Психолого-педагогический и нормативно-правовой аспекты организации занятий подростков в досуговом центре
Основная задача досугового центра, как социального института, заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности ребенка.
Досуговые центры предлагают разнообразные возможности для личностного, профессионального, творческого развития детей и подростков. Занятия в кружках центра - это актуализация индивидуальных потребностей личности ребенка, которые не обеспечиваются в достаточной мере в рамках основных образовательных программ.
Прежде чем рассматривать особенности обучения подростков в условиях досугового центра, необходимо проанализировать психолого-педагогические особенности этого возраста.
Подростковый возраст (от 10-11 до 16-17 лет) относится к числу критических периодов развития человека, соответствующих началу перехода от детства к юности. Подросток понимает, что он уже не ребенок и стремится быть и считаться взрослым. У подростка возникает новая жизненная позиция по отношению к себе, к окружающим, к миру. Он становится социально активным, восприимчивым к усвоению норм ценностей и способов поведения, которые существуют среди взрослых.
Поэтому в период подросткового возраста начинается формирование морально–нравственных и социальных установок личности, намечается общая направленность этой личности.
Подросток стремится к активному общению со своими сверстниками, и через это общение он активно познаёт самого себя, овладевает своим поведением, ориентируясь на образцы и идеалы, почерпнутые из интернета, книг, кинофильмов, телевидения.
Подросток стремится быть более независимым от взрослых, он часто игнорирует получаемые замечания, ослабляются его связи с учителями. Подростки стремятся стать подлинным субъектом своей деятельности в учебно–воспитательном процессе. Главным в их жизни становится подготовка к будущей самостоятельной, взрослой жизни, подготовка к труду, выбор жизненного пути и профессии.
В эти годы особую значимость для подростка приобретает ценностно–ориентационная деятельность. Он пытается произвести глубокую самооценку своей личности, своих способностей. Растёт и развивается рефлексия, познавательный интерес к философским проблемам, подросток пытается выяснить смысл жизни, оценить наблюдаемые явления с этой точки зрения.
Подростки стремятся к автономии, к эмоциональной и ценностной самостоятельности, к самоуважению, к независимости. В то же время для подростков характерна зависимость от группы сверстников, с которым они общаются. «Подросток весьма податлив влиянию сверстников. Внутренне отойдя от родителей, он ещё не пришёл к своей индивидуальности, которая обретается в юношеском возрасте. Если подростка волнует вопрос: «Неужели я не такой, как все?», то юношу: «Неужели я такой, как все?».
Важным фактором снятия трудностей этого периода может стать для подростка посещение досугового центра или клуба по месту жительства. Многие подростки охотно участвуют в работе различных кружков, в мероприятиях центра, с интересом и усердием овладевают теоретическими и практическими знаниями.
Работа досуговых центров строится на основе специально разработанных культурно-досуговых программ, направленных на удовлетворение потребностей детей и подростков в отдыхе, релаксации, общении, на наполнение досуга социально-значимым смыслом. Кроме этого, программы содержат образовательный блок для удовлетворения потребностей детей и подростков в познании и общении, которые не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе.
Особенность обучения подростков в досуговом центре состоит в том, что они могут выбирать предметы и занятия в соответствии с их интересами, природными склонностями и способностями.
В досуговом центре они приобретают не абстрактную информацию, далекую от реальной жизни, а практически ориентированные знания и навыки, которые на деле помогают им адаптироваться в многообразии окружающей жизни.
Еще одна важная психолого-педагогическая особенность образования на базе досугового центра состоит в том, что в этой системе складывается иной, по сравнению со школой, тип взаимодействия педагога с ребенком. Между педагогом центра и пришедшим к нему подростком стоит предмет общего интереса. Здесь педагог не просто передает определенный объем новой для обучающегося информации, а формирует развивающую среду. Сначала создаются условия, благоприятные для участия подростка в творческой деятельности; затем обеспечивается сотрудничество в творческом процессе с теми, кто уже в какой-то мере освоил изучаемый материал; за совместной деятельностью следует самостоятельное творчество подростка, поиск форм и средств реализации творческого потенциала личности.
Занятия в творческих коллективах по интересам формируют у подростков готовность и привычку к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений.
Образование, осуществляющееся в процессе организованной досуговой деятельности, интересной подростку, еще более мотивирует его, стимулирует к самостоятельному поиску, подталкивает к самообразованию.
Палитра выбора сферы приложения интересов подростка в центре довольно широка, и практически каждый пришедший сюда находит себя и достигает определенного успеха в том или ином виде деятельности. Это чрезвычайно важно для любого подростка, особенно для неуверенного в себе, страдающего теми или иными комплексами, испытывающего трудности в освоении школьных дисциплин. Занятия в творческих коллективах по интересам позволяют ребенку реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности и тем самым повысить собственную самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. При правильной организации обучение в условиях клуба может стать стимулирующей сферой развития личности подростка.
Для многих подростков, которые в течение ряда лет обучаются в досуговом центре, избранное направление впоследствии может стать областью профессиональной деятельности. Возможность обучения в досуговом центре делает его значимым фактором в процессе профессионального самоопределения подростка.
В досуговом центре реализуется право подростка на овладение знаниями и умениями в индивидуальном темпе и объеме, на смену в ходе образовательного процесса предмета и вида деятельности, конкретного объединения и даже педагога. При этом успехи подростка принято сравнивать в первую очередь с предыдущим уровнем его знаний и умений, а стиль, темп, качество его работы – не подвергать критике.
Обучение в центре по месту жительства доступно любому подростку, как одаренному, так и «обычному», еще не нашедшему своего призвания, и «проблемному» с отклонениями в развитии или в поведении. Обучение в центре является своего рода механизмом социального выравнивания возможностей получения бесплатного образования.
От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своей личности, во многом зависит социальное самочувствие подростка, его удовлетворенность своим свободным временем.
Чтобы занятия в досуговом центре проходили эффективно, необходимо грамотно организовать подготовительную работу:
выявить интересы, потребности детей и подростков микрорайона;
изучить возможности для организации определенных видов деятельности в клубе (наличие педагогов выбранного профиля, материально-технической и методической базы);
сформировать коллектив учащихся;
создать систему взаимосвязей клубных объединений с другими коллективами и социальной средой;
педагогически правильно организовать деятельность в центре (соответствие содержания занятий интересам воспитанников, сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности, стимулирование самодеятельности воспитанников, направленное на их самоорганизацию и саморазвитие, создание субъект-субъектных отношений в коллективе центра как между воспитанниками, так и между ними и педагогами).
Содержание и форма занятий в центре должны отвечать интересам подростков, а также их потребности в самореализации. Занятия в кружке в рамках досугового центра, обеспечивая социальную адаптацию, социально-педагогическую поддержку, продуктивную организацию свободного времени подростков, становится одним из определяющих факторов развития их склонностей, способностей и интересов, их социального и профессионального самоопределения.
Организация кружка художественного текстиля начинается с создания его учебно-методического обеспечения. «Качество и результативность образовательного процесса повышаются, если его учебно-методическое обеспечение осуществляется комплексно, т.е. включает в себя разработку и создание системы нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых для проектирования и реализации образовательного процесса».
Учебно-методическое обеспечение процесса обучения в кружке досугового центра включает следующие документы:
1. Требования и методические рекомендации к образовательным программам дополнительного образования детей Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации. Управление воспитания и дополнительного образования детей и молодежи от 02.01.2013.
2. «Примерные требования к программам дополнительного образования детей» (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844).
3. Рабочая программа кружка.
4. Методические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса кружка на базе досугового центра.
5. Планы-конспекты учебных занятий.
6. Технологические карты учебных занятий для учащихся.
7. Тексты бесед, посвященных народным промыслам, ремеслам, традициям русского народа.
8. Сценарии праздников и конкурсов.
9. Дидактические материалы и технические средства обучения.
Прежде чем приступить к разработке программы кружка, необходимо изучить нормативно-правовые документы Минобразования, а позднее Минобрнауки РФ, в которых изложены требования к структуре и содержанию учебно-методического обеспечения учебного процесса в учреждениях дополнительного образования детей. Необходимо проанализировать образовательную ситуацию в районе, где расположен досуговый центр и выявить образовательные запросы или потребности детей и их родителей в организации кружка, определить перспективы его развития.