Психологические особенности детей подросткового и юношеского возраста
неуравновешенность . " width="640"
Основные характеристики
подросткового возраста
Хронологически подростковый возраст определяется от 10-10 до 14-15 лет.
Тинейджер - (10 - 19).
Основной особенностью этого возраста являются резкие изменения, затрагивающие все стороны развития.
Процесс физиологической перестройки является фоном, на котором протекает психологический кризис.
Активизация и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов вызывают изменение роста и веса, сопровождается изменением пропорций тела.
Для подростков характерны изменение перепады настроения; гормональная буря = неуравновешенность .
Особенности социальной ситуации развития подросткового возраста
Социальная ситуация развития представляет собой переход от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Подросток занимает промежуточное положение между детством и взрослостью.
Проблема ведущей деятельности в подростковом возрасте
Ведущей деятельностью подростка является общение со сверстниками .
Главная тенденция - переориентация общения с родителей и учителей на сверстников.
1) Общение -важный информационный канал;
2) Общение - формирует у подростка навыки социального взаимодействия, умение подчиняться и в тоже время отстаивать свои права.;
3) Общение - специфический вид эмоционального контакта. Дает чувство солидарности, эмоционального благополучия, самоуважения.
Типичной чертой подростковых групп является КОНФОРМНОСТ Ь – склонность к усвоению определенных групповых норм, привычек и ценностей, подражательность.
Учебная деятельность и познавательное развитие подростков
В интеллектуальной сфере происходят качественные изменения : продолжает развиваться теоретическое и рефлексивное мышление. В этом возрасте появляется мужской взгляд на мир и женский. Активно начинают развиваться творческие способности. Изменения в интеллектуальной сфере приводят к расширению способности самостоятельно справляться со с усвоением знаний. Но для многих учеба отходит на второй план.
Особенности личности подростков
1. Центральное новообразование - "чувство взрослости"- отношение подростка к себе как к взрослому . Это выражается в желании, чтобы все - и взрослые, и сверстники - относились к нему не как к маленькому, а как к взрослому. Он претендует на равноправие в отношениях со старшими и идет на конфликты, отстаивая свою "взрослую" позицию. Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства взрослых.
2. Развитие самосознания -(формирование "Я-концепции" система внутренне согласованных представлений о себе, образов "Я".
«Я – реальное» и «Я – идеальное »
3 . Критичность мышления, склонность к рефлексии, формирование самоанализа.
4. Трудности роста, половое созревание, сексуальные переживания, интерес к противоположному полу.
5. Повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность.
6. Заметное развитие волевых качеств.
7. Потребность в самоутверждении, в деятельности, имеющий личностный смысл.
Направленность личности:
- гуманистическая направленность - отношение подростка к себе и обществу положительны;
- эгоистическая направленность - он сам является более значимым, чем общество;
- депрессивная направленность - он сам никакой ценности не представляет для себя. Его отношение к обществу можно назвать условно положительным;
- суицидальная направленность - ни общество, ни личность для самой себя не представляет никакой ценности.
Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Характер многих подростков становится АКЦЕНТУИРОВАННЫМ - крайний вариант нормы.
Поведенческие индикаторы суицидальных рисков в подростковом и юношеском возрасте