СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическое воздействие в социуме

Нажмите, чтобы узнать подробности

Социум – это среда, в которой человек находится в постоянном психологическом контакте с другими людьми

Просмотр содержимого документа
«Психологическое воздействие в социуме»

8


Муниципальная конференция молодых исследователей «Эврика, ЮНИОР »













Психологическое воздействие в социуме

Секция «социология»





Автор:

Тахмазян Сергей Сергеевич

11 класс МБОУ СОШ №10,

г. Туапсе

Научный руководитель:

Акопова Наталья Сергеевна,

учитель истории и

обществознания

МБОУ СОШ № 10











г. Туапсе

2015год

Тахмазян Сергей Сергеевич

Краснодарский край, Туапсинский район, город Туапсе

МОУ СОШ «Средняя общеобразовательная

школа №10 имени Героя Советского Союза

Тимофея Петровича Северова», 11 класс

Психологическое воздействие в социуме

Научный руководитель : Акопова Наталья Сергеевна,

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №10

Аннотация.

Цель работы: Осветить тему психологического воздействия, исследовать, как отрицательное психологическое воздействие сказывается на психическом состоянии подростков, рассмотреть способы противодействия психологическому давлению.

Задачи: Рассмотреть термины «психологическое воздействие», «отрицательное психологическое воздействие» и «физическое воздействие», определить, в чем разница между психологическим и физическим воздействием, рассмотреть системы отрицательного психологического воздействия и причины применения данного воздействия в учебных заведениях, ознакомиться с данными исследования по оценке ситуации с насилием в отношении детей, ознакомиться с экспериментом Альфреда Мак-Алистера.

Полученные данные: Вследствие исследования удалось установить разницу между психологическим и физическим воздействием, удалось определить целый ряд последствий отрицательного психологического воздействия на психику подростка, в результате ознакомления с экспериментом Альфреда Мак-Алистера, удалось установить действенность его методов защиты от психологического воздействия среди подростков.

Выводы: Таким образом, удалось установить, что психологическое воздействие – это то, без чего не может обойтись современное общество. Оно имеет как созидательную функцию, так и разрушительную.



Тахмазян Сергей Сергеевич

Краснодарский край, Туапсинский район, город Туапсе

МОУ СОШ «Средняя общеобразовательная

школа №10 имени Героя Советского Союза

Тимофея Петровича Северова», 11 класс

Психологическое воздействие в социуме

Научный руководитель : Акопова Наталья Сергеевна,

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №10



Введение.

Социум – это среда, в которой человек находится в постоянном психологическом контакте с другими людьми. В этой среде невозможно избежать внешнего воздействия на нашу психику. Семья, работа, спорт – это сферы, в которых мы все время взаимодействуем с окружающими. Но даже в нашем развитом и гуманном обществе можно наблюдать, как до сих пор действует принцип естественного отбора, как люди подвергаются отрицательному психологическому воздействию со стороны более сильных психически людей. Поэтому сейчас тема психологического воздействия актуальна как никогда.



















Тахмазян Сергей Сергеевич

Краснодарский край, Туапсинский район, город Туапсе

МОУ СОШ «Средняя общеобразовательная

школа №10 имени Героя Советского Союза

Тимофея Петровича Северова», 11 класс

Психологическое воздействие в социуме

Научный руководитель : Акопова Наталья Сергеевна,

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №10

Психологическое воздействие - воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей, идущее в обход сознания, логики и разума: через внушение и заражение, через обращение к переживаниям и чувствам, к привычкам, к впечатлениям и страхам.

Но в чем разница между физическим и психологическим воздействием? Физическое воздействие - это воздействие непосредственно на тело человека или объективную окружающую его ситуацию. Дайте человеку высказаться, выслушайте его – ему станет легче; отвлеките его от тяжелых мыслей или дайте хороший совет – он начнет радоваться жизни. Физически - вы на него никак не повлияете, но психологически – влияние будет неоценимым. Если человека вытолкнули из автобуса - воздействие было физическим. Выманили - психологическим. В этом и есть разница между воздействиями.

Но проблемой общества является то, что существует не только положительное психологическое воздействие, но и отрицательное. Отрицательное психологическое воздействие (насилие) - это социально-психологическая активность одних людей направленная на других людей, осуществляемая в различных формах и различными средствами (в том числе и преднамеренное манипулирование человеком как объектом), которые негативно сказываются на психическом состоянии человека, с целью осуществления собственных интересов. Недаром Зигмунд Фрейд разделял латинскую мудрость: Homo homini lupus est. Так, в одной из своих работ он писал: «Человек человеку волк; найдется ли у кого мужество после всего опыта жизни и истории оспаривать это положение?»[1]. Как бы мы не относились к этим представлениям З.Фрейда о природе человека, приходится признать, что, согласно современным научным данным, именно отрицательное психологическое воздействие составляет универсальный коммуникативный контекст жизни человека: все люди в той или иной степени подвергаются психологическому насилию. Так, например, статистика российских служб экстренной психологической помощи (Телефонов доверия) свидетельствует, что более 50% случаев обращений речь идет исключительно о психологическом насилии [2].


Что такое «отрицательное психологическое воздействие» человек познает на себе уже в раннем возрасте. Чаще всего это происходит, когда ребенок проживает в неблагополучной семье, или же когда он начинает учиться в школе. Существует две системы отрицательного психологического воздействия в учебных заведениях:

  1. «Ученик – ученик». Не редко можно наблюдать в учебных заведениях насмешки учеников над своими сверстниками. Наиболее часто жертвами становятся дети, имеющие физические недостатки, особенности поведения и внешности, плохие социальные навыки, отсутствие опыта жизни в коллективе, низкий интеллект и трудности в обучении.

  2. «Учитель – ученик». Факты отрицательного психологического воздействия в образовательных учреждениях не скрываются ни взрослыми, ни детьми, и выражаются они в угрозах в адрес обучающегося, преднамеренной изоляции школьника; предъявлении к ученику чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; оскорблении и унижении достоинства; систематической необоснованной критике ребенка, выводящей его из душевного равновесия; демонстративном негативном отношении к обучающемуся.

Можно выделить несколько причин применения отрицательного психологического воздействия системах «ученик-ученик», «учитель-ученик» в школе [3]: – исторические предпосылки, обусловившие механическое перенесение в наше время педагогических систем воспитания, традиционных для прошлых лет; – психологическая неустойчивость педагогов или сверстников, плохой микроклимат в учительском коллективе или среди однокласников; – профессиональная несостоятельность, выражающаяся в неумении или нежелании педагога с уважением отнестись к личности и проблемам ребенка, провоцирующим нестандартное поведение.

В соответствии с данными исследования по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь, дети в возрасте 10-14 лет в первую очередь являлись жертвами отрицательного психологического воздействия со стороны других детей (одноклассников, сверстников и старшеклассников) и лишь потом – со стороны учителей и других лиц. Учащиеся специальных и интернатных учреждений чаще подвергались психологическому насилию, чем их сверстники в общеобразовательной школе [4].

Отрицательное психологическое воздействие – это совершённое по отношению к ребёнку деяние, которое тормозит или вредит развитию его потенциальных способностей. Последствия такого деяния достаточно серьезные: снижение самооценки подростка, потеря уверенности в себе, нарушения психического развития, изоляция от социальных контактов, дезинтеграция, девиантное поведение и т.д. [5, 6]. Длительные школьные издевки сказываются на собственном «Я» ребенка. Падает самооценка, он чувствует себя затравленным. Такой ребенок в дальнейшем пытается избегать отношений с другими людьми. Часто бывает и наоборот — другие дети избегают дружбы с жертвами отрицательного психологического воздействия, поскольку боятся, что сами станут жертвами, следуя старой учительской логике: «...Каков твой друг — таков и ты». В результате этого формирование дружеских отношений может стать проблемой для жертвы, а отверженность в школе нередко переносится и на другие сферы социальных отношений. Такой ребенок и в дальнейшем может жить, храня в себе весь негативный опыт, который будет сказываться на его социальном положении. У таких детей высок риск развития нервно-психических и поведенческих расстройств, риск возникновения стрессового состояния [7], что порождает чувство безнадежности и безысходности, что, в свою очередь, является благоприятной почвой для возникновения мыслей о суициде.

Для защиты детей от психологического воздействия других школьников Альфред Мак-Алистер и его коллеги провели эксперимент, суть которого заключалась в противодействии давлению со стороны курящих сверстников. Поскольку мальчики обычно начинают курить в попытке выглядеть «круто» или «мужественно», Мак-Алистер предположил, что давление курящих сверстников на тех, кто еще не начал курить, может быть облечено в форму обидных прозвищ («слабак» и т.п.). С мальчиками-семиклассниками была разыграна ситуация, в которой они учились отбиваться от подобных наскоков, заявляя: «Если я закурю только для того, чтобы произвести на тебя впечатление, тогда я действительно окажусь слабаком». Было доказано, что такая «вакцинация» против давления сверстников в высшей степени эффективна: к девятому классу среди «вакцинированных» таким образом мальчиков и девочек курящих было наполовину меньше, чем среди членов контрольной группы из той же школы.



Заключение.

Таким образом, удалось установить, что психологическое воздействие – это то, без чего не может обойтись современное общество. Оно имеет как созидательную функцию, так и разрушительную. Благодаря проведенным исследованиям, удалось установить, что отрицательное психологическое воздействие влечет за собой целый ряд негативных последствий, включая психические расстройства и даже суицид.

На основании полученной информации можно с уверенностью сказать, что отрицательное психологическое воздействие не является изолированной от общества проблемой. Каждый раз, когда мы относимся лояльно к проявлениям активности «агрессора» на «жертву», когда мы проходим мимо, видя, как группа подростков оказывает психологическое давление на сверстника, мы бросаем жизнь ребенка на произвол судьбы.


























Список литературы:



1. Фрейд, 1995, с.321

2. Данные US Department of Health and Human Service цит. по R.Lawson et.al., 1998, p.370).

3. «Педагогика и психология: тренды, проблемы, актуальные задачи»

4. Отчет общенационального исследования по оценке ситуации с насилием в отношении детей в Республике Беларусь / И. А. Фурманов [и др.]. – Минск: В.И.З.А. ГРУПП, 2010. – 156 с.

5. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия, контроль / Л. Берковец.– СПб.: Нева, 2002. – 248 с.

6. Фурманов, И. А. Профилактика нарушений поведения в учреждениях образования: учеб.-метод. пособие / И.А. Фурманов, А.Н. Сизанов, В.А. Хриптович. – Минск: РИВШ, 2011. – 250 с.

7. Черепанова Е. М. Психологический стресс: помоги себе и ребенку. М.: Академия, 1996.