СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологический практикум Программа курса групповых коррекционных занятий для учащихся 6-8 классов специальной (коррекционной) школы - интерната VIII вида №12

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологический практикум

 

Программа курса групповых коррекционных занятий

для учащихся 6-8 классов специальной (коррекционной)

школы - интерната VIII вида №12

 

Просмотр содержимого документа
«Психологический практикум Программа курса групповых коррекционных занятий для учащихся 6-8 классов специальной (коррекционной) школы - интерната VIII вида №12»

КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ,

РЕАЛИЗУЮЩЕЕ АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ

«ШКОЛА - ИНТЕРНАТ № 12»





УТВЕРЖДАЮ

Директор КГКОУ ШИ № 12

_____________ М.В. Лопатин

«___»________________2016 г.





Психологический практикум


Программа курса групповых коррекционных занятий

для учащихся 6-8 классов специальной (коррекционной)

школы - интерната VIII вида №12








Педагог-психолог Шмат К.С.





2016 \ 2017 год


Пояснительная записка

По нашим наблюдениям многие воспитанники школы - интерната имеют низкую самооценку и самоуважение, перегружены негативными эмоциями, у них много травмирующих переживаний, т.к. в семье они растут в атмосфере эмоционального отчуждения, в отсутствии, хаотичности воспитательного воздействия родителей. Эти тенденции проявляются наиболее остро в подростковом возрасте. Подростковый возраст представляет собой как бы “третий мир”, существующий между детством и взрослостью.

При переходе в среднее звено (5 класс) очень важным показателем в период адаптации учащихся является эмоциональная сфера. Необходимо на этом этапе помочь ребятам справиться с волнением, тревогой, неизвестностью.

Для подростков 10-11 лет характерными особенностями являются:

- развитие взрослости, потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию;

- значимость отношений со сверстниками, бунт против родителей и социальных норм;

- эмоциональная неустойчивость, чувствительность, агрессивность, конфликтные отношения с окружающими и склонность к крайним суждениям и оценкам;

- в подростковом возрасте прослеживаются некоторые сложности во взаимоотношениях с взрослыми (родителями и учителями), связанные с возрастными особенностями ребят.

Средний подростковый возраст (13-14 лет) характеризуется “взрывом” во всех физиологических системах. Созревая физически, подросток ощущает необходимость в социальном признании и социальном утверждении своей личности. Но на ряду с этим возраст вступления во взрослую самостоятельную жизнь еще не наступил. Кризис 13-14 лет сосредоточен на сфере “Я-концепция”, происходят кардинальные изменения в сфере самосознания своего “Я”. Приоритетными для развития и формирования получаются следующие стороны самоутверждения:

- потребность в самоидентификации, признании своего внутреннего “Я” (внутренней психической сущности, внешности, имени и пр.);

- утверждение своего “Я” в окружающем пространстве, в общении с другими;

- потребность признания в своей группе;

- потребность в половой идентификации.

Однако, при всей тяге к самостоятельности, подростки остро нуждаются в жизненном опыте и помощи.

Предлагаемая программа направлена на развитие коммуникативной культуры подростков. Темы занятий отражают личные проблемы детей данного возраста, поэтому они могут использоваться для всех школьников в качестве профилактики неблагоприятных процессов. На занятиях подростки получают знания о том, как общаться, упражняются в применении приемлемых способов поведения, овладевают навыками эффективного общения. Данный курс помогает наладить адекватные межличностные взаимоотношения, повысить коммуникабельность, укрепить уважение к окружающим и чувство собственного достоинства, скорректировать свое поведение. Особенностью курса является форма его проведения – тренинг.

Цель: укрепление эмоционального здоровья школьников, профилактика неврозов.

Задачи:

  1. Формировать у учащихся навыки взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других; навыки поведения в сложных жизненных ситуациях (конфликты, стрессы).

  2. Развивать эмоциональную сферу учащихся.

  3. Развивать и совершенствовать навыки саморегуляции, снятие мышечных зажимов посредством освоения методов релаксации.

  4. Оказывать психологическую поддержку учащимся в период обучения в санаторной школе-интернате (предупреждение утомляемости, снижение уровня тревожности, выработка на основе опыта норм поведения и общения).

Методы и формы работы: психогимнастика, беседа, групповая дискуссия, использование элементов сказкотерапии, игротерапии, арттерапии, ролевая игра, упражнения по межличностной коммуникации; дыхательные и двигательные упражнения; методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).

Форма контроля:

      • анализ эффективности занятия проводится при помощи рефлексии;

      • анализ эффективности программы проводится при помощи диагностики: анкеты, проективные тесты, опросники.

Общее количество часов в каждом классе - 34 часа, один раз в неделю. Продолжительность занятий – 40 минут.


В процессе научения идет формирование и развитие у учащихся:

      • интереса к изучению психологии человека и проведение психологического эксперимента;

      • умения самостоятельно применять полученные знания;

      • творческих способностей, умения работать в группе, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения.


В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения:

      • умение фантазировать;

      • умение осознавать свои особенности и особенности других людей;

      • умение оценивать свои чувства в отношении других людей;

      • умение принимать людей такими, какие они есть;

      • умение конструктивно разрешать конфликты со сверстниками и взрослыми;

      • умение сотрудничать;

      • умение планировать свои цели и пути самоизменения.


Структура занятия

  1. Ритуал приветствия. Позволяет сплачивать подростков, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой.

  2. Разминка - воздействие на эмоциональное состояние подростков, уровень их активности. Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учётом актуального состояния группы. Одни позволяют активизировать подростков, поднять их настроение; другие, напротив, направлены на снятие эмоционального возбуждения

  3. Основное содержание занятия - совокупность психотехнических упражнений и приёмов, направленных на решение задач данного занятия. Приоритет отдаётся многофункциональным техникам, направленным одновременно на развитие познавательных процессов, формирование социальных навыков, динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность предполагает чередование деятельности, смену психофизического состояния ребёнка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике.

  4. Рефлексия занятия.
    Две оценки: эмоциональная (понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему) и смысловая (почему это важно, зачем мы это делали).

  5. Ритуал прощания. По аналогии с ритуалом приветствия.

Принципы проведения

Специфичность обстановки. Занятия проводятся в комнате, где достаточно места для передвижения, для рисования. Выбор и инициатива принадлежат подросткам. Ограничения их активности минимальны: не покидать пределы комнаты до конца занятий и не выносить из неё предметы.

Оборудование:

Магнитофон, аудиокассеты, диски, методические материалы для игр и упражнения (рисунки, фотографии, схемы и др.) видеомагнитофон, видеокассеты, реквизит для игр и этюдов, бумага разных форматов и др.

Ожидаемые результаты:

в результате реализации данной программы, дети приобретают

- умение бесконфликтного и эффективного общения;

- осознание своей индивидуальности и стремление к более глубокому самопознанию;

- умение соблюдать правила и выражать свои негативные эмоции в социально приемлемых способах;

- способность к эмпатии и рефлексии.


Таким образом, содержание курса строится с учетом потенциальных возможностей учащихся. В программе предусмотрены возможные риски (карантин, курсы, болезнь педагога-психолога и пр.). В данном случае можно сократить количество уроков по темам, сходным тем, которые изучались на протяжении предыдущего учебного года.

Вся программа посвящена, в общем-то, простой идее – быть собой: от осознания личностных качеств к принятию чувств, выстраиванию контактов, расширению связей в социальных ситуациях, моделированию взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, к умению контролировать свои чувства и поведение.




Учебно-тематический план


Наименование разделов, тем

Всего часов

Методы обучения

1.

6 класс.

Разделы:

2.1. Учимся общаться.

2.2 Управляем своим состоянием.

2.3 Умей сказать «нет».

2.4 У меня есть проблема…


34 часа

Психогимнастика, релаксация, диалоги, дискуссии, элементы арт-терапии, упражнения по межличностной коммуникации; дыхательные и двигательные упражнения; методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).


2.

7 класс.

Разделы:

3.1 Вот какой Я.

3.2 Хочу быть успешным!

3.3 Как справиться с конфликтом?

3.4 Тренинги снятия состояния психического дискомфорта.



34 часа


Дискуссии, диалоги, релаксация, элементы арттерапии, упражнения по межличностной коммуникации; дыхательные и двигательные упражнения; методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).



3.

8 класс.

Разделы:

4.1 Познаем себя – познаем других.

4.2 Саморегуляция.

4.3 Релаксационные тренинги.



34 часа

Дискуссии, диалоги, релаксация, элементы арттерапии, упражнения по межличностной коммуникации; дыхательные и двигательные упражнения; методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).



Тематическое планирование

6 «А» класс

п/п

Содержание разделов и тем

Цели занятий


Элементы содержания

Кол-во часов

Дата

        1. Раздел: «Учимся общаться» 13 часов


1.1

Знакомство.

Знакомство с курсом; принятие правил поведения в группе; создание предпосылок для возникновения и развития межличностных отношений.

- Ритуал приветствия;

- Игра «Эхо»,

- Игра «Моё имя»,


1 ч.



1.2



Мелочи общения: интонация, мимика, жесты, поза.

Дать представления о психологических аспектах общения, показать роль интонации слов и их значение в общении

- Ритуал приветствия;

- Упражнение «Скажи фразу», «Телефонный разговор».

- Упражнение «Просьба», «Разговор через стекло».

2ч.


Показать роль взгляда, мимики в общении, отработка практических навыков общения

- Ритуал приветствия;

- Игра «Невербальный контакт»;

- Упр. «Калейдоскоп эмоций», «Зеркало»;

- Упражнение «Контакт глазами», «Несмеяна»;

- Релаксационная пауза

2 ч.



Показать роль жестов и их значение в общении


- Ритуал приветствия;

- Беседа «Роль жестов в жизни человека»;

- Упражнение «Аплодисменты по кругу»;

- Упражнение «Сигнал», «Имя и движение».

2 ч.


Показать роль позы, телодвижений в общении

- Ритуал приветствия;

- Упражнение «Ловля моли»,

- Упражнение «Слепой и поводырь», «Карусель»

2 ч.


1.3

Правила общения.

Познакомить учащихся с типичными ошибками, возникающими в ситуациях общения; учить преодолевать трудности, возникающие при общении, развивать навыки общения со сверстниками.


- Ритуал приветствия;

- Упражнение «Расшифруй слово общение»;

- Упражнение «Круг моего общения»

2 ч.



- Ритуал приветствия

- Беседа «Способы преодоления разладов в ситуации общения»; - Задание «Правила общения»

2 ч.


    1. Раздел: «Управляем своим состоянием» 6часов


2.1


Изучение особенностей личности обучающихся

Исследование особенной характера, темперамента

Опросники


2 ч.


2.2

Релаксационные тренинги.

Обучение приемам регулирования своего состояния

- Ритуал приветствия;

- Релаксационные комплексы


4 ч.



    1. Раздел: «Умей сказать «нет»!» 8 часов

3.1


Формирование адекватной самооценки

Формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свои решения


4 ч.




3.2


Формирование уверенности в себе.


Обучить отличать в практических ситуациях уверенное поведение от неуверенного, отрабатывать приемы уверенного поведения



4 ч.



    1. Раздел: «У меня есть проблема…» 5 часов


4.1

Тренинг по проблемам учащихся.



Беседа на тему «Что такое проблемы?»


1 ч.



Создание условий для осознания проблем в отношениях с людьми

- Ритуал приветствия

- Упражнение «Умение слушать»;

- Упражнение «Мои проблемы»;

- Упражнение «Список претензий»;

- Релаксационная пауза


2 ч.


Осознание необходимости поддерживать другого человека

- Ритуал приветствия;

- Упражнение «Как закончить сказку», «Марионетки»;

- Релаксационная пауза

2 ч.



5.

Чему я научился? (Итоговое)

Создание мотивации на самопознание, способствовать развитию рефлексии, толерантности

2ч.




Тематическое планирование

6 «Б» класс

п/п

Содержание разделов и тем

Цели занятий


Элементы содержания

Кол-во часов

Дата

        1. Раздел: «Учимся общаться» 13 часов


1.1

Знакомство.

Знакомство с курсом; принятие правил поведения в группе; создание предпосылок для возникновения и развития межличностных отношений.

- Ритуал приветствия;

- Игра «Эхо»,

- Игра «Моё имя»,


1 ч.



1.2



Мелочи общения: интонация, мимика, жесты, поза.

Дать представления о психологических аспектах общения, показать роль интонации слов и их значение в общении

- Ритуал приветствия;

- Упражнение «Скажи фразу», «Телефонный разговор».

- Упражнение «Просьба», «Разговор через стекло».

2ч.


Показать роль взгляда, мимики в общении, отработка практических навыков общения

- Ритуал приветствия;

- Игра «Невербальный контакт»;

- Упр. «Калейдоскоп эмоций», «Зеркало»;

- Упражнение «Контакт глазами», «Несмеяна»;

- Релаксационная пауза

2 ч.



Показать роль жестов и их значение в общении


- Ритуал приветствия;

- Беседа «Роль жестов в жизни человека»;

- Упражнение «Аплодисменты по кругу»;

- Упражнение «Сигнал», «Имя и движение».

2 ч.


Показать роль позы, телодвижений в общении

- Ритуал приветствия;

- Упражнение «Ловля моли»,

- Упражнение «Слепой и поводырь», «Карусель»

2 ч.


1.3

Правила общения.

Познакомить учащихся с типичными ошибками, возникающими в ситуациях общения; учить преодолевать трудности, возникающие при общении, развивать навыки общения со сверстниками.


- Ритуал приветствия;

- Упражнение «Расшифруй слово общение»;

- Упражнение «Круг моего общения»

2 ч.



- Ритуал приветствия

- Беседа «Способы преодоления разладов в ситуации общения»; - Задание «Правила общения»

2 ч.


    1. Раздел: «Управляем своим состоянием» 6часов


2.1


Изучение особенностей личности обучающихся

Исследование особенной характера, темперамента

Опросники


2 ч.


2.2

Релаксационные тренинги.

Обучение приемам регулирования своего состояния

- Ритуал приветствия;

- Релаксационные комплексы


4 ч.



    1. Раздел: «Умей сказать «нет»!» 8 часов

3.1


Формирование адекватной самооценки

Формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свои решения


4 ч.




3.2


Формирование уверенности в себе.


Обучить отличать в практических ситуациях уверенное поведение от неуверенного, отрабатывать приемы уверенного поведения



4 ч.



    1. Раздел: «У меня есть проблема…» 5 часов


4.1

Тренинг по проблемам учащихся.



Беседа на тему «Что такое проблемы?»


1 ч.



Создание условий для осознания проблем в отношениях с людьми

- Ритуал приветствия

- Упражнение «Умение слушать»;

- Упражнение «Мои проблемы»;

- Упражнение «Список претензий»;

- Релаксационная пауза


2 ч.


Осознание необходимости поддерживать другого человека

- Ритуал приветствия;

- Упражнение «Как закончить сказку», «Марионетки»;

- Релаксационная пауза

2 ч.



5.

Чему я научился? (Итоговое)

Создание мотивации на самопознание, способствовать развитию рефлексии, толерантности

2ч.



№ п/п

Содержание по темам, включая практическую часть

Цели занятий



Элементы содержания



Кол-во часов

в теме


Дата

1.


Раздел: «Учимся общаться»


7 ч.



1.1

Знакомство.

Знакомство с курсом; принятие правил поведения в группе, развитие навыков правильного знакомства; создание предпосылок для возникновения и развития межличностных отношений.

- Ритуал приветствия;

- Игра «Эхо»,

- Игра «Моё имя»,


1 ч.



1.2



Мелочи общения: интонация, мимика, жесты, поза.

Дать представления о психологических аспектах общения, показать роль интонации слов и их значение в общении

- Ритуал приветствия;

- Упражнение «Скажи фразу», «Телефонный разговор».

- Упражнение «Просьба», «Разговор через стекло».

1 ч.


Показать роль взгляда, мимики в общении, отработка практических навыков общения

- Ритуал приветствия;

- Игра «Невербальный контакт»;

- Упр. «Калейдоскоп эмоций», «Зеркало»;

- Упражнение «Контакт глазами», «Несмеяна»;

- Релаксационная пауза

1 ч.



Показать роль жестов и их значение в общении


- Ритуал приветствия;

- Беседа «Роль жестов в жизни человека»;

- Упражнение «Аплодисменты по кругу»;

- Упражнение «Сигнал», «Имя и движение».

1 ч.


Показать роль позы, телодвижений в общении

- Ритуал приветствия;

- Упражнение «Ловля моли»,

- Упражнение «Слепой и поводырь», «Карусель»

1 ч.



1.3


Правила общения.

Познакомить учащихся с типичными ошибками, возникающими в ситуациях общения; учить преодолевать трудности, возникающие при общении, развивать навыки общения со сверстниками.


- Ритуал приветствия;

- Упражнение «Расшифруй слово общение»;

- Упражнение «Круг моего общения»

1 ч.



- Ритуал приветствия

- Беседа «Способы преодоления разладов в ситуации общения»; - Задание «Правила общения»

1 ч.


2.


Раздел: «Управляем своим состоянием»

3 ч.



2.1


Релаксационные тренинги.


Обучение приемам регулирования своего состояния

- Ритуал приветствия;

- Релаксационные комплексы




3 ч.






3.

Раздел: «Умей сказать «нет»!»


4 ч.


3.1


Формирование адекватной самооценки

Формирование убеждения, что каждый человек несет персональную ответственность за свои решения

1 ч.



1 ч.


3.2


Формирование уверенности в себе.


Обучить отличать в практических ситуациях уверенное поведение от неуверенного, отрабатывать приемы уверенного поведения


1 ч.



1 ч.


4.

Раздел: «У меня есть проблема…»

2 ч.




Тренинг по проблемам учащихся.



Создание условий для осознания проблем в отношениях с людьми

- Ритуал приветствия

- Упражнение «Умение слушать»;

- Упражнение «Мои проблемы»;

- Упражнение «Список претензий»;

- Релаксационная пауза



1 ч.


Осознание необходимости поддерживать другого человека

- Ритуал приветствия;

- Упражнение «Как закончить сказку», «Марионетки»;

- Релаксационная пауза

1 ч.



5.

Чему я научился? (итоговое)

Создание мотивации на самопознание, способствовать развитию рефлексии, толерантности

1 ч.






Общее количество часов: 17

7 Б класс


№ п/п

Содержание по темам, включая практическую часть

Цели занятий

Элементы содержания


Кол-во часов

в теме

Дата

1.

Раздел: «Вот какой Я!»

4 ч.


1.1

«Что я знаю о себе».

Создание условий для осознания подростком своего «Я»

- Ритуал приветствия;

- Упражнение «Снежный ком»; - Упражнение «Имя и качество»;

- Беседа «Впечатление, которое мы производим»;

- Упражнение «Измерим друг друга».

1 ч.


1.2

«Перевоплощение».

Развитие рефлексии, преодоление стереотипов, тренировка умений воспринимать окружающее нестандартно

- Ритуал приветствия;

- Беседа по теме;

- Упражнение «Говорящие вещи»;

- Обсуждение.


1 ч.


1.3

«Плюсы и минусы».

Помочь учащимся в раскрытии своих сильных и слабых сторон


1 ч.


1.4


«Как превратить недостатки в достоинства?»

Развитие умения видеть в людях их разные стороны, осознание своей индивидуальности и индивидуальности другого


1 ч.



2.


Раздел: «Хочу быть успешным!»


7 ч.



2.1

«Что обо мне думают другие».

Помощь в осознании себя через других

- Ритуал приветствия;

- Упражнение «Орехи»;

- Обсуждение по теме;

- Упражнение «Гримаса», «Клоун», обсуждение;

- Упражнение «Я глазами других» (рисунки);

- Релаксационная пауза


1 ч.


2.2


«Уверенность и неуверенность в себе» (2 занятия)

Обучить отличать в практических ситуациях уверенное поведение от неуверенного, отрабатывать приемы уверенного поведения и содействовать тому, чтобы уч-ся в любых ситуациях чувствовали себя уверенно

- Ритуал приветствия;

- Упражнение «Подарок»;

- Упражнение «Мое поведение», «Зеркало», «Скульптура»


1 ч.



- Ритуал приветствия;

- Упражнение «Город уверенности»;

- Упражнение «Трон»,

- Игра «Листок за спиной»;

- Упражнение «Автобус»


1 ч.


2.3


«Умение управлять своим состоянием».

Создание условий для осознания подростками необходимости управления собственными эмоциями

- Ритуал приветствия;

- Упражнение «Каким ты выглядишь в глазах других?»

4 ч.



3.


Раздел: «Как справиться с конфликтом?»

4 ч.



3.1

«Конфликты с взрослыми».

Познакомить учащихся с понятием “конфликт”; дать представление о различных способах разрешения конфликтов

- Ритуал приветствия;

- Беседа «Что такое конфликт?»;

- Упражнение «Ассоциации», «Снежинки»,

- Упражнение «Анализ ситуаций»;

- Рефлексия, ритуал прощания


2 ч.


3.2


«Конфликты со сверстниками».

- Ритуал приветствия;

- Упражнение «Ответ с улыбкой»;

- Упражнение «Рисунок вдвоем»

2 ч.



4.


Раздел: «Снятие состояния психического дискомфорта».

2 ч.




Тренинг мышечного расслабления.

Обучение приемам регулирования своего состояния

- Ритуал приветствия

- Релаксационный комплекс

1 ч.



5

Чему я научился? (Итоговое)


Создание мотивации на самопознание, способствовать развитию рефлексии, толерантности


1 ч.



Общее количество часов: 17 ч.





8 класс


№ п/п

Содержание по темам, включая практическую часть

Цели занятий


Элементы содержания



Кол-во часов

в теме

Дата



  1. Раздел: «Познаем себя – познаем других».


7 ч.



1.1

«Знакомство: Я – подросток».

Знакомство участников, выработка правил работы в группе.


- Ритуал приветствия;

- Упражнения «Снежный ком», «Подросток - это», «Групповые правила», «Интервью», «Как ты себя чувствуешь?»

1 ч.


1.2

«Наши особенности».

Формирование доверительных отношений в группе

- Ритуал приветствия;

- Упражнения «Построиться по росту», «Былинка на ветру», «Интервью в парах», «Незаконченное предложение», «Погода» (релаксация)

1 ч.


1.3

«Я – это я, и это замечательно!»

Помощь учащимся в осознании проблем зависимости и ответственности

- Ритуал приветствия;

- Упражнения «Футболка с надписью»;

- Игра «Атомы и молекулы»;

- Упражнение «20 Я»;

- Релаксация «Полет белой птицы»

1 ч.


1.4

«Я и мир вокруг».

Определение жизненных целей и ценностей.




- Ритуал приветствия;

- Упражнение «Мои личные и профессиональные планы», «Волшебный магазин», «Маски, которые мы надеваем»;

- Релаксационное упражнение

1 ч.


Проверка навыков защитного поведения, умения отстаивать свою точку зрения

- Ритуал приветствия;

- Упражнение «Наводнение», «Место под солнцем», «Рисунок», «Состояние» (рефлексия занятия)


1 ч.


1.5


«Мои эмоции: полезные и вредные».

Мотивирование учащихся на изучение собственного

эмоционального мира,

знакомство участников с понятиями “эмоциональная сфера”, “эмоции”.



- Ритуал приветствия;

- Упражнение «Чьи ладони»;

- Беседа по теме;

- Упражнение «В чём отличие», «Калейдоскоп

чувств», «Пожелание по кругу».

1 ч.





- Ритуал приветствия;

- Упражнение «Остров»;

- Упражнение «Льдина», «Скала», «Эмоция и цвет»;

- Беседа «Плюсы и минусы»;

- Релаксационная пауза

1 ч.




  1. Раздел: «Саморегуляция».

8 ч.


2.1

«Управляем своими эмоциями».

Создание условий для осознания подростками необходимости управления собственными эмоциями

- Ритуал приветствия;

- Беседа по теме;

- Упражнение «Имена чувств»;

- Притча;

1 ч.


- Упражнение «Выставка»;

- Упражнение «Эмоции в моем теле»;

- Релаксация «Место покоя»

1 ч.


2.2

«Побеждаем все тревоги».

Обучение приемам самопомощи в ситуациях, вызывающих чувство тревоги, волнения, страха

- Ритуал приветствия;

- Игра «Я умею, я могу»;

- Упражнение «Волшебное зеркало»;

- Сказка;

- Обсуждение прочитанного;

- Упражнение «Чувства»;

- Релаксационная пауза

1 ч.


- Ритуал приветствия;

- Игра «Гражданская оборона»;

- Упражнение «Клоун»;

- Обсуждение;

- Упражнение «Побеждаем все тревоги!»;

- Составление памятки;

- Релаксационная пауза

1 ч.



2.3


«Как справиться со злостью, гневом? Выход из конфликта».

2 ч.


Актуализация опыта переживания конфликта, отработка практических навыков


- Ритуал приветствия.

- Введение в проблему (беседа);

- Упражнение «Кошки-собаки»,

- Упражнение «Придумай способы борьбы со злостью»;

- Упражнение «Лист гнева»,

- Релаксационная пауза

1 ч.


- Дискуссия;

- Упражнение «Способы разрешения конфликта»;

- Упражнение «Рисование конфликта»;

- Обсуждение;

- Игра «Свое пространство»

1 ч.


2.4

«Преодолеваем страхи».

Проработать и разрядить страхи подростков

- Ритуал приветствия;

- Обсуждение «Что такое страх?»

- Упражнение «Клопы»;

- Упражнение «Страхи и страшилки»;

- Упражнение «Чего боятся люди?»;

- Упражнение «Рисуем свой страх»;

- Релаксационный комплекс

1 ч.


2.5

«Уверенность в себе».

Отрабатывать приемы уверенного поведения и содействовать тому, чтобы уч-ся в любых ситуациях чувствовали себя уверенно

- Ритуал приветствия;

- Упражнение «Размышления об уверенности», «Сила слова»;

- Упражнение «Уверенный-неуверенный-грубый»


1 ч.



  1. Раздел: «Релаксационные тренинги».

2 ч.



3.1

Тренинг мышечного расслабления.

Обучение приемам регулирования своего состояния

- Ритуал приветствия.

- Релаксационный комплекс

1 ч.



4

Чему я научился (итоговое)


Обучение приемам регулирования своего состояния. Создание мотивации на самопознание.

- Ритуал приветствия

- Релаксационный комплекс

1 ч.


Общее количество часов: 17 ч.