В настоящее время происходит процесс интенсивного развития общества, пересматриваются ценности, изменяется политика государства в области образования. Одной из важных тенденций современного образования является возрастание роли личностной парадигмы, выражающейся в создании условий для полноценного проявления личностных функций субъектов образовательного процесса. Это предъявляет повышенные требования ко всем участникам учебно-воспитательного процесса.
Общение характеризуется как наблюдаемый процесс, в котором актуализируется и проявляется, это такое поведение людей, в процессе которого развиваются, проявляются и формируются их межличностные отношения.
Проблема личных взаимоотношений в группе сверстников всегда привлекала внимание отечественных педагогов и психологов. Стоит отметить, что о своеобразии ученических сообществ и особенностей межличностных отношений учащихся исследователи говорили еще в XIX в. (Г.О. Шмидт и др.). В работах авторов 20-х – 30-х гг. также указывалось на особенности детского коллектива (Е.А. Аркин, Г. Фортунатов и др.). В настоящее время проводятся многочисленные исследования межличностных отношений, межличностного восприятия в группах учащихся (Н.Л. Коломинский, И.Н. Чернышева и др.). Проблема учащихся коллективов и межличностные отношения в них интенсивно разрабатывается и в педагогике (О.С. Газман, А.З. Мудрик, С.Д. Поляков и др.).
В данный момент наблюдается значительный рост исследований, посвященных межличностным отношениям и развитию младшего подростка в семье. Возникает необходимость определения той роли, которую играют отношения между сверстниками в формировании личности школьника на различных этапах его жизни, и в частности в младшем школьном возрасте – наиболее ответственном периоде перехода ребенка в новую социально значимую систему отношений. Актуальность его заключается в выявлении скрытых механизмов, которые лежат в основе межличностных отношений в классном коллективе младших школьников.
Благоприятные межличностные отношения школьников положительно влияют не только на их психическое состояние, успеваемость, познавательную деятельность, физическую активность, но и сплоченность класса в целом. Новые реалии социума приводят к тому, что подрастающее поколение большую часть времени проводят не в общении друг с другом, а в общении с виртуальной действительностью. Ввиду этого теряются навыки межличностного взаимодействия, притупляется восприятие другой личности в эмоциональном и ценностном отношении.
Отсюда, вывод, что потребность учителей начальных классов состоит в выявлении и осмыслении проблем межличностного взаимодействия в классном коллективе на основе меняющейся системы начального общего образования, в новом типе связей и отношений между учащимися, характеризующимися сотрудничеством, открытостью и доверием.
Младший школьник – это человек, активно овладевающий навыками общения. В этом возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе.
С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, причем довольно существенные. Прежде всего, увеличивается время, отводимое на обучение. Теперь большую часть дня дети проводят в контактах с окружающими людьми: родителями, учителями, другими детьми. Изменяется содержание общения, в него входят темы, не связанные с игрой, т.е. выделяется как особое деловое общение со взрослыми.
В первых классах школы младшие школьники больше общаются с учителями, проявляя к нему больший интерес, чем к своим сверстникам, так как говорят, авторитет учителя является для них очень высоким. Но уже
к III–IV классам положение дел меняется. Учитель как личность становится для детей менее интересной, менее значимой и авторитетной фигурой, и растет их интерес к общению со сверстниками, который далее постепенно возрастет к среднему и старшему школьному возрасту. Наряду с внешним изменением характера общение происходит его содержательная внутренняя перестройка, которая выражается в том, что меняются темы и мотивы общения. Если в первых классах школы выбор партнеров по общению определяется для ребенка в основном оценками учителя, успехами в учении, то к III–IV классами появляются признаки иной мотивации межличностных выборов, связанные с независимой оценкой со стороны школьника личностных достоинств и форм поведения партнера по общению.
Процессу личностного роста способствуют и оценка со стороны других людей, и развитие самооценки. На протяжении дошкольного детства самооценка ребенка, его оценочные высказывания о себе становятся все более полными, детализированными, развернутыми. Школьник способен осознать себя, свое положение среди взрослых и сверстников, отношение к себе окружающих.
В младшем школьном возрасте ребенок все чаще начинает оценивать свои личностные нравственные качества, осознавать, дифференцировать эмоциональные состояния себя и других детей и взрослых. Возрастает самостоятельность и критичность детской оценки и самооценки. Младшие школьники, прежде всего, оценивают те качества и особенности поведения сверстников и самого себя, которые чаще всего оцениваются окружающими, учителем и от которых в большей степени зависит их положение в группе.
На протяжении всего дошкольного детства дети объективнее оценивают других, чем самих себя. Вместе с тем самооценка младших школьников часто завышена [7, с. 59]. Важно понимать, что негативный опыт общения в целом ряде случаев не побуждает, а «отвращает» ребенка от стремления к утверждению себя в мире человеческих отношений, может привести к возникновению защитных механизмов – «стены» между собой и человеческим миром, «слепоты на окружающий мир» .
Особенно важно поддерживать потребность младшего школьника в положительной самооценке, способствовать развитию веры в себя, свои силы («Я могу!»), самостоятельности («Я сам!»). Необходимо развивать адекватную конкретную самооценку высказываний и поступков, определяющих успешность межличностного общения и поведения, а также оценку учеником собственных возможностей и достижений в различных видах деятельности (общения, игровой, изобразительной, музыкальной, театральной и др.).
В формировании представления о себе, своих возможностях важную роль по-прежнему играет оценка взрослых (педагога, членов семьи). Она зависит от социальной компетентности учителя, его умения понять ученика, стремления находить хорошее в поведении, возможности предвидеть эмоциональные проблемы, связанные с занижением или завышением самооценки. Для образования адекватных, точных представлений о своих возможностях и качествах личности необходимо, чтобы оценка, которую ученик приобретает в индивидуальном опыте, сочеталась с оценками и знаниями о себе, которые он накапливает в общении со сверстниками и взрослыми. Произвольно сознательному отношению к себе, своей деятельности способствуют различные виды игр, в том числе режиссерские. В ней учащийся вмещает в свое «Я» множество разных образов и позиций. В ролевых взаимодействиях есть возможность для сравнения, сопоставления, объективной оценки своих и чужих поступков.
Для развития у ученика уверенности в себе, становления чувства собственного достоинства, умения отстаивать свою позицию в совместной деятельности необходимо, чтобы учитель и родители всем своим поведением показывали, что они понимают его и готовы порадоваться его успехам, посочувствовать в случае неудачи и т.д. Любовь взрослых и доброжелательное отношение сверстников помогает поддерживать в младшем школьнике самоуважение, является предпосылкой для самовыражения и личностного роста, способствует развитию в ученике стремления к выражению своей истинно человеческой сущности: проявлению доброты, великодушия, порядочности, благородства, совестливости, честности, чуткости, отзывчивости, трудолюбия, смелости, самостоятельности, гражданственности, патриотизма. Становление чувства собственного достоинства требует поддержки, внимания и охраны со стороны всех специалистов образовательного учреждения, работающих с детьми младшего школьного возраста, и их родителей.
В семь лет базисные характеристики личности младшего школьника становятся более содержательными: существенно повышается уровень произвольности и свободы поведения, что связано с возросшими возможностями ребенка, его уверенностью в своих силах. Появляется более адекватная оценка успешности в разных видах деятельности (рисование, игра, конструирование и т.п.) и стойкая мотивация достижений. Ответственный ребенок стремится хорошо выполнить порученное ему дело, значимое не только для него, но и для других; испытывает при этом чувство удовлетворения.
Итак, основными причинами, которые вызывают проблемы межличностного взаимодействия младших школьников в классном коллективе, являются:
-трудности, связанные с неумением вести себя, незнанием, что и как сказать;
- трудности, связанные с непониманием и неприятием партнера общения;
- трудности, вызванные непониманием партнера общения, т.е. недостаточной сформированностью собственной перцептивной стороны общения;
- трудности, связанные с переживанием неудовольствия, даже раздражения по отношению к партнеру;
– трудности, вызванные общей неудовлетворенностью человека общением.
Характерные для младших школьников критерии оценки одноклассников отражают особенности восприятия и понимание ими другого человека, что связанно с общими закономерностями развития познавательной сферы в этом возрасте: слабая способность выделять главное в предмете, ситуативность, эмоциональность, опора на конкретные факты, трудности установления причинно-следственных отношений. Критерии и уровни развития межличностного общения можно представить в таблице.
Критерии и уровни проявления межличностных отношений младших школьников
Критерии | Уровни |
Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
Сплоченность коллектива | Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах. Преобладает взаимопонимание, взаимовыручка, уважение и сопереживание членам группы. Члены коллектива испытывают гордость за свой класс | Члены коллектива участвуют в совместных делах в зависимости от ситуации. Взаимовыручка, сопереживание проявляются по отношению к некоторым членам коллектива | Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности. Преобладают ссоры, взаимная агрессия, обвинения. Члены коллектива не испытывают гордость за свой класс |
Статусная позиция | Сближение статусных позиций, преобладание группы «предпочитаемых» детей при 1-2 «звездах» и 1-2 «пренебрегаемых» | Наличие в коллективе 1-2 «звезд» группы «предпочитаемых» детей и достаточного количества «пренебрегаемых» | Разброс статусных позиций от «звезд» до «изолированных» или отсутствие звезд. |
Самооценка | Активность, находчивость, бодрость, чувство юмора, общительность, желание идти на контакт, высокая оценка человеком своих качеств, возможностей и достоинств, уверенность, что неудачи скорее случайны и связаны с неблагоприятным стечением конкретных обстоятельств. | Общительность, адекватное отношение к своим успехам и неудачам. Понимание и ощущение человеком важности и необходимости его деятельности в обществе. | Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость, низкая внутренняя оценка человеком своих качеств, возможностей и достоинств, зависящей от ситуации или настроения. |
Подводя итог, можно сказать, что в основе развития взаимоотношений в группе лежит потребность в общении, и эта потребность изменяется с возрастом. Она удовлетворяется разными детьми неодинаково. Каждый член группы занимает особое положение и в системе личных и в системе деловых отношений, на которых влияют успехи ребенка, его личные предпочтения, его интересы, речевая культура, а в конце III-IV класса и индивидуальные нравственные качества.