывает очень нелегко.
«Все мы родом из детства” – но забываем этот волшебный мир, зачастую не понимаем даже собственных детей. Психолог же остается в мире детства навсегда! Каждый раз, приходя в группу, окунается в мир малышей – изучает окружающий мир, учится играть, дружить, творить!
Современный мир противоречив и непостоянен, предъявляет к человеку множество требований. Мое предназначение, как педагога-психолога – помочь детям пройти отрезок этого пути, научить гармоничному взаимодействию с окружающими, основанному, в первую очередь, на внутренней гармонии. Именно гармония с самим собой и окружающими позволяет человеку быть независимым от внешних потрясений, проходить собственный, неповторимый жизненный путь. Главный принцип моей работы «не навреди! », ведь у каждого ребёнка ещё всё только начинается. Дошкольное детство – это особый период в развитии ребенка, становление личности. Ребёнок и взрослый - это две личности, дополняющие друг друга. Ребёнок – ценность перед взрослым, продолжение жизни на Земле, а Взрослый для ребёнка – опора и вершина. Свою работу я строю на взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Работа с детьми это не только вечная молодость, это ещё и вечное развитие, движение вперёд. Нашей профессии психолога, можно позавидовать, она даёт возможность развиваться творчески, духовно. Любой путь бывает, не прост, на психологическом тоже много трудностей и препятствий. Добиться успеха психологу помогают наука, способности, оптимизм.
Работая совместно с педагогами, стараюсь создать благоприятную атмосферу в образовательном учреждении для всего педагогического коллектива. Свою работу строю на доверии, не забываю о профессиональной этике и ответственности. Эффективное сотрудничество с педагогами, специалистами способствует оптимизации контактов с детьми, их родителями.
Не забываю, что любое образовательное учреждение – это социальный организм, в котором совершенствуется система воспитания и обучения на государственном уровне. Разработаны и введены в практику государственные стандарты и требования, имеющие своей целью всестороннее развитие ребенка во всех видах деятельности. Поэтому, нужно иметь не только хорошую специальную подготовку, но и прекрасно ориентироваться в педагогическом процессе, научиться устанавливать позитивные отношения и постепенно формировать житейскую мудрость. Я надеюсь, что сталкиваясь с новыми непредвиденными ситуациями, новыми людьми, мы всегда найдём большой простор для приложения своих творческих способностей, знаний, умений. Стараюсь постоянно повышать свой профессиональный уровень. Участвую в методических объединениях, семинарах, круглых столах, активно занимаюсь самообразованием. Уроки коллег, мастер-классы и педагогические советы - это кирпичики фундамента моего педагогического развития.
В данном направлении «дошкольное детство» много для меня нового, интересного. Хочется идти и расти дальше. А закончить хотелось бы следующим, кто-то из великих сказал: «Не бойтесь расти медленно, бойтесь стоять на месте и не расти совсем».