Тренинг « Игровое взаимодействие родителей с детьми «На даче».
Цель: показать родителям степень понимания ими своего ребенка на игровом содержании, показать значимость игры и игрушки в развитии ребенка, развивать навыки игры со своим ребенком, обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.
Развитие эффективных навыков коммуникации между детьми и родителями.
Задачи:
1.Усиление способности родителей к пониманию внутреннего мира своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность;
2.Получение обратной связи от взрослых и детей, расширение взглядов на собственный педагогический опыт;
3.Изменение родительских позиций в воспитании своих детей.
Первичный кодекс тренинга:
1.Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания;
2.Организация свободных игр с детьми и родителями, направленные на формирование нового типа отношений равноправия и партнерства;
3. Продуктивные формы деятельности, где функции «лидера» и «ведомого» разделены между родителем и ребенком;
4.Стимулирование речи детей в процессе общения с родителями и другими участниками тренинга.
Идея тренинга:
сотрудничество
- формирование навыков сотрудничества с ребенком;
- признание права ребенка на выбор;
- сплочение родителей и детей.
Ценность тренинга:
- увидеть своего ребенка в общении со сверстниками и другими взрослыми;
- развить свою позицию и стиль взаимодействия с ребенком;
- сплочение родителей и детей.
Время проведения: 35 минут
Материалы: Игрушка «сердечко», карточки с изображением овощей (зеленого цвета, желтого цвета, красного цвета); муляжи овощей (картошка, помидоры, свекла, лук, капуста); 3 корзинки (красная, желтая, зеленая); кастрюля; фартук и платок (для бабушки); два шнура (для дорожки); стул большой и маленькие стулья.
ХОД ВСТРЕЧИ
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на сегодняшний тренинг, посвященный вопросу: «Игровое взаимодействие родителей с детьми».
Многие из нас незнакомы, возможно, испытывают разные ощущения от того, что оказались здесь и сейчас. И чтобы стать ближе друг другу, предлагаю нам всем познакомиться,
Упражнение «Визитка»
Я по кругу буду передавать «сердечко», у кого оно окажется в руках, тот отвечает на три вопроса:
1.Как его зовут?
2.Какой-нибудь эпитет-прилагательное про себя. (например: «Я- веселая »).
3. Ваше любимое занятие?
Например вот так: меня зовут - Инна Давидовна; Я- добрая; Я- люблю рисовать;
А теперь, пожалуйста - Вы….
Ну, вот мы с вами и познакомились. Каждый из вас очень индивидуален. Показательно и то, что у каждого из вас не только разные цвет волос, глаз, но и свой неповторимый и индивидуальный жизненный опыт.
Правила тренинга
Ведущий:
Для того чтобы нам было легче общаться в нашем клубе, давайте создадим определенные правила. Как вы думаете, какие правила нам понадобятся?
Например:
Будет ли вам приятно общаться с человеком, который вас перебивает?
1.Не перебивать друг друга.
Чтобы состоялся доверительный диалог, необходим
2. Доверительный, доброжелательный стиль общения.
3. Искренность в общении.
4. Общение по принципу "здесь и теперь", говорим от 1-го лица ("Я..."). Общаемся по поводу того, что переживаем мы, рассказываем о своих проблемах, а не о проблемах посторонних людей, которые сейчас здесь не присутствуют.
5. Помним, что поведение человека и его личность - это не одно и то же. Каждый из нас индивидуален, не следует критиковать личность другого. Можно оценивать только его высказывания и поступки.
6. Стараемся видеть сильные стороны выступающего.
Ну вот, если мы будем придерживаться этих правил, то у нас есть все шансы на успех в нашем начинании.
А сейчас я хочу предложить вам интересные игры
Игры «По дороге в детский сад»
Чтобы ваш ребенок с желанием шел в детский сад, с ним можно поиграть, по пути, например:
1.«Все круглое (квадратное, треугольное)»
Ребенок и взрослый по очереди называют предметы круглой формы, встречающиеся на пути.
«Красные (зеленые) предметы» — по этому же принципу.
2..«Волшебные фигуры». Имитируем с ребенком походку зайчика, медведя, лисички и т.д.
3.«Загадки»
По дороге можно придумывать загадки. Например, спросить ребенка: «Вкусная, в красивой обертке. Ее любят взрослые и дети. Что это?» (конфетка)
Или: «Лапки - царапки. Пьет молоко, «мяу» просит еще. Кто это?»
(кошка)
Кто громко лает и в дом не пускает? (собака)
Игры для детей очень важны, ведь это ведущий вид деятельности в этом возрасте.
Чему обучается ребенок в игре?
Поскольку именно в игре начинают активно развиваться важные психические функции: восприятие, воображение, мышление, память. Через игру малыш осваивает окружающий мир, познает законы взаимодействия.
Учится:
1.Осознавать свое реальное место среди других людей.
2.Делает для себя открытие: что желания и стремления других людей не всегда совпадают с его потребностями.
3.Уважать себя и верить в себя.
4.Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.
Таким образом, чтобы ребенок получал должное развитие с самого раннего возраста, рос уверенным в своих силах, имел право на собственное желания и взгляды, следует уделять ему больше внимания не только в плане «обеспечения питанием и одеждой». Необходимо постоянно разговаривать с ним (даже если ваш ребенок еще не умеет говорить), играть, рассматривать картинки, то есть общаться, и главное – все делать вместе. В 2-3 года в процессе игры малыш чаще всего нуждается в компании матери или любящих его взрослых, поскольку ему нужны совместность и доброжелательное сотрудничество. Сегодня я вам хочу предложить несколько советов.
Советы взрослым:
1.Для игры важна практика. (Играйте с детьми как можно чаще!)
2.Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение. (Вы можете поприветствовать проявление радости, удивления, недовольство даже, но проявление агрессивности (толкнуть, ударить, забрать) ни в коем случае поощрять – нельзя!)
3.Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками. ( Если ваш ребенок обнимает другого ребенка, протягивает ему игрушку, зовет поиграть – то обязательно надо подбодрить этого ребенка, похвалить. Это даст стимул к хорошему сотрудничеству между детьми)
4.Обратите особое внимание на детей, которые просто не умеют играть. (Им надо обязательно помочь, увлечь процессом игры).
Чтобы подвести итоги нашей сегодняшней встречи, что немало важно, я предлагаю сделать таким образом:
Вот перед вами дерево, а здесь листочки, которые приблизительно обозначают ваше мнение.
Например:
Красный – все отлично
Желтый – все более менее
Зеленый – не понравилось
Попрошу вас повесить листочек на дерево в соответствии с вашим мнением о нашей встрече после проведения игры, совместной с детьми.
Сейчас я приглашаю вас поиграть с детьми в игру «На даче»…
Игра наша совместная, поэтому мы должны сейчас выбрать героя Бабушку, остальные родители, так же активно участвуют вместе с детьми в игре.
Игровое взаимодействие «На даче».
Сегодня мы поедем на дачу к бабушке (Наталье). Дача находится не близко, поэтому мы поедем на поезде.
Сядьте в поезд (стулья расставленные)
И (под рифмовку) поехали:
У нас сегодня выходной,
На дачу едем мы с тобой
С корзинами и ведрами,
Сумками свободными.
К бабушке на дачу!
Сегодня я не плачу.
Овощей мы наберем
И домой их привезем.
Поезд останавливается, все выходят из вагончиков. Дальше наш путь лежит по дорожке:
По дорожке мы пойдем,
Дружные ребята,
Через мостик мы пройдем
И на дачу попадем!
Шли мы, шли, вот мы и пришли. Что-то нас никто не встречает! Наверное, не слышит, нас бабушка. Давайте постучим, тук-тук-тук. (дети и родители стучат). Никто не открывает. Повторить надо еще, но только со словами: тук-тук-тук. (дети и родители повторяют).
Появляется Бабушка ( из родителей).
Здоровается с гостями, показывает свой огород (который расположен на столе; овощи переносить на другой стол) и предлагает угадать, что здесь растет:
Сидит дед во сто шуб одет,
кто его раздевает
тот слезы проливает
(лук)
Сидит бабка на грядке,
Сто одежек и все без застежек.
(капуста)
Сидит девица в темнице,
А коса на улице
(морковь)
Зеленый, овальный,
Гладкий и сладкий.
Растет на грядке
Любим есть в салате
(огурец)
Сидит на грядке крепко,
Угадайте, что это?
Конечно же, репка!
(репка)
После каждой загадки ребенок вместе с родителем берет овощ и кладет его на стол перед бабушкой. В заключение надо проговорить, что это всё вместе называется «овощи». Из них можно делать салаты, варить суп, солить на зиму в банках.
Бабушка решила сварить овощной суп, ребята, подскажите из каких овощей надо варить суп. (дети и родители кладут овощи для супа в кастрюлю).
Пока бабушка варит суп, мы с вами поиграем с ручками:
Пальчиковая гимнастика:
Мы капусту режем. (ребром ладони по другой – стучим)
Мы морковку трем. (по руке проводим кулачком)
Мы её посолим. (обе руки щепоткой солим)
И еще пожмем. (обе ладони сгибаем «машем»)
Бабушка сварила суп и просит помочь ей прибрать овощи. Посмотрите овощи здесь разного цвета (желтого, красного, зеленого цвета).
Бабушка спрашивает: «А знаете ли вы ребята эти цвета?» Раз вы знаете эти цвета, давайте поиграем: в дидактическую игру « Какого цвета овощ?»
Предо мной карточки с овощами, а также корзинки (они разного цвета).
Бабушка попросила собрать овощи: «красные – в корзинку красного цвета, зеленые – в зеленую, желтые - в желтую».
Вот и молодцы, ребятки. Ну, а теперь Бабушка будет всех угощать:
Вот к нам зайка прискакал Приходи вразвалку, мишка,
И просить морковку стал. Тебе – репка, шалунишка!
Белочка, скачи быстрей, А коза к нам прибежала,
Возьми огурчик, не робей! И просить капустку стала.
А яблочки румяные для любимых деточек.
(Здесь можно использовать просто игрушки, изображающих этих животных)
Гости – животные подходят к муляжам - овощей и «уносят их с собой»- (понравившиеся им овощи).
Вот и закончилась наша первая встреча. Попрошу родителей оставить свой отзыв на «Дереве» (напомнить про листочки, которые родители должны повесить на дерево).
Желаем вам приятного и полезного сотрудничества с вашим ребенком. До новых встреч!
8