Психологическая коррекция детей с психическими заболеваниями
Понятие психологической коррекции
Психологическая коррекция - один из видов психологической помощи; деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также — деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.
Цели психокоррекции:
- По отношению к нормальному развитию – создание оптимальных условий для полноценного психического и личностного развития человека.
- По отношению к аномальному развитию – исправление недостатков развития.
Какие существуют психические заболевания?
Психические расстройства у детей делятся на 4 больших класса: 1) Умственная отсталость; 2) Задержки развития; 3) Синдром дефицита внимания; 4) Аутизм раннего детского возраста.
Организация психокоррекционной работы с детьми, имеющими психические нарушения
В процессе планирования занятий необходимо соблюдать следующие принципы:
- учет формы и степени тяжести заболевания;
- принцип последовательности, предусматривающий постепенное усложнение занятий;
- принцип доступности заданий;
- принцип систематичности занятий, предусматривающий определенную частоту занятий (желательно не менее двух раз в неделю);
- принцип закрепления усвоенного с привлечением родителей, педагогов-дефектологов, логопедов.
Методы психологической коррекции
Существует множество методов психологической коррекции. Мы рассмотрим лишь некоторые частные методы , которые можно использовать при любых видах психических нарушений.
Название метода
Характеристика
Игротерапия
Метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры. Игра корригирует подавляемые негативные эмоции, страхи, неуверенность в себе, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребенку действий с предметами. В игротерапии применяют различный игровой материал: игры в «семью», строительные игры, игры-упражнения.
Арттерапия
Специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве — изобразительной и творческой деятельности. Цель ее — развитие самовыражения, самопознания ребенка через искусство. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, внутренние конфликты, воспоминания, сновидения.
Музыкотерапия
Способствует: развитию коммуникативных навыков, развитию творческих навыков и потребности в самовыражении, побуждает к взаимодействию,
Танцевальная терапия
улучшает память и концентрацию. Терапия начинается со знакомства пациента с инструментом. Инструктор все время находится на виду у больного, чтобы он ассоциировал необычные звуки с инструментом. Затем пациент пробует самостоятельно извлекать звуки или подражать им голосом. Лечение также может проходить в форме прослушивания релаксационной музыки.
Танцевальная терапия применяется при работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, нарушения общения. Использование этого метода требует от психолога достаточно глубокой подготовки, так как этот вид взаимодействия может будить сильные эмоции, которым не так-то просто найти разрешение. Танцевальные движения в сочетании с физическими контактами и интенсивным межличностным взаимодействием могут вызывать очень глубокие и сильные чувства.
Цель танцевальной терапии — развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта.
Сказкотерапия
Метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые возможности при коммуникации.
Куклотерапия
Игра с куклой — это тот мир реальности, в котором живет ребенок. Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи психолога, дает возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребенка с целью ее коррекции или психопрофилактики. Используется этот метод в целях профилактики дезадаптивного поведения. Коррекция протестного, оппозиционного, демонстративного поведения достигается путем разыгрывания на куклах в паре с родителями или сверстниками типичных конфликтных ситуаций, взятых из жизни ребенка.
Пескотерапия
Это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир. Возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова. Пескотерапия позволяет освободить творческий потенциал, внутренние силы для разрешения трудной ситуации, актуализирует воспоминания, с целью повторного переживания и освобождения от них, помогает снять напряжение, тревожность, избавиться от страхов.
Сенсорная интеграция
Терапия с помощью сенсорной интеграции основывается на предположении, что ребенок либо чересчур возбужден, либо недостаточно возбужден окружающей обстановкой. Таким образом, цель сенсорной интеграции - совершенствовать способность мозга обрабатывать сенсорную информацию, таким образом, что ребенок начинает лучше коммуницировать в повседневной жизни.
Примеры сенсорной интеграции:
- Раскачивание в гамаке (ориентация в пространстве)
- Танец под музыку (слуховая система)
- Игра с коробочками, наполненными фасолью (тактильные ощущения)
- Ползание в туннелях (прикосновение и ориентация в пространстве)
- Прикосновение к раскачивающимся шарикам (зрительно-тактильная координация)
- Вращение на стуле (баланс и зрение)
- Балансирование на перекладине (баланс)
Психологическая коррекция детей с умственной отсталостью
Решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития играет более раннее начало коррекционной работы, что позволит предотвратить вторичные отклонения в развитии ребенка.
У детей с психическим недоразвитием одними из первостепенных задач психокоррекции являются следующие:
- обучение детей с психическим недоразвитием усвоению сенсорных эталонов с помощью развития у них предметно-практических действий;
- развитие целостности, константности, предметности и обобщенности восприятия;
- формирование поисковых способов ориентировки в задании.
Особенности психокоррекции детей с умственной отсталостью:
- Частое повторение тех или иных действий - умственно отсталому ребенку для усвоения способов ориентировки в окружающем, для понимания того или иного действия требуется гораздо больше повторений, чем нормально развивающемуся;
- Давать ребенку четкую, краткую инструкцию;
- Основной упор в работе с умственно отсталым ребенком делать на развитие восприятия и внимания – именно восприятие является основой формирования мышления у ребенка.
- Развитие осязательного восприятия:
Этапы:
- детей обучают осязательному восприятию знакомых объемных предметов (например, машинка, кукла, ложка, тарелка, шарф, пуговица и пр.);
- детям предлагают для ощупывания и узнавания объемные геометрические формы (шар, куб, кирпичик из строительного набора и пр.);
- дети ощупывают и называют плоские геометрические фигуры;
- дети классифицируют объемные фигуры по величине.
За специальной ширмой психолог раскладывает перед ребенком набор объемных фигур одинаковой формы, но разной величины. Например, шар большой и шар маленький, катушка большая и катушка маленькая и пр. Психолог просит ребенка выбрать и дать ему одинаковые фигурки.
- Формирование пространственной ориентировки (М. и Н. Семаго):
Этапы:
- необходимо обучить детей различать отношения предметов и их частей по вертикали (на, под);
- формирование горизонтальных отношений (рядом, около);
- формирование таких отношений как «справа», «слева» «за», «перед», «между» и пр.
После того как ребенок научится воспринимать и воспроизводить пространственные отношения предметов по подражанию действиям взрослого, можно переходить к играм, где взрослый предъявляет ребенку уже готовые образцы («Найди и назови», «Запомни и найди» и т.д.).
- Развитие целостности, константности предмета:
Формирование целостного восприятия успешно осуществляется в процессе обучения детей продуктивным видам деятельности: конструирования, рисования, лепки, аппликации.
Перед началом психокоррекционной работы психолог должен обратить внимание на то, какая форма памяти у ребенка преобладает: зрительная, слуховая, зрительно-слуховая или кинестетическая.
Все занятия по коррекции памяти должны проходить в игровой ситуации, доступной ребенку.
Мышление детей с умственной отсталостью отличается конкретностью, невозможностью образования понятий, трудностями переноса и обобщения.
Важной задачей психокоррекции является развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Задания на развитие наглядно-действенного мышления: подбор предметов по образцу, группировка предметов по образцу и по разным свойствам. Особое коррекционное значение имеют игры, направленные на использование вспомогательных средств. Например, предлагается достать нужный предмет с помощью веревки, палки и пр.
Задания на развитие наглядно-образного мышления: использование разнообразных психотехнических игр с использованием картинок. Например, нужно достать предмет, изображенный на картинке. Психолог предлагает ребенку картинку и просит рассказать, как мальчик будет доставать воздушный шар с высокого шкафа в комнате.
Психологическая коррекция детей с ЗПР (Задержка психического развития)
Задержка психического развития - это временное несоответствие уровня психического развития паспортному возрасту ребенка, которое проявляется в несоответствии интеллектуальных возможностей его возрасту (негрубое нарушение познавательной сферы), личностной незрелости, преобладании игровых интересов. Это синдром временного отставания психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.
Направления коррекционной работы с детьми, имеющими задержку психического развития:
- стимуляция познавательной активности,
- развитие ориентировочной основы деятельности,
- Контроль и оптимизация мнестических и интеллектуальных функций.
Методы психологической коррекции детей с ЗПР
- Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводиться всем формам ручной деятельности , включая рисование, лепку, аппликацию, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковую гимнастику, шитье и т.д.;
- Детям с ЗПР полезны игры-упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности;
- В работе с детьми с ЗПР широко должны применяться дидактические игры, которые способствуют формированию самоконтроля, освоение сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности. В книге А. А. Катаевой и Е. А. Стребелевой представлены дидактические игры, с помощью которых психолог может решать разные коррекционные задачи.
Необходимо помнить, что полноценный коррекционный эффект достигается при переносе положительных сдвигов со специальных занятий в реальную повседневную жизнь ребенка. А это возможно лишь тогда, когда психолог работает в тесном контакте с родителями проблемного ребенка, когда родители знают о позитивной динамике и знают способы и методы закрепления выработанных навыков.
Наименование блока
Содержание блока
Мотивационный блок
Психокоррекционные задачи
Неумение ребенка выделить, осознать и принять цели действия
Блок регуляции
Формы ЗПР
Формирование познавательных
Неумение планировать свою деятельность во времени и по содержанию
мотивов: создать проблемные учебные ситуации; стимулировать активность ребенка на занятии. Обратить внимание на тип семейного воспитания. Приемы: Создание игровых, учебных ситуаций; дидактические и развивающие игры.
Психофизический инфантилизм
Обучить ребенка планированию своей деятельности во времени Предварительно организовать ориентировки в заданиях Предварительно проанализировать с ребенком используемые способы деятельности: Приемы: Обучение детей продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию, лепке, моделированию)
Соматогенные формы ЗПР
Психогенные
формы ЗПР.
Органический инфантилизм
ЗПР церебрально-органического генеза
Психологическая коррекция детей с синдромом дефицита внимания
Общепринятым является положение, согласно которому лечение СДВГ должно быть комплексным , то есть включать как медикаментозную терапию, так и психотерапевтические методы.
Особенности детей с СДВГ:
- нарушения внимания,
- импульсивность,
- проблемы саморегуляции,
- агрессивность,
- раздражительность,
- склонность к переменам настроения (что представляет собой проявление психопатоподобного варианта психоорганического синдрома)
Особенности психокоррекции детей с СДВГ:
- Особое значение в коррекционном процессе таких детей занимает врач – невролог – он выясняет причины возникновения СДВГ, назначает медикаментозное лечение, а также может написать соответствующие рекомендации для учителей, воспитателей и родителей, по воспитанию такого ребенка;
- Занятия могут быть как индивидуальными, так и групповыми - но практика показывает, что гиперактивные дети часто испытывают затруднения при групповой форме работы, поэтому на первых этапах, пока у них еще не отработаны навыки взаимодействия с детьми и взрослыми, отсутствует умение контролировать поведение, целесообразно проводить индивидуальные занятия.
Основные направления работы
Гиперактивным детям не рекомендуют игры с сильно выраженным эмоциональным компонентом (соревнования, показательные выступления), а также виды спорта со статистической нагрузкой (например, силовое троеборье). Полезны физические упражнения, носящие аэробный характер в виде длительного, равномерного тренинга лёгкой и средней интенсивности: бег «трусцой», плавание, лыжи, езда на велосипеде, водный и пеший туризм. При систематической физической нагрузке снижается стресс-реактивность, повышается моторный контроль и в целом повышаются адаптивные способности.
- Психолого-педагогическая коррекция
Изменив окружение ребёнка, отношение к нему в семье и школе, можно повлиять на течение заболевания. При наличии эмоциональных нарушений проводят холдинг-терапию, используют методики для снятия повышенной тревожности, развития коммуникабельности, подбирают сферы деятельности, в которых ребёнок чувствовал бы себя уверенно, моделируют ситуации успеха. В цикл занятий включают упражнения на развитие внимания и памяти. Однако в случае, когда затронуты области коры, отвечающие за когнитивные функции, помогают методики развития мышления и речи, при этом происходит определенная компенсация нарушенных функций. При выявлении речевых нарушений необходимы логопедические занятия.
СДВГ - это заболевание не только ребёнка, но и взрослых, и прежде всего матери, которая наиболее часто с ним контактирует. Мать гиперактивного ребёнка излишне раздражительна, импульсивна, у неё часто снижено настроение. Для снятия депрессивного состояния проводится психотерапевтическое лечение.
Мышечное расслабление, достигаемое при аутогенной тренировке, влияет на функции центральной и периферической нервной системы, повышает уровень произвольной регуляции различных систем организма ребенка.
- Поведенческая психотерапия
Домашняя программа коррекции включает: а) изменение поведения взрослого и его отношения к ребёнку (демонстрировать спокойное поведение, избегать слов «нет» и «нельзя», взаимоотношения с ребёнком строить на доверии и взаимопонимании); б) изменение психологического микроклимата в семье (взрослые должны меньше ссориться, больше времени уделять ребёнку, проводить досуг всей семьёй); в) организацию режима дня и места для занятий; г)в общении с ребенком должны преобладать методы вознаграждения и поддержки, поскольку к выговорам и наказаниям они не восприимчивы.
Школьная программа коррекции включает : а) изменение окружения (место ребёнка в классе - рядом с учителем, включение минуток активного отдыха в режим урока), регулирование взаимоотношений с одноклассниками); б) создание ситуаций успеха, развитие мотивации обучения, в) коррекцию негативных форм поведения, в частности немотивированной агрессии.
- Рекомендации родителям гиперактивных детей
1. Поручите ребенку часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т.д.);
2. Заведите дневник самоконтроля и отмечайте в нём вместе с ребёнком его успехи дома и в школе;
3. Введите балльную или знаковую систему вознаграждения: можно каждый хороший поступок отмечать звёздочкой, а определённое их количество вознаграждать игрушкой, сладостями или давно обещанной поездкой;
4. Старайтесь ставить перед ребенком задачи, соответствующие его способностям;
5. Не навязывайте ему жёстких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами;
7. Вызывающее поведение Вашего ребёнка - его способ привлечь Ваше внимание. Проводите с ним больше времени;
8. Поддерживайте дома чёткий распорядок дня. Приём пищи, игры, прогулки, отход ко сну должны совершаться в одно и то же время. Награждайте ребёнка за его соблюдение;
9. У ребёнка должен быть свой уголок, во время занятий на столе не должно быть ничего, что отвлекало бы его внимание. Над столом не должно быть никаких плакатов и т.п.;
11. Избегайте по возможности больших скоплений людей. Пребывание в магазинах, на рынках и т.п. оказывает на ребёнка чрезмерное возбуждающее действие;
12. Оберегайте ребёнка от переутомления, поскольку оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию двигательной подвижности;
13. Старайтесь, чтобы ребёнок высыпался. Недостаток сна ведёт к ещё большему ухудшению внимания и самоконтроля. К концу дня ребёнок может стать неуправляемым;
14. Развивайте у него осознанное торможение, учите контролировать себя. Перед тем как что-то сделать, пусть посчитает от 10 до 1;
15. Помните! Ваше спокойствие - лучший пример для ребёнка;
16. Давайте ребёнку больше возможности расходовать избыточную энергию;
17. Воспитывайте у ребёнка интерес к какому-нибудь занятию.. Найдите те занятия, которые бы "удавались" ребёнку и повышали его уверенность в себе.
- Рекомендации учителям по работе с гиперактивными детьми
1. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи в учёбе вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием;
2. Изменяйте режим урока - устраивайте минутки активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями и релаксацией;
3. В классе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с синдромом часто забывают его;
4. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребёнка - в центре класса, напротив доски. Он всегда должен находиться перед глазами учителя;
5. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло - во время урока попросите его вымыть доску, собрать тетради и т.д.;
6. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию учеников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и наоборот, избегайте монотонной деятельности;
7. На определённый отрезок времени давайте лишь одно задание. Если ученику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и учитель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы;
8. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями ученика. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к ученику с СДВГ;
9. Создавайте ситуации успеха, в которых ребёнок имел бы возможность проявить свои сильные стороны.
Психологическая коррекция детей с аутизмом
Синдром раннего детского аутизма ( РДА ) — нарушение в развитии эмоционально-личностной сферы детей и подростков.
Ребёнок испытывает трудности при установлении эмоционального контакта с внешним миром. Проблемным становится выражение собственных эмоциональных состояний и понимание других людей. Трудности возникают при установлении зрительного контакта, во взаимодействии с людьми при помощи жестов, мимики, интонаций. Даже с близкими людьми ребёнок испытывает сложности в налаживании эмоциональных связей, но в большей степени аутизм проявляет себя в общении с посторонними.
Характерны:
- Стереотипичность в поведении - ребёнку свойственна поглощённость однообразными действиями: раскачивание, потряхивание и взмахивание руками, прыжки. Один и тот же предмет становится объектом постоянных манипуляций, он его трясёт, постукивает, вертит, крутит и т. д.;
- Характерная задержка и нарушение речевого развития, а именно её коммуникативных функций .
Методы психологической коррекции детей с аутизмом
ТЕАССН – программа, предусматривает создание соответствующих особенностям аутичного ребенка условий существования. Решаются задачи развития невербальной коммуникации, формирование элементарных социально-бытовых навыков, четкое структурирование пространства и времени (через различные формы расписаний, дневники), опора на визуализацию. Обучение речи, формирование учебных и профессиональных навыков не являются обязательными.
Методика оперантного обучения (поведенческая терапия) предусматривает создание внешних условий, формирующих желаемое поведение. Работа с детьми направлена на социально-бытовую адаптацию, речевое развитие, овладение учебными предметами, формирование производственных навыков. Обучение носит индивидуальный характер.
Дельфинотерапия - терапия направлена на развитие коммуникативных навыков ребенка. Тесное взаимодействие с животными улучшает сон и снимает головные боли.
Методы сенсорной стимуляции – нужны для того, чтобы вызвать у ребенка активность, наладить с ним контакт. Для этого можно использовать: щекотку, кружение, тормошение, прыжки. К этим способам тактильного взаимодействия необходимо добавлять – поглаживания, объятия, прижимания к себе.
Телесно-ориентированная терапия
Холдинг-терапия (терапия удерживания) - В специально отведенное время мать берет своего ребенка на руки, крепко прижимает его к себе. Ребенок должен сидеть у матери на коленях, прижатым к груди, так, чтобы у матери была возможность посмотреть ему в глаза. Не ослабляя объятий, несмотря на сопротивление ребенка, мать говорит о своих чувствах и своей любви к своему сыну или дочке и о том, как она хочет преодолеть ту или иную проблему. В процессе холдинг-терапии достигается существенный прогресс в развитии, прежде всего, эмоционального контакта с близкими людьми. Ребенок становится активным в исследовании окружающего мира, проявляет интерес к событиям, происходящим дома, на улице. Он активнее включается в любое взаимодействие, идет на тактильный контакт (дает себя обнять, подержать на руках), чаще смотрит в глаза, чаще обращается с просьбой. Речевое развитие, как правило, тоже прогрессирует, по крайней мере, дети чаще пытаются обращаться не криком, а словом. Уменьшаются проявления агрессии и самоагрессии, ребенок становится более спокойным и управляемым.
Спасибо за внимание!
Выполнила психолог МКУ «Реабилитационный центр для детей
и подростков с ограниченными возможностями»
Николаева В. В.