Жохсогонская общеобразовательная средняя школа им. А.Е. Кулаковского. ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НАЦИОНАЛЬНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ при внедрении ФГОС в начальной школе СОСТАВИТЕЛЬ: Саввина Анна Павловна, психолог. |
АКТУАЛЬНОСТЬ.
В условиях современной техники с процессом интеллектуализации всех видов деятельности, , а также требованием раннего развития интеллектуальных возможностей детей педагогического процесса в школе в соответствии пересмотром содержания и сроков обучения в рамках общего образования усиливается внимание к проблеме развития мышления. Одной из основ воспитания интеллекта школьников является формирование и развитие наглядно образного и логико – словесного мышления. Психолого- педагогическая наука обосновала целесообразность раннего развития мышления учащегося, но механизмы ее реализации разработаны недостаточно, так как не учитывается этнопсихология и этнорегиональность учащихся и почти забыты национальные настольные игры.
Следует отметить, что изучение проблемы развития мышления сопровождается разными подходами и методами ее разработки, поэтому проблема развития мышления учащихся актуальна.
ОБЪЕКТ.
Проведение национальных настольных игр.
ПРЕДМЕТ.
Национальные настольные игры как средство развития мышления.
ЦЕЛЬ.
Ознакомление и проведение национальных настольных игр, как средство развития мышления учащихся первой ступени средней школы.
ГИПОТЕЗА.
мы предполагаем, что развитие мышления учащихся первой ступени средней школы посредством национальных настольных игр будет эффективным, если:
1.обучениее учащихся в играх предусматривает системный подход;
2.проведение игры с учащимися основывается на принципах культуросообразности и этнорегиональности
3.учитывание интереса каждого учащегося к игре.
ЗАДАЧИ:
1.изучить и анализировать научно – методическую литературу по этой проблеме;
2.учитывать индивидуальность ученика в умственном развитии;
3.вызвать мотивацию к национальным настольным играм учащихся;
4.выявить динамику сформированности мышления.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.
с точки психологии:
- развитие наглядно – образное и логико – словесное мышление, это проявляется в таких качествах учащихся:
глубина – способность проникновения в сущность национальной настольной игры;
гибкость – способность выходить из разных проблемных ситуаций;
самостоятельность – умение найти проблему и способы ее решения во время игры;
критичность – способность критически оценивать свои поражения в игре, способ ее решения и результат;
логическое рассуждение, способность к последовательному, правильному решению, связанному к поиску ходов в игре.
с точки педагогики:
У учащихся первой ступени средней школы формируются: знания, умения и навыки, видим эти качества:
НОВИЗНА
Новизну нашего проекта видим в развитии наглядно – образного и логико – словесного мышления учащихся первой ступени средней школы посредством национальных настольных игр, способствующих формированию у учащихся эмоционально – положительного отношения к умственной деятельности, проводимых в игровую образную форму.
Принципы проекта:
Национальные настольные игры проводятся на основе системы дидактических принципов:
- принцип этнопсихологической комфортности, т. е. создается этнообразовательная среда, где учащиеся свободно играют;
- принцип творчества, т.е. учащийся приобретает собственные опыты творческой деятельности во время игры;
- принцип деятельности, т. е. новые знания по игре учащиеся получают через самостоятельную или поисковую деятельность;
- принцип вариативности, т. е. у учащихся формируется умение осуществлять собственный выбор хода игры;
-принцип целостного представления о мире, т. е. при игре раскрывается его взаимосвязь с традицией и обычаем народа Саха;
Научно- методическая литература:
В.А. Сосин «Психологический практикум», Е. Барахсанова «Совершенствование образовательной деятельности: применение игровых технологий в образовательных учреждениях», А.И. Голиков «Развитие математического мышления средствами динамических интеллектуальных игр преследования», А. Ким – Кимэн «Саха Республикатын остуолун оонньуута».
Практическая значимость:
Практика проводится в первой ступени средней школы им. А.Е. Кулаковского.
Этапы реализации проекта:
Психолого – педагогический проект проводится в 2008 -09 уч. г.
Первый этап проекта – подготовительный этап (с 1 сентября по 10 сентября 2008 г.)
Изучение научно- методической и психололгической литературы, анализ учащихся успеваемости по итогам четвертой четверти и участие в проводимых внешкольных и улусных научно – практических конференциях.
Второй этап проекта – основной (практический) этап. ( с 15 сентября по 20 сентября 2008 г.)
Этот этап выявляет педагогические способы, при которых национальные настольные игры влияют у учащихся на развитие мышление первой ступени средней школы.
Третий этап (май месяц 2008 г) в конце учебного года.
Успех проекта оценивается по психологической диагностике и по развитию мышления, по ной четверти, участием в научно – практических конференциях.
ПРОГРАММА
НАЦИОНАЛЬНЫЕ НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ
ЦЕЛЬ:
Проведение национальных настольных игр в педагогическом процессе у учащихся первой ступени средней школы, как основное средство индивидуального развития учащегося, а главное в развитии мышления.
ЗАДАЧИ:
Формирование у учащихся гибкости, глубины, самостоятельности, критичности и логического рассуждения;
Развивать у учащихся творческого мышления;
Обеспечить педагогические условия для становления личности ребенка;
Ознакомление учащихся с традицией и обычаем наших предков.
№ | Название игр | Педагогические задачи | Психологические задачи | Примечание |
1. | | | | |
2. | «Хабылык» «Лучинка», игра проводится в неделю 2 раза. | -творческий подход решения задачи, математические понятия и отношения, основные линии сбрасывания, определяющие содержание игры. | -развитие умственных способностей учащегося и находчивости ума, инициативы принятия решений, различия и сходства рассуждения. | |
3 | «Тыксаан», игра проводится в неделю 2 раза. | Умение вычитать и сложить, вычислений в уме, логические знания и операций. | -развитие самостоятельности и критичности. логическое рассуждение, способности управлять в сложных ситуациях собой. | |
ПРОВЕДЕНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ.
№ | Проводимые соревнования | Внеклассное соревнование | Внешкольное соревнование |
1. | | | |
2. | «Хабылык» | В конце первой четверти Вторая, третья и четвертая четверти. | В конце первой четверти Вторая, третья и четвертая четверти. |
3. | «Тыксаан» | В конце первой четверти Вторая, третья и четвертая четверти. | В конце первой четверти Вторая, третья и четвертая четверти. |
ПРИМЕЧАНИЕ:
Проведение соревнований может измениться, так как все это зависит от инициативы и интереса, обучающихся по национальным настольным играм;
СМЕТА НА ПРОВЕДЕНИЮ НАЦИОНАЛЬНЫХ НАСТОЛЬНЫХ ИГР, ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ АТРИБУТОВ И ФИГУР ИГР, ПО КСЕРОКСУ И КАНЦТОВАРАМ.
№ | Соревнование | Места | Сумма приза |
1. | | | |
2. | «Хабылык» | I II III | 500 руб. 300 руб. 150 руб. |
3. | «Тыксаан» | I II III | 500 руб. 300 руб. 150 руб. |
Общая сумма: 2800 руб. |
№ | Наименование | Количество | Сумма |
1. | | | |
2. | «Хабылык» | 200 штук – 1 штука – 2 руб. | 400 руб. |
3. | «Тыксаан» | 200 штук – 1 штука – 2 руб. | 400 руб. |
Общая сумма: 1800 руб. |
№ | Наименование | Количество | Сумма |
1. | Ксерокс | 1 шт. – 5000 | 5000 руб. |
2. | Бумага А4 | 5 комплекта – 200 руб. | 1000 руб. |
| Общая сумма: 6000 руб. |
| Общий итог: 9600 руб. |