Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса при организации работы с детьми девиантного поведения
Принципиальное отличие новых ФГОС заключается в том, что их целью является не предметный, а личностный результат. Важно, прежде всего, увидеть личность ребёнка и происходящие с ней в процессе обучения изменения. Несомненно, что для успешной деятельности ребёнка при обучении в школе необходимо оптимальное состояние познавательных функций: внимания, памяти, мышления. Практически в каждой школе есть дети, которые не готовы согласовывать свои действия с общепринятыми требованиями и нормами.
Для таких ребят характерны недостаточная концентрация внимания, неустойчивая память, повышенная отвлекаемость, слабость самоуправления.
Хроническое проявление данных нарушений в поведении детей вызывает у них достаточно стойкое отвращение к учёбе, несмотря на стандартный уровень интеллекта, специфическая особенность которого – цикличность. Чередование небольших периодов работы и отдыха – "непроизвольного отключения" - не позволяет выдерживать принятые в школе 45-минутные уроки, в течение которых требуются постоянное внимание и продуктивная работа, соблюдение дисциплинарных требований. Именно такие ученики не в состоянии обучаться наравне с другими детьми, они составляют группу повышенного риска развития девиантного поведения и вызывают недоверие как у учителей, так и у родителей учеников.
Основная же задача образования – дать возможность каждому ребёнку, с учётом его психофизических данных, достичь того уровня образования и воспитания, который поможет ему не потеряться в обществе, найти достойное место в жизни, а также развить свои потенциальные способности. Просматривая различные телевизионные передачи, пролистывая журнальные статьи, мы словно проходим проверку на прочность, на способность сопротивляться неблагоприятным условиям.
Совершенно очевидно, что в результате мы получаем подростка, не знающего, кого он ненавидит, и выплёскивающего свою ненависть на тех, кто находится рядом - таким образом проявляется своеобразный протест против того, что его окружает. В результате возникает тенденция увеличения роста детской безнадзорности, преступности, наркомании, употребления спиртных напитков и табака. Количество школьников с девиантным поведением, к сожалению, с каждым годом возрастает, что определяет актуальность данной проблемы не только для педагогики, психологии и медицины, но и для общества в целом, которое только начинает осознавать всю сложность ситуации.
Таким образом, девиантное поведение можно обозначить как систему поступков, противоречащих принятым в обществе нормам и проявляющихся на фоне несбалансированности психических процессов в виде отсутствия нравственного и эстетического контроля над собственным поведением. Очень хорошо, что в новых стандартах особая роль отводится духовно-нравственному развитию и воспитанию личности гражданина России.
Отклонения в поведении детей, появление неблагополучных семей – это результат социально-экономической, экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодёжи, чрезмерность занятости родителей, участившихся разводов, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, самоустранение семьи от процесса воспитания. Роль семьи в обществе не сравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье ребёнок учится слушать, слышать, понимать и распознавать, что такое хорошо и что такое плохо, приобретает умение мыслить и действовать в соответствии с культурными ценностями. Именно в семье закладываются основы личности нравственного человека, происходит его самоутверждение, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.
Считаю очень важным требованием ФГОСа равную ответственность за образование и воспитание не только школы, но и родителей. Если родители сразу не воспитали у своих детей культурных привычек или навыков трудолюбия и аккуратности, то позже эти привычки прививать будет гораздо труднее. Естественно, что ошибки в воспитании провоцируют процесс развития девиантного поведения.
Главная задача всех участников воспитательного процесса – вовремя увидеть проявление проблемы, спрогнозировать возможное развитие событий и принять меры к стабилизации ситуации.
Такую работу можно разделить на три группы: профилактика, коррекция и реалибитация. Основное направление в работе – это изучение детей с девиантным поведением и проблемных семей учащихся, в частности:
Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей.
Изучение причин социально-педагогической запущенности ребёнка.
Ведение картотеки педагогически запущенных детей и их семей.
Рейды в неблагополучные семьи и выявление их жилищно-бытовых условий.
Изучение положения подростка в коллективе.
Изучение психологического своеобразия учащихся (наблюдение, беседы).
Изучение интересов и способностей учащихся.
Выявление проблем семейного воспитания (наблюдение, беседы).
Отслеживание пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.
Вовлечение учащихся в сферу дополнительного образования.
Проведение диспансерного осмотра детскими врачами с целью диагностики отклонений от нормального поведения, причин психофизиологического, неврогенного характера.
Проведение диагностики: исследование интересов, ценностных ориентаций, самооценки подростков, внутрисемейных отношений.
Изучив контингент семей учащихся, можно целенаправленно строить работу по профилактике девиантного поведения учащихся.
Суть профилактической деятельности заключается в создании для ребёнка условий и возможностей, с одной стороны, удовлетворять свои потребности социально положительно способами, а с другой, - своевременно получать квалифицированную помощь в субъективно сложной для ребёнка жизненной ситуации, способной перейти в ситуацию риска.
Важнейшей функцией участников образовательного процесса в профилактической работе выступает организация воспитательной деятельности, а именно:
Социально-педагогическая защита подростков;
Предотвращение межличностных конфликтов, формирование позитивных отношений между людьми;
Развитие способностей и интересов личности;
Формирование и развитие личностных качеств ребёнка, необходимых для позитивной жизнедеятельности;
Увеличение степени относительной самостоятельности детей, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
Создание условий, в которых подростки могут максимально проявить свои потенциальные возможности;
Адаптация или реадаптация так называемых трудных подростков в обществе;
Компенсация дефицита общения в школе, семье, среди ровесников;
Дополнительное образование, получаемое в соответствии с их жизненными планами и интересами.
Говоря о коррекции, следует сказать, что необходимость коррекции поведения возникает при уже сформировавшемся и устойчивом девиантном поведении. То есть в том случае, когда явно присутствуют следующие признаки девиантного поведения:
социальная апатия;
аутизм;
агрессивность;
раздражительность;
отсутствие навыка и готовности к сотрудничеству;
чрезмерная эмоциональность и раздражительность;
конфликтность;
отсутствие интереса к творчеству и обучению.
Методы коррекционной работы с детьми девиантного поведения можно классифицировать на две группы: педагогические и психотерапевтические, каждая из которых подразделяется на подгруппы.
Педагогические методы:
Методы общественного влияния: коррекция активно-волевых дефектов; коррекция страхов; метод игнорирования; метод культуры здорового смеха; коррекция навязчивых мыслей и действий; коррекция бродяжничества; самокоррекция.
Специальные, или частные, педагогические методы: коррекция недостатков поведения детей; коррекция нервного характера и др.
Метод коррекции через труд.
Метод коррекции путём рациональной организации детского коллектива.
Психотерапевтические методы: внушение и самовнушение; гипноз; метод убеждения; психоанализ.
Реалибитация – это система мер, имеющих своей целью возвращение ребёнка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным.
Выделяют различные виды реалибитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую.
В работе с семьёй, с целью её реалибитации, используются такие методы, как:
консультирование с целью рациональной краткосрочной психотерапии, предоставление необходимой информации;
работа со специалистами (психологами, психотерапевтами, наркологами) по специальным программам до достижения результата;
групповые тренинги для родителей с целью преодоления проблем, возникших в связи со злоупотреблением алкоголем.
Учителю на уроке при взаимодействии с детьми девиантного поведения необходимо следовать таким рекомендациям:
сосредоточить внимание учащегося не только и не столько на усвоении общих составляющих содержания учебного предмета, сколько на нахождении каждым ребёнком личностного смысла изучаемого предмета;
помнить, что ребёнок имеет право на ошибку;
ребёнок всегда должен быть выслушан; в случае несогласия с его точкой зрения учитель тактично и предметно её оспорит;
использовать на уроке как можно больше наглядности, игровых моментов, физкульминуток;
учащийся должен быть уверен, что ему не будут постоянно приводить в пример других ребят, его не будут сравнивать с другими, а только с самим собой на разных этапах роста;
при анализе работы и поведения девиантного ребёнка необходимо делать акцент на позитивном;
учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности девиантного ребёнка: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п.;
не требовать от ребёнка невозможного и не пытаться унизить его чувство собственного достоинства;
оказывать своевременную и ненавязчивую помощь;
не вести борьбу с ребёнком по разным незначительным поводам и пустякам;
нельзя использовать агрессивные методы воздействия (воспитания и наказания), так как агрессивность – это следствие враждебности, а урок – не поле битвы;
помнить, что главное в работе с детьми девиантного поведения – это толерантное отношение к особенностям их личности.