Многократно испытываемое на уроках удовлетворение приводит к возникновению удовлетворенности. К сожалению, как показывает анализ педагогической литературы, этот психологический феномен не используется для изучения отношения школьников к учению. Вместе с тем, он существенно дополняет получаемую при изучении отношений с помощью интересов и мотивов картину. Дело в том, что интересы и мотивы характеризуют в значительной степени отношение, предшествующее учебной деятельности. Удовлетворенность же возникает в процессе деятельности и, следовательно, является субъективной! Оценкой этой деятельности со стороны субъекта. Н.Р.Кузьмина отмечает, что удовлетворенность характеризует силу эмоционального отношения человека, в частности, к своей профессии. Чем больше привлекательных сторон видит человек в своей деятельности, тем более глубоким, устойчивым, положительным является его отношение к ней. И, наоборот, чем больше аспектов в деятельности не привлекает или раздражает субъект, тем белее глубоко его отрицательное отношение к ней /6 /.
Что же понимается под удовлетворенностью? Е.П.Ильин /3 / отмечает, что, несмотря на то, что это понятие широко используется в социологических работах, его определение не дано и оно часто подменяется понятием "удовлетворение" /2 /. Во многих работах удовлетворенность рассматривается как мотив, а в ряде работ - как оценка деятельности /10, 11 /- В последнем случае удовлетворенность рассматривается как один из аспектов изучения проблемы отношения.