СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическое сопровождение адаптации в 5 классе.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В школьной психологической службе переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Это обусловлено с психологическими новообразованиями при переходе в 5-й класс. Школьники возраста, переходного из младшей в среднюю школу относятся к младшему подростковому возрасту. Чтобы адаптация прошла благополучно необходимо в первую очередь обратить внимание  на возрастные психологические особенности младшего подростка.

         В когнитивном развитии в 10-12 лет отмечается переход от стадии конкретных операций к стадии формальных операций, характеризуемой преобладанием гипотетико-дедуктивного подхода в решении задач над эмпирико-интуитивным  появлением способности вырабатывать стратегии поиска и организации информации и др. Хотя мышление учеников этого возраста еще не столь абстрактно и системно, как у более старших школьников, оно заметно отличается от мышления младших школьников: оно рефлексивно, т.е. ученики способны осознавать процессы своего мышления, умственные, речевые и мнемонические стратегии.

         Развитие рефлексии сказывается и на личностных преобразованиях школьника: у ребенка складываются свои собственные представления об академических, атлетических способностях,  а также о физических

и личностных характеристиках, определяющих популярность среди сверстников.

         Переориентация многих аспектов идентификации с родителей на сверстников, зарождающееся чувство взрослости приводит к так называемому социально-психологическому экспериментированию с собственной идентичностью, что позволяет предположить, что именно такое экспериментирование является ведущей деятельностью в предподростковом возрасте.

         С точки зрения психофизического развития возраст 10-12 лет называют предпубертатным. Переходное состояние перед кризисом характеризуется и особой эмоциональностью. В этом возрасте преобладают  ситуативно обусловленные эмоции,  наиболее низкая самооценка. Однако, несмотря на несколько негативный фон развития ребенка в предподростковый возраст явления дезатаптации при переходе в среднюю школу связаны у учащихся не с психологическими факторами, а с социально-психологическими ( исследования Г.А. Цукерман ).

         Итак, для грамотного планирования профилактической работы психологу необходимо опираться на сильные стороны ученика, представленные в основных психологических новообразованиях. Такими новообразованиями являются:

                  произвольность, осознанность и интеллектуализация всех психических процессов, их внутреннее  опосредование

                   

                    осознание своих собственных изменений, развитие рефлексии

 

                     «чувство взрослости»   как результат осознания своих изменений, развития рефлексии в сфере самосознания

 

Исходя из вышеизложенных психологических новообразований при переходе в 5 класс нами была поставлена цель и задачи исследования.

        

Цель исследования : Выявление психологических факторов влияющих на благоприятность адаптации в 5 класс.

        

Задачи исследования :   

          - определение личностных и интеллектуальных качеств учащихся 5          класса;

         -  выявление уровня школьной тревожности;

        

Методы исследования :

  1. методика сочинения ( авторы Е.В. Афанасьева и  Н.Л. Васильева);
  2. т ест школьной тревожности Филлипса.

 

Психологический анализ сочинения на тему «Моя любимая игра или занятие» по схеме предложенной Е.И.Афанасьевой  и  Н.А.Васильевой показал следующие результаты. Данные предложены в виде гистограммы.

 

 

                                                                        

 

             

                         

                         

Как видно из гистограммы интеллектуальный уровень высокий -  у 30,7% учащихся 5 класса. Эти учащиеся сумели раскрыть главные мысли сочинения, отражены существенные признаки ситуации. Они понимают причинно-следственные связи.

В сочинениях у 34,6% учащихся имеется главная мысль и ее минимальное раскрытие. У 34,6% учащихся имеется правильная структура фраз, каждое предложение содержит мысль.

         У исследуемых учащихся имеется 23,1%  высокий уровень и 69,2 % средний уровень  освоение и присвоение способов и форм познавательной деятельности, принятых в обществе. Уровень волевой регуляции т.е. готовность к самостоятельной организации деятельности у 26,90% учащихся на высоком уровне, у 61,50% испытуемых на среднем уровне. У них в сочинениях проявляется грамотность и правильное построение фраз.

          84,6%  учащихся  в своих сочинениях выразили личностно значимое содержание, которое отражает личностный смысл – есть положительный эмоциональный фон,  доверие к школе.

         Наличие социальных интересов, а также их направленность т.е. освоение социального пространства у наших обследуемых детей на высоком уровне – 34,6%,  на среднем уровне – 30,8%.

         Исследование школьной тревожности учащихся 5 класса по методике  Филлипса показали следующие результаты, см. табл. № 1

 

 

 

 

 

  Таблица № 1

С и н д р о м ы

в %

место

1.

Общая тревожность в школе

33,8%

І?

2.

Переживание социального стресса

24,4%

?

3.

Фрустрация потребности в достижении

9,4%

?ІІІ

4.

Страх самовыражения

40,3%

ІІІ

5.

Страх ситуации проверки знаний

50,9%

ІІ

6.

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

18,9%

?ІІ

7.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

23,1%

 

8.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями

82,1%

    І

        

Одной из наиболее часто встречающихся проблем при переходе детей из начальной школы в среднюю является сложность адаптации четвероклассников к новым учителям. У наших обследуемых детей  высокий уровень тревожности в отношениях с учителями. Оно наблюдается у 82,2% учащихся. Первый источник этих проблем – непонимание  взрослыми внутреннего мира подростка, их ложные или примитивные представления о его переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях и.т.п. Учителя перестают видеть своих учеников, а место этих конкретных и разных подростков начинает замещать некоторая абстрактная и искаженная его версия. И родители, и учителя подростков в большинстве своем не умеют ни увидеть, ни тем более  учесть в процессе обучения и воспитания того быстрого, интенсивного процесса взросления. Учителя всеми силами пытаются сохранить детские  формы контроля и общения с детьми. Потребность подростков в том, чтобы взрослые, признали их равноправными партнерами в общении, оказывается фрустрированной,  порождает многочисленные и разнообразные конфликты подростка с учителями. Виновником конфликта всегда признается  подросток. С нашей точки зрения, многие современные проблемы, связанные с воспитанием подростков, проистекают от того, что взрослые стараются только что-то давать подростку, не желая, да и не умея, ничего взять. Как показывает наши исследования   большинство случаев отрицательных переживаний  у учащихся 5 класса связано с учителями.

На втором месте оказался «страх ситуации проверки знаний». С переходом в 5 класс количество предметов и учителей увеличивается. По каждому предмету преподает отдельные учителя. У каждого учителя – своя манера, свои особенности в этом отношении. Переход к новым учителям, к большей самостоятельности в учебной работе требует от учащихся определенного времени на привыкание к другой манере подачи разнообразных учебных заданий. В средних классах школы снижается успеваемость. Учащиеся 5 классов испытывают трудности в усвоении знаний. Сами учащиеся  видят причины этих трудностей в первую очередь в самих себе.  Проведенные нами наблюдения за учебным процессом, показали некомпетентность некоторых педагогов,  особенно молодых. Они не умеют доступно объяснять, сразу ставят двойки, кричат и.т.д. С другой стороны основная причина трудностей в учении – сложность школьной  программы, высокие требования школы. Учащиеся привыкшие получать хорошие отметки в начальной школе испытывают страх. Они боятся плохих отметок. Поэтому у них появляются страх при проверки знаний.

«Проблемы и страхи в отношениях с учителями» а также  «страх ситуации проверки знаний»  приводит к следующей форме тревожности « страх самовыражения». Все эти преобладающие симптомы затрудняют благополучную адаптацию  пятиклассников в среднем звене школьного образования. Для того, чтобы снять эти симптомы  нами  были проведены комплекс упражнений по снятию  эмоционального напряжения. Внизу дается некоторые из них. 

 

 Упражнение «Приятный цвет»

         Цель: осознание положительных, оптимистичных эмоций, развитие приятных ощущений.

         Необходимые материалы. Для упражнения нужно подготовить предметы, окрашенные в четко воспринимаемые цвета. Это могут быть собственно цветы( тюльпаны, нарциссы, гладиолусы и пр.), ярко окрашенные фрукты ( банан, красное и зеленое яблоко, вишни, киви, и пр.) либо просто вазочка с цветными карандашами и фломастерами. Можно принести все это вместе.

         Участникам предлагается посмотреть на различные предметы и выбрать цвет, который им нравится в данный момент. Не обязательно выбирать цвет, который вообще  нравится. Важно сконцентрироваться на тех переживаниях, которые приносит человеку цвет здесь и сейчас,

         Инструкция:  Возьмите выбранный предмет в руки и сконцентрируйтесь на его цвете. Дайте пройти времени, пока цвет полностью подействует на вас, дождитесь момента, когда ощущения от цвета начнут угасать. Если в голову вам придут какие-либо мысли или воспоминания, запомните их, но старайтесь сконцентрироваться только на цвете выбранного предмета.

         В процессе обсуждения уточняется:

  • С какими образами у вас было связано восприятие этого цвета?
  •   Как бы вы назвали цвет выбранного вами предмета?

        

Тренер следит за тем, чтобы участники группы концентрировались на приятных ощущениях. Предпочтения  цвета могут выполнять и диагностическую функцию с учетом соображений о проективной функции различных цветов.

 

Упражнение «Золотая рыбка»

         Цель:  повышение эмоционального тонуса, развитие навыков оптимистичного мировосприятия.

         Инструкция:  Каждый участник перед группой делает короткое сообщение на тему: «Какие три желания я попросил бы выполнить золотую рыбку, попадись она мне в руки».

         Обсуждение.

  • Легко ли было выбрать три желания? Не остались ли какие-либо желания забытыми?
  • Может ли ваши желания выполнить кто-либо другой. помимо золотой рыбки?
  • Можете ли вы сами что-либо сделать для выполнения ваших желаний?

Имеет смысл тщательно фиксировать высказанные участниками желания для  последующего анализа. Некоторые желания могут быть тут же «исполнены» ( драматизированы ) с применением бихевиоральной психодрамы. В этом случае пользуются методикой «психодраматическая проба будущего».

 

Упражнение «Хорошее в плохом»

        

Цель: снижение эмоционального напряжения, развитие позитивной направленности личности.

         Инструкция. Участникам предлагается вспомнить о неприятном событии, которое произошло с ними в прошлом или которого можно ожидать в будущем. Далее предлагается подумать, что в этом событии может быть хорошего, и рассказать об этом в классе.

         Если учащиеся начинают критиковать или оспаривать найденный

«позитив», то тренеру необходимо вмешиваться. Суть приема не в том, чтобы критиковать позитив, а в том, чтобы набрать как можно больше позитива. Нереалистичный или ложный позитив отпадает сам собой. Тренерам нужно также помогать участникам рассказать о позитивном во всех подробностях и при возможности представить его максимально образно – во всех деталях.

         Обсуждение.

  • Существуют ли ситуации, при которых невозможно найти позитивное в нежелательных событиях?
  • Что мешает обращать внимание на позитивное?

 

Как показал опыт работы, подобные упражнения помогают пятиклассникам преодолевать трудности и благополучно адаптироваться  в среднем звене школьного образования.

 

 

 

 

Список использованной литературы.

 

  1. Абрамова  Г.С. «Практическая психология». – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
  2. Битянова  М. Р «Организация психологической  работы в школе». – М.: Совершенство, 1998.
  3. Битянова  М.Р. , Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. «Работа психолога в начальной школе». – М.: изд-во «Совершенство», 1998.
  4. Дубровина И.В. « Рабочая книга школьного психолога». – М.: Просвещение,  1991.
  5. «Психология подростка». Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов,  родителей /под. ред. А.А.Реана./ 2003.
  6. Самоукина Н.В. «Игровые методы в обучении и воспитании»

     ( психотехнические упражнения и коррекционные программы).

      -М.: 1992.

7.  «Справочник психолога средней школы»  - О.Н. Истратова, Т.В.                 

Эксакусто. – Изд. Ростов  н/Д.: Феникс, 2008.

8. Цукерман Г.А. «Школьные трудности благополучных детей». – М.: «Знание», 1994.

9. Цукерман Г.А. «Десяти – двенадцатилетние школьники: «ничья земля»   в возрастной психологии»   /Вопросы психологии. 1998,№10./

10. Эскакусто Т.В. «Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры». –Ростов н/Д: Феникс,2008.