В школьной психологической службе переход из начального в среднее звено традиционно считается одной из наиболее сложных школьных проблем, а период адаптации в 5 классе – одним из труднейших периодов школьного обучения. Это обусловлено с психологическими новообразованиями при переходе в 5-й класс. Школьники возраста, переходного из младшей в среднюю школу относятся к младшему подростковому возрасту. Чтобы адаптация прошла благополучно необходимо в первую очередь обратить внимание на возрастные психологические особенности младшего подростка.
В когнитивном развитии в 10-12 лет отмечается переход от стадии конкретных операций к стадии формальных операций, характеризуемой преобладанием гипотетико-дедуктивного подхода в решении задач над эмпирико-интуитивным появлением способности вырабатывать стратегии поиска и организации информации и др. Хотя мышление учеников этого возраста еще не столь абстрактно и системно, как у более старших школьников, оно заметно отличается от мышления младших школьников: оно рефлексивно, т.е. ученики способны осознавать процессы своего мышления, умственные, речевые и мнемонические стратегии.
Развитие рефлексии сказывается и на личностных преобразованиях школьника: у ребенка складываются свои собственные представления об академических, атлетических способностях, а также о физических
и личностных характеристиках, определяющих популярность среди сверстников.
Переориентация многих аспектов идентификации с родителей на сверстников, зарождающееся чувство взрослости приводит к так называемому социально-психологическому экспериментированию с собственной идентичностью, что позволяет предположить, что именно такое экспериментирование является ведущей деятельностью в предподростковом возрасте.
С точки зрения психофизического развития возраст 10-12 лет называют предпубертатным. Переходное состояние перед кризисом характеризуется и особой эмоциональностью. В этом возрасте преобладают ситуативно обусловленные эмоции, наиболее низкая самооценка. Однако, несмотря на несколько негативный фон развития ребенка в предподростковый возраст явления дезатаптации при переходе в среднюю школу связаны у учащихся не с психологическими факторами, а с социально-психологическими ( исследования Г.А. Цукерман ).
Итак, для грамотного планирования профилактической работы психологу необходимо опираться на сильные стороны ученика, представленные в основных психологических новообразованиях. Такими новообразованиями являются:
произвольность, осознанность и интеллектуализация всех психических процессов, их внутреннее опосредование
осознание своих собственных изменений, развитие рефлексии
«чувство взрослости» как результат осознания своих изменений, развития рефлексии в сфере самосознания
Исходя из вышеизложенных психологических новообразований при переходе в 5 класс нами была поставлена цель и задачи исследования.
Цель исследования : Выявление психологических факторов влияющих на благоприятность адаптации в 5 класс.
Задачи исследования :
- определение личностных и интеллектуальных качеств учащихся 5 класса;
- выявление уровня школьной тревожности;
Методы исследования :
- методика сочинения ( авторы Е.В. Афанасьева и Н.Л. Васильева);
- т ест школьной тревожности Филлипса.
Психологический анализ сочинения на тему «Моя любимая игра или занятие» по схеме предложенной Е.И.Афанасьевой и Н.А.Васильевой показал следующие результаты. Данные предложены в виде гистограммы.


Как видно из гистограммы интеллектуальный уровень высокий - у 30,7% учащихся 5 класса. Эти учащиеся сумели раскрыть главные мысли сочинения, отражены существенные признаки ситуации. Они понимают причинно-следственные связи.
В сочинениях у 34,6% учащихся имеется главная мысль и ее минимальное раскрытие. У 34,6% учащихся имеется правильная структура фраз, каждое предложение содержит мысль.
У исследуемых учащихся имеется 23,1% высокий уровень и 69,2 % средний уровень освоение и присвоение способов и форм познавательной деятельности, принятых в обществе. Уровень волевой регуляции т.е. готовность к самостоятельной организации деятельности у 26,90% учащихся на высоком уровне, у 61,50% испытуемых на среднем уровне. У них в сочинениях проявляется грамотность и правильное построение фраз.
84,6% учащихся в своих сочинениях выразили личностно значимое содержание, которое отражает личностный смысл – есть положительный эмоциональный фон, доверие к школе.
Наличие социальных интересов, а также их направленность т.е. освоение социального пространства у наших обследуемых детей на высоком уровне – 34,6%, на среднем уровне – 30,8%.
Исследование школьной тревожности учащихся 5 класса по методике Филлипса показали следующие результаты, см. табл. № 1
Таблица № 1
№
|
С и н д р о м ы
|
в %
|
место
|
1.
|
Общая тревожность в школе
|
33,8%
|
І?
|
2.
|
Переживание социального стресса
|
24,4%
|
?
|
3.
|
Фрустрация потребности в достижении
|
9,4%
|
?ІІІ
|
4.
|
Страх самовыражения
|
40,3%
|
ІІІ
|
5.
|
Страх ситуации проверки знаний
|
50,9%
|
ІІ
|
6.
|
Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
|
18,9%
|
?ІІ
|
7.
|
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
|
23,1%
|
?І
|
8.
|
Проблемы и страхи в отношениях с учителями
|
82,1%
|
І
|
Одной из наиболее часто встречающихся проблем при переходе детей из начальной школы в среднюю является сложность адаптации четвероклассников к новым учителям. У наших обследуемых детей высокий уровень тревожности в отношениях с учителями. Оно наблюдается у 82,2% учащихся. Первый источник этих проблем – непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, их ложные или примитивные представления о его переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях и.т.п. Учителя перестают видеть своих учеников, а место этих конкретных и разных подростков начинает замещать некоторая абстрактная и искаженная его версия. И родители, и учителя подростков в большинстве своем не умеют ни увидеть, ни тем более учесть в процессе обучения и воспитания того быстрого, интенсивного процесса взросления. Учителя всеми силами пытаются сохранить детские формы контроля и общения с детьми. Потребность подростков в том, чтобы взрослые, признали их равноправными партнерами в общении, оказывается фрустрированной, порождает многочисленные и разнообразные конфликты подростка с учителями. Виновником конфликта всегда признается подросток. С нашей точки зрения, многие современные проблемы, связанные с воспитанием подростков, проистекают от того, что взрослые стараются только что-то давать подростку, не желая, да и не умея, ничего взять. Как показывает наши исследования большинство случаев отрицательных переживаний у учащихся 5 класса связано с учителями.
На втором месте оказался «страх ситуации проверки знаний». С переходом в 5 класс количество предметов и учителей увеличивается. По каждому предмету преподает отдельные учителя. У каждого учителя – своя манера, свои особенности в этом отношении. Переход к новым учителям, к большей самостоятельности в учебной работе требует от учащихся определенного времени на привыкание к другой манере подачи разнообразных учебных заданий. В средних классах школы снижается успеваемость. Учащиеся 5 классов испытывают трудности в усвоении знаний. Сами учащиеся видят причины этих трудностей в первую очередь в самих себе. Проведенные нами наблюдения за учебным процессом, показали некомпетентность некоторых педагогов, особенно молодых. Они не умеют доступно объяснять, сразу ставят двойки, кричат и.т.д. С другой стороны основная причина трудностей в учении – сложность школьной программы, высокие требования школы. Учащиеся привыкшие получать хорошие отметки в начальной школе испытывают страх. Они боятся плохих отметок. Поэтому у них появляются страх при проверки знаний.
«Проблемы и страхи в отношениях с учителями» а также «страх ситуации проверки знаний» приводит к следующей форме тревожности « страх самовыражения». Все эти преобладающие симптомы затрудняют благополучную адаптацию пятиклассников в среднем звене школьного образования. Для того, чтобы снять эти симптомы нами были проведены комплекс упражнений по снятию эмоционального напряжения. Внизу дается некоторые из них.
Упражнение «Приятный цвет»
Цель: осознание положительных, оптимистичных эмоций, развитие приятных ощущений.
Необходимые материалы. Для упражнения нужно подготовить предметы, окрашенные в четко воспринимаемые цвета. Это могут быть собственно цветы( тюльпаны, нарциссы, гладиолусы и пр.), ярко окрашенные фрукты ( банан, красное и зеленое яблоко, вишни, киви, и пр.) либо просто вазочка с цветными карандашами и фломастерами. Можно принести все это вместе.
Участникам предлагается посмотреть на различные предметы и выбрать цвет, который им нравится в данный момент. Не обязательно выбирать цвет, который вообще нравится. Важно сконцентрироваться на тех переживаниях, которые приносит человеку цвет здесь и сейчас,
Инструкция: Возьмите выбранный предмет в руки и сконцентрируйтесь на его цвете. Дайте пройти времени, пока цвет полностью подействует на вас, дождитесь момента, когда ощущения от цвета начнут угасать. Если в голову вам придут какие-либо мысли или воспоминания, запомните их, но старайтесь сконцентрироваться только на цвете выбранного предмета.
В процессе обсуждения уточняется:
- С какими образами у вас было связано восприятие этого цвета?
- Как бы вы назвали цвет выбранного вами предмета?
Тренер следит за тем, чтобы участники группы концентрировались на приятных ощущениях. Предпочтения цвета могут выполнять и диагностическую функцию с учетом соображений о проективной функции различных цветов.
Упражнение «Золотая рыбка»
Цель: повышение эмоционального тонуса, развитие навыков оптимистичного мировосприятия.
Инструкция: Каждый участник перед группой делает короткое сообщение на тему: «Какие три желания я попросил бы выполнить золотую рыбку, попадись она мне в руки».
Обсуждение.
- Легко ли было выбрать три желания? Не остались ли какие-либо желания забытыми?
- Может ли ваши желания выполнить кто-либо другой. помимо золотой рыбки?
- Можете ли вы сами что-либо сделать для выполнения ваших желаний?
Имеет смысл тщательно фиксировать высказанные участниками желания для последующего анализа. Некоторые желания могут быть тут же «исполнены» ( драматизированы ) с применением бихевиоральной психодрамы. В этом случае пользуются методикой «психодраматическая проба будущего».
Упражнение «Хорошее в плохом»
Цель: снижение эмоционального напряжения, развитие позитивной направленности личности.
Инструкция. Участникам предлагается вспомнить о неприятном событии, которое произошло с ними в прошлом или которого можно ожидать в будущем. Далее предлагается подумать, что в этом событии может быть хорошего, и рассказать об этом в классе.
Если учащиеся начинают критиковать или оспаривать найденный
«позитив», то тренеру необходимо вмешиваться. Суть приема не в том, чтобы критиковать позитив, а в том, чтобы набрать как можно больше позитива. Нереалистичный или ложный позитив отпадает сам собой. Тренерам нужно также помогать участникам рассказать о позитивном во всех подробностях и при возможности представить его максимально образно – во всех деталях.
Обсуждение.
- Существуют ли ситуации, при которых невозможно найти позитивное в нежелательных событиях?
- Что мешает обращать внимание на позитивное?
Как показал опыт работы, подобные упражнения помогают пятиклассникам преодолевать трудности и благополучно адаптироваться в среднем звене школьного образования.
Список использованной литературы.
- Абрамова Г.С. «Практическая психология». – Екатеринбург: Деловая книга, 1998.
- Битянова М. Р «Организация психологической работы в школе». – М.: Совершенство, 1998.
- Битянова М.Р. , Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. «Работа психолога в начальной школе». – М.: изд-во «Совершенство», 1998.
- Дубровина И.В. « Рабочая книга школьного психолога». – М.: Просвещение, 1991.
- «Психология подростка». Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей /под. ред. А.А.Реана./ 2003.
- Самоукина Н.В. «Игровые методы в обучении и воспитании»
( психотехнические упражнения и коррекционные программы).
-М.: 1992.
7. «Справочник психолога средней школы» - О.Н. Истратова, Т.В.
Эксакусто. – Изд. Ростов н/Д.: Феникс, 2008.
8. Цукерман Г.А. «Школьные трудности благополучных детей». – М.: «Знание», 1994.
9. Цукерман Г.А. «Десяти – двенадцатилетние школьники: «ничья земля» в возрастной психологии» /Вопросы психологии. 1998,№10./
10. Эскакусто Т.В. «Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения, ролевые игры». –Ростов н/Д: Феникс,2008.