Просмотр содержимого документа
«Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями развития (ОВЗ).
Каждый год в школу приходят дети, которые имеют отклонения от условной возрастной нормы. Они нуждаются в помощи, индивидуальной программе, особом режиме. Ребенку с ОВЗ необходимо создавать благоприятные условия развития, учитывающие его индивидуальные образовательные потребности и способности.
Эти дети имеют право на получение образования, полноценное развитие с особыми образовательными потребностями, не нарушая прав ребёнка.
Речь идет об интеграции, которая предполагает совместную жизнь детей с отклонениями в развитии с их нормально развивающимися сверстниками в стенах образовательного учреждения.
"Каждый ребёнок имеет возможность быть психологически готовым к школьному обучению на своём уровне, соответственно своим личностным особенностям"
Особую актуальность приобретает вопрос психолого – педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях школьного образовательного учреждения.
Дети с ОВЗ - это дети с ограниченными возможностями здоровья.
Дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания, т.е. это дети-инвалиды либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Группа школьников с ОВЗ не однородна, в неё входят дети с разными нарушениями развития, выраженность которых может быть различна.
В настоящее время выделяют следующие категории детей с нарушениями развития:
дети с нарушениями слуха (неслышащие и слабослышащие), первичное нарушение носит сенсорный характер — нарушено слуховое восприятие, вследствие поражения слухового анализатора;
дети с нарушениями зрения (незрячие, слабовидящие), первичное нарушение носит сенсорный характер, страдает зрительное восприятие, вследствие органического поражения зрительного анализатора;
дети с тяжёлыми нарушениями речи, первичным дефектом является недоразвитие речи;
дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, первичным нарушением являются двигательные расстройства, вследствие органического поражения двигательных центров коры головного мозга;
дети с задержкой психического развития, их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС);
дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение — органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов;
дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом (РДА) представляют собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями;
дети с комплексными (сложными) нарушениями развития, у которых сочетаются два и более первичных нарушения (например, слабослышащие с детским церебральным параличом, слабовидящие с задержкой психического развития и др.).
Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют логопед, психолог, социальный педагог, классный руководитель, учитель-предметник. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся.
Согласно «Словарю русского языка» сопровождать— значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого.
Целью психологического сопровождения массовой общеобразовательной школы является создание системы психолого-педагогических условий, способствующих успешной адаптации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье и т.п.).
На сегодняшний день в нашей школе обучаются 11 детей инвалидов с разными видами инвалидности - это сахарный диабет, ДЦП, дети с проблемами по зрению, с нарушением опорно-двигательного аппарата, дети инвалиды с умственной отсталостью (обучаются по VIII виду). ( 12 человек – которые обучаются по программе VII вида)/
С этими детьми проводится вся необходимая работа. По возможности этих детей приглашаю в комнату релаксации, которая оборудована по программе «Доступная среда». Комната релаксации оказывает на ребёнка благотворное действие. Она одновременно воздействует на все органы чувств человека. Её можно использовать для достижения следующих целей:
Улучшение работоспособности;
Для избавления тревожного состояния;
Для избавления стрессовых состояний;
Наша комната оборудована воздушно-пузырьковой колонной– происходит игра трёх основных стихий: воды, воздуха и света. Настенное панно – человеку свойственно стремление к уюту и комфорту. Мягкая среда – пуфики с гранулами. Безопасное зеркало с подсветкой и светящимися нитями. Сухой бассейн.
И в заключении хотелось бы сказать, что нам необходимо вести совместную деятельность по преодолению возникающих трудностей в работе с детьми ОВЗ.