Тема: Психология лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Одну из основных задач реабилитации составляют психологическая коррекция и психосоциальная помощь в сложных жизненных ситуациях, которые возникают у человека в связи с инвалидизацией. Знание социальными работниками психологических особенностей личности индивида с физическими и психическими дефектами поможет успешной реабилитации и адаптации его в обществе.
Нарушения психики могут быть первичными — непосредственно вызванными болезнью, врожденным дефектом или травмой головного мозга. Но возникают и вторичные психологически обусловленные нарушения психической деятельности. Инвалидизирующее заболевание, травма или дефект независимо от того, какова их природа, какой орган или функциональная система оказываются пораженными, ставят человека в психологически особые жизненные условия, или, иначе говоря, создают особую объективную социально-психологическую ситуацию. Если такое происходит со взрослым человеком, то к этому времени он уже имеет сформированные в предшествующие периоды жизнедеятельности особенности психической организации: определенный уровень познавательных возможностей, мотивационную структуру личности, сложившийся уровень оценки своих возможностей и ожиданий. Возникающая социальная ситуация, связанная с наступлением инвалидности, резко снижает способности удовлетворения насущных потребностей, возможности социальной, профессиональной и личностной самореализации индивида. В результате возникает состояние фрустрации, т. е. реактивное состояние в ответ на невозможность удовлетворить потребности. Со всей очевидностью перед человеком, ставшим инвалидом, встает сложная задача — как жить дальше в условиях болезни или дефекта.
Постепенно происходит качественная и количественная перестройка «внутренней позиции» человека, содержание и динамика которой отражают основные смысловые изменения в структуре личности. Выступая в качестве активного субъекта деятельности, человек, несмотря на инвалидность, продолжает оставаться им.
Это находит выражение прежде всего в том, что в новой жизненной ситуации — в условиях инвалидности — человек формирует свое собственное отношение к новым обстоятельствам жизни и к самому себе в этих обстоятельствах. В 1880 г. знаменитый русский психиатр В.Х.Кандинский указывал на то, что «болезненное состояние — это та же жизнь, но только при измененных условиях». Болезнь и последующая инвалидность — лишь биологическая предпосылка изменения личности.
Переживание болезни и инвалидности, накладывая особый отпечаток на всю личность больного в целом, также приводит к постепенному изменению эмоционально-волевой сферы, мыслительных процессов, к серьезной переоценке жизненных установок, социальных ценностей и становится источником для формирования дезадаптивного поведения. Дезадаптация поведения определяется физическими критериями (вынужденной изоляцией), физиологическими показателями (различными соматическими нарушениями, связанными с имеющимися повреждениями и травмами), социальными установками в виде определенных предубеждений («Я не такой, как все») и психологическими характеристиками (депрессией, апатией, агрессией, обидой, разочарованием и виной).
Вынужденная социальная изоляция инвалида от общества становится источником формирования так называемого социального аутизма, который проявляется в виде стереотипного стиля жизнедеятельности и соответствующих психологических нарушений и личностных изменений. В то же время инвалидность и ее переживание сами по себе препятствуют установлению нормальных взаимоотношений с окружающими, сказываются на работоспособности, общем мировосприятии и тем самым углубляют социальную изоляцию инвалида. Возникает своеобразный порочный круг — социальный и психологический факторы усугубляются негативным влиянием друг на друга.
К социальным факторам, влияющим на формирование внутренней картины болезни, можно отнести объективные условия жизни больного: социальное и семейное положение, условия его жизни, диапазон вызванных болезнью функциональных ограничений, отношение родственников и социального окружения, появление новых проблем в семье, в профессиональной деятельности и т.д.
В зависимости от отношения к болезни формируется поведенческий стиль, который имеет следующие разновидности:
— компенсаторное поведение (борьба, адаптация);
— капитуляция перед болезнью;
— игнорирующее поведение — стремление больного не признавать дефекта.
Таким образом, в одних случаях направляет поведение на преодоление болезни и ее последствий на функциональном уровне, а в других, наоборот, является фактором, который усугубляет течение болезни. ВКБ перестает выполнять адаптационную функцию и становится источником стресса. Она способствует развитию тревоги и вытесняет все ценности человека, сама становясь сверхценностью.
Болезнь и следующая за ней инвалидизация воспринимаются как препятствие на пути достижения более «важных» жизненных целей, чем забота о своем здоровье, которая в это время является не ведущим мотивом, а только средством для осуществления привычной деятельности — работы, учебы, семейной жизни.
В последующем меняется вся система отношений инвалида: значимыми становятся те события, которые соответствуют этому мотиву, а все остальные обесцениваются. Меняются и критерии оценки других людей, в том числе медперсонала, и всей жизненной ситуации. Инвалиды становятся менее отзывчивыми на события внешнего мира, доминирует философия фатальности судьбы. В поведении проявляются постоянный критицизм, цинизм и чувственная холодность по отношению к окружающим.
Отмеченные особенности социально-психологической ситуации, в которой оказывается инвалид, меняют весь стиль его жизни: жизненные установки, планы на будущее, его отношение к разным важным обстоятельствам и к самому себе.
Тема: Изменения в когнитивной и эмоциональной сфере у инвалидов
Изменения в когнитивной и эмоциональной сфере являются наиболее характерными для инвалидов. В структуре их личности четко прослеживается фобический компонент. Страхи могут быть вполне обоснованными, однако в значительной мере они преувеличенные и внушенные, имеют парадоксальное содержание: одновременно отражают актуальное и возможное состояния. Так, инвалид может страдать от дефицита общения, испытывать страх одиночества и одновременно бояться предстоящих встреч с другими людьми. Среди людей-инвалидов нередок страх выздоровления в связи с возможной, по их мнению, утратой любви и повышенного со стороны значимого окружения, а также из-за необходимости возвращения к обычной жизни в школе, к которой они чувствуют себя не готовыми. Ощущение острого дефицита знаний, умений, навыков, необходимых для жизни в обществе, осознание ограниченности своих физических возможностей и юридических прав в связи со статусом инвалида нередко приводит к фиксации на мыслях о бессмысленности дальнейшего существования.
Инвалиды с низкой самоэффективностью в большей мере склонны к преувеличению трудностей и чаще демонстрируют неумение их преодолевать. Ощущение низкой самоэффективности также способно провоцировать развитие депрессии или ее усиление.
Выделяют четыре фактора, влияющие на формирование чувства самоэффективности:
— достигнутые результаты (успех в прошлом дает высокие ожидания результативности текущих действий, тогда как прошлые неудачи снижают эти ожидания);
— косвенные переживания (впечатления от успеха или неудачи других);
— словесное убеждение (самоэффективность повышается, когда авторитетное лицо — родитель или педагог — убедительно говорят о том, что инвалид в состоянии справиться с ситуацией);
— эмоциональная активация (чувство тревоги и напряжения снижает ощущение самоэффективности).
С состоянием выученной беспомощности и чувством самоэффективности связаны и такие личностные черты, как локус контроля и воспринимаемая управляемость. Локус контроля — это представление инвалида о том, где осуществляется контроль над значимыми событиями в его жизни: внутри него самого или во внешней среде. В условиях гиперопеки как основного стиля взаимодействия с инвалидом последний связывает успешность своих действий только с действиями других людей, поэтому он реже будет стремиться самостоятельно преодолевать трудности, а значит, у него не будет достаточного опыта для развития чувства самоэффективности.
Выученная беспомощность, самоэффективность и локус контроля вместе составляют такую интегральную личностную характеристику инвалида как воспринимаемая управляемость. Воспринимаемая управляемость — это общее представление человека о своей способности управлять процессом собственной жизни. Психологически комфортное состояние инвалида (т. е. отсутствие у него утомления, тревоги, депрессии, а также субъективное чувство физического благополучия) зависит от того, насколько предъявляемые к нему требования сочетаются с простором для принятия решений или возможностью быть самостоятельным.
Важным фактором, определяющим специфику отношения к собственной инвалидности является социальная поддержка. Социальная поддержка включает в себя создание для инвалида широкой, стабильной сети социальных контактов, которая характеризуется совместным проживанием и проведением досуга с другими детьми и взрослыми, наличием друзей, членством в клубах и общественных объединениях. В зависимости от целей, социальная поддержка может быть разноуровневой и включать как сообщество только инвалидов, так и смешанные сообщества инвалидов и здоровых. Эмоциональная поддержка, как правило, более эффективна в гомогенных группах инвалидов, имеющих сходный дефект, тогда как повышение уровня социальной адаптации более эффективно в гетерогенных группах.
Возможные стратегии личностного реагирования на телесный дефект: переосмысление, уверенность и отказ
Т. Гершик и А. Миллер выделяют у инвалидов две возможные стратегии личностного реагирования на телесный дефект: переосмысление, уверенность и отказ.
Переосмысление предполагает осознание человеком невозможности соответствовать идеальному образу тела и создание индивидуальной интерпретации своих телесных характеристик. Инвалид выбирает из культурного идеала тела только те характеристики, которые соответствуют его актуальным возможностям, и тем самым создает личный идеальный конструкт, рассматривая его как один из возможных вариантов доминирующего идеального типа.
Уверенность заключается в слепом следовании культурному образцу телесности без учета реальных возможностей инвалида. Такие люди находятся в постоянном конфликте с самими собой. Ориентируясь на недостижимые телесные стандарты, они надеются добиться признания себя другими людьми не в качестве инвалида, а в качестве «такого же, как и все». При этом они всегда наталкиваются на еще большее подчеркивание своей «инакости» и неспособности соответствовать общепринятому идеалу. Как результат, у них развивается двойная идентичность: «фасадная» (для других) и «внутренняя», которые находятся в антагонистическом конфликте друг с другом. У таких людей вырабатывается очень жесткая установка на обязательное соответствие идеалу по принципу «всегда и везде», без учета реальных возможностей и ситуации. Психосоциальная адаптация людей с такими реакциями осложняется тем, что в нашем обществе из-за социальных запретов, стереотипов и практики сегрегации (разделения институтов социализации, проведения досуга и т. п. для людей-инвалидов и не-инвалидов) ребенку-инвалиду практически невозможно на практике реализовать телесные стандарты, на которые ориентируются здоровые люди.
Отказ от следования доминирующему культурному образцу телесности выражается в стремлении сконструировать свой собственный идеал тела, ограничив круг общения только теми людьми, которые этот идеал разделяют вместе с человеком-инвалидом. Они начинают считать доминирующий в культуре идеал как «неправильный», непригодный для практических жизненных целей; они обесценивают те телесные характеристики, которые считают ценными и важными здоровые люди, или даже вообще отрицают ценность тела в межличностных отношениях и в конструировании собственной идентичности: «важен человек, а не какое у него тело». По сути реакции отказа отражают сопротивление негативному образу инвалидности, который имеется у здорового окружения. Это реакции протеста против навязчивого милосердия, жалости и благотворительности, которые не столько помогают инвалиду (как это представляют себе здоровые люди — педагоги, родители, психологи), сколько подчеркивают невозможность его принятия в широкий социальный контекст общения по причине наличия дефекта и формируют состояние «выученной беспомощности», особенно в плане развития инициативности и в принятии решений о своей судьбе.
Задание к теме:
Составить таблицу «Психологические особенности лиц с ограниченными возможностями здоровья»
| Нарушения | Дети - инвалиды | Взрослые с различными видами инвалидности |
1 | Нарушения восприятия | | |
2 | Нарушения памяти | | |
3 | Нарушения мышления | | |
4 | Нарушение мотивационной сферы | | |
5 | Нарушение общения | | |
6 | Особенности поведения | | |
(возможно разделение на виды инвалидности:
с расстройством двигательной сферы, с соматическими расстройствами личности, с расстройствами органов чувств, с психическими расстройствами, соответственно уровню выполнения задания оценка будет повышаться)
2