Психологический тренинг по теме: «Толерантность педагога как формирующий фактор самореализации школьников в условиях педагогической поддержки.»
Терпением мы можем добиться больше, чем силой.
Э.Берн
Каждая нетерпимость есть знак слабости.
Сотрудничество есть подтверждение равновесия.
Н.Рерих
Мы можем изменить только одного чело века – себя
(народная мудрость)
Цель тренинга – создание условий для становления и развития педагога как личности толерантного типа, способной вступать в глубокие близкие отношения на основе толерантного поведения.
Полет на воздушном шаре - разогревающее упражнение (мнемотехника).
Наше путешествие состоится на воздушном шаре. Полетит он, если мы выучим небольшое стихотворение. Чтоб легче было это сделать, мы поступим следующим образом: я прочитаю стихи, а вы повторите за мной, сопровождая каждое слово соответствующими жестами. Потом я буду опускать слова , заменяя их жестами и так до тех пор, пока все слова мы не заменим жестами.
Летит, летит по небу шар,
По небу шар летит.
Но знаем мы, что в небо шар
Никак не долетит.
Отражение в воде.
цель: формировать знание себя, личностных особенностей, личностных ресурсов как важного признака толерантности
Наш воздушный шар оказался над спокойной тихой лазурной морской гладью. Вода так спокойна, что очень четко можно увидеть отражения облаков, неба, пролетающих чаек …
Даётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.
-Сейчас вы будете передавать друг другу зеркальце. Тот, кто получает это зеркальце, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком «волшебном» зеркальце , вы увидите самого милосердного, доброго, толерантного, уникального и неповторимого человека на свете .Улыбнитесь ему, успокойте его, скажите ему все добрые и ласковые слова.
Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?
Часто ли у нас получается к себе относиться именно так?
Что нам мешает? _
Насколько развита наша толерантность по отношению к себе ?
В гостях у Водяного- (Балласт) основное упражнение
Цели: Воспитание ответственности
Оценить результаты дискуссии , степень толерантности участников при принятии Для этого:
а) выслушать мнение экспертов о ходе Дискуссии и о том, как принималось групповое решение, каковы были первоначальные версии, веские доводы, аргументы и т. д;
в) сравнить результаты группового и индивидуального решения; определить, явился ли результат группового решения более правильным по сравнению с решением отдельных людей.
Наш шар, к сожалению, потерпел аварию и мы упали в открытый океан и попали в гости к водяному.
Водяно́й (водяник, водяной дедушка, водяной шут, водовик) — в славянской мифологии дух, обитающий в воде, хозяин вод. Воплощение стихии воды как отрицательного и опасного начала. Водяной дух, он ещё и к началу XX века занимал видное место в демонологических верованиях простонародья, особенно на севере России.Это духи, с одутловатым брюхом и опухшим лицом, живущие в омутах, особенно около мельниц, известные пьяницы, посещающие кабаки, играющие в кости, ворующие лошадей и коров и топящие людей.
Водяного представляли в виде голого обрюзглого старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Он опутан тиной, имеет большую окладистую бороду (по некоторым источникам до пояса), зелёные усы. Мог обернуться крупной рыбой, бревном, утопленником, ребёнком или лошадью. Любит кататься на сомах.
Как в воду мы – глядели , катастрофа у нас случилась. Падает наш шар, и мы должны избавиться от балласта – одного из членов нашей команды. Вы должны осуществить этот жесткий выбор. В случае, если избавиться хотят от вас – вы должны убедить группу, что именно вас – то и нельзя выбрасывать .
Рефлексия
Насколько трудно было принять решение? Чем вы руководствовались, когда его принимали? Чье мнение было для вас наиболее важным, авторитетным? Кто занял лидерские позиции в группе? Кто не принимал участие в обсуждении? Насколько толерантными были принимаемые группой решения? Какие виды поведения помогали или мешали процессу достижения согласия? Какие появились паттерны лидерства? Какова была атмосфера в группе во время дискуссии? Оптимально ли использовались возможности группы? Какие действия предпринимали участники группы для "протаскивания" своих мнений? Как улучшить принятие решения группой?
3 Встреча с русалкой( Признание в любви)».
Цель: выявить способность к эмпатии как социальной чувствительности, умения давать верные суждения о других людях.
Женские духи вод - водяницы, русалки выплывают на поверхность только под вечер, а днем спят. Они заманивают прекрасными песнями путников, а потом затаскивают их в омут. Большой праздник у русалок - Купала. В ночь на Купалу русалки танцуют, веселятся, водят хороводы вместе с Купалой и Костромой, которые утонули в реке.
Название "русалка" (в слав. миф) происходит от слова "русый", что означает на древне славянском "светлый","чистый" Обитание русалок связано с близостью водоемов, рек, озер, которые считались путем в подземное царство. Подчиняются Богу Яриле и его отцу - Велесу.
Русалка - это чаще всего девица-утопленица, которая от большой любви в воду кинулась, а там и в русалку превратилась...
Русалки живут триста лет, а умирая, превращаются в морскую пену.
Наша русалочка совсем не одобряет задание водяного, Она – создание ласковое, любящее, потому и просит выполнить следующее задание, проявив высшую степень толерантности.
Участники выбирают негласно в группе человека, который по самым разнообразным признакам и качествам им импонирует. На листочках пишут пять наиболее ярких качеств, которые характеризуют выбранного ими человека и особенно им нравятся. Затем листочки собираются и по очереди зачитываются, а участники пытаются угадать человека, к которому они относятся.
Победителем и кумиром группы будет тот, кто получит наибольшее количество листочков с «признаниями в любви».
Кикимора болотная:
Цель: формирование чувства безопасности в социальном окружении
Считалось что кикиморы любят шутить с людьми и иногда появляться в виде оставленного на дороге ребёнка; подобранные и пригретые людьми, они убегают, насмеявшись над ними. Кикимора болотная обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное полено. Присутствие её в доме определяли по мокрым следам. считалось что защититься от кикиморы можно молитвой или же, наоборот, бранью. Народ представлял себе кикимор в виде безобразных карликов или малюток, у которых голова с наперсток, а туловище — тонкое, как соломинка. Они обладают способностью быть невидимыми, быстро бегать и видеть на далекое расстояние, не носят ни одежды, ни обуви — это вечно юные девочки, маленькие и неугомонные. По другим поверьям, кикимора похожа на маленькую скрюченную и безобразную старушку, одетую в рваные лохмотья, смешную и неряшливую, которая боится, что её унесёт ветром.
Просит она разбиться на пары , взять бумагу и карандаши и рисунок нарисовать: все , что хочется, не глядя при этом на партнера.
Рефлексия –какими получились рисунки: никак не соприкасающимися друг с другом, разделенными границами или взаимопроникающими, общими? Считается, что люди, ощущающие безопасность в социальном окружении, склонны рисовать не разделенный границами рисунок.
Палаты Морского царя
Цель: формировать хорошее отношение к себе сосуществующее с положительным отношением к окружающим и доброжелательным отношением к миру, готовность вступать в позитивные отношения с другими.
Морской царь живёт в озере или реке во дворце. Палаты его очень роскошны и сделаны из хрусталя, такого чистого, как первый осенний лед. Под водой у него целое хозяйство: он живёт как богатый запасливый помещик, не зная ни в чём нужды, имеет даже стада коров комолых, с короткой лоснящейся шерстью и очень сытых. Он страстный любитель музыки. Морской царь владычествует над рыбами и загоняет их в неводы тех людей, которым покровительствует.
Какое же знание откроет он нам?
Легенда о ложках
Один православный человек пришел к мудрецу Его волновал вопрос об аде и рае, ведь в соответствии с этим он хотел пройти свой жизненный путь. «Где ад и где рай?» С этими словами он приблизился к пророку, но мудрец не ответил.
Он взял спрашивающего за руку и повел через темные Переулки в какой-то дворец. Через железный портал вошли они в большой зал. Там толпилось много людей, бедных и богатых, закутанных в лохмотья и украшенных драгоценными камнями. В центре зала на открытом огне стоял большой горшок с бурлящим супом, который на Востоке называют «аш». По всему помещению распространялся приятный аромат. Вокруг горшка толпились люди с худыми щеками и запавшими глазами, каждый из которых пытался достать себе немного супа. Человек, который пришел с мудрецом, удивился, потому что ложки, которые были у каждого из этих людей, были такого же размера, как и они сами. Только на самом конце ложки были из дерева, а в остальной своей части, в которую поместилось бы столько еды, что могло насытить человека, они были из железа и поэтому раскалялись от горячего супа. С жадностью голодные пытались ложками зачерпнуть себе еды. Но никому это не удавалось. С трудом они вытаскивали свои_ тяжелые ложки из супа, но так как они были очень длинные, то даже самому сильному не удавалось донести ложку до рта. Самые быстрые обжигали себе руки и лицо или выливали суп на плечи своих соседей. С руганью они кидались друг на друга и дрались теми самыми ложками, с помощью которых могли бы утолить свой голод. Мудрец взял своего спутника за руку и сказал: «Это ад».
Они вышли из зала, и адский крик стало не слышно. Пройдя через длинные мрачные коридоры, они оказались еще в одном зале. Здесь тоже было много народу. В середине зала тоже бурлил в котле суп. У каждого из присутствующих в руке было по такой же громадной ложке, как и те, которые Илья и его спутник видели в аду. Но люди здесь были упитанные, и в зале слышен был только легкий, довольный гул голосов и шорох опускаемых в суп ложек. Каждый раз у котла стояло по два человека. Один набирал ложкой суп и кормил другого. Если для кого-то ложка была слишком тяжелой, то помогали двое других, так что каждый мог спокойно поесть. Как только один утолял голод, подходил следующий. Мудрец сказал спутнику: «Это рай!»
Эта история передается из уст в уста уже более тысячи лет. Она взята из жизни и повторяется даже в наше время, когда мы наблюдаем трудности в семье, разногласия между отцом и матерью, ссоры между детьми и проявления агрессии в отношениях родителей и детей, когда мы рассматриваем противоборство человека с окружающим миром и противоречия между группами и народами. «Ад» — это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый — только за себя самого и против других. «Рай»» напротив, предполагает готовность вступать в пози- тивные отношения с другими. Обе группы — люди в раю и люди в аду — имеют одинаковые или похожие проблемы. Но где они живут — в раю или в аду, - зависит оттого, как они эти проблемы пытаются решить.
Рай и ад — в нас самих. Мы имеем возможность выбирать. Насколько велик этот шанс выбора, определяется большей частью нашим опытом, тем, как мы научились решать свои проблемы, и нашей готовностью использовать свой опыт.
Тема Наказаний.
Цель : выявить эффективные формы взаимодействия, в диаде «взрослый – ребенок, », готовность к сотрудничеству, позитивным отношениям друг с другом
Разбейтесь на пары. Вспомните, пожалуйста,ситуацию, как вас наказывали в детстве, как вы себя чувствовали при этом, кто вас чаще наказывал, насколько часто вы применяете наказания к своим детям в семье? А в классе? Проговорите ,пожалуйста, друг другу эти ситуации.
Рефлексия:
Легко ли вам было работать с человеком в паре? Почему? Как вы считаете, были ли результативными те наказания, что пришлось вам пережить?
Какие ресурсы ,кроме наказаний вы выбираете при формировании личности ребенка в случае, когда он позволяет неблаговидные поступки? Какие из них вы используете наиболее часто? Какие из них вы считаете наиболее действенными?
Шоколадка - рефлексия.
На прощание Морской царь подарил нам волшебную шоколадку. ЕЕ надо обязательно разделить поровну между участниками группы, и прежде чем угоститься своей долькой, нужно выразить одним предложением ваше отношение к нашему путешествию, начиная со слов: « Я чувствую…, я думаю…, я считаю…, я увидел…, я услышал…»