СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая безопасность

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психологическая безопасность»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Винограднянская ООШ-Д/С им.А.В.Танасейчука Григориопольского р-на»








Доклад на тему


Психологическая безопасность в образовательном учреждении















Педагог-психолог

Рожкова Елизавета Викторовна




















2025 г.

Доклад на тему

Психологическая безопасность в образовательном учреждении



Введение

Проблема психологической безопасности образовательной среды в последние годы становится все более значимой и актуальной. Психологическая безопасность образовательной среды - одно из самых важных условий для успешного учебного процесса, для формирования личности.

В рамках концепции национальной безопасности Приднестровской Молдавский Республики от 23 июня 2021 года Постановление №416, психологическая безопасность учителей (педагогов), учащихся и их родителей может рассматриваться как защищенность их жизни, здоровья, прав и свобод, чести и достоинства; психологическая безопасность образовательной среды - как прямое продолжение психологической безопасности личности учителей, учащихся и их родителей, а также как защита общественного порядка и спокойствия, духовных ценностей, прав и свобод учебных учреждений и их нормальной деятельности.

Эффективность современного образования и создание условий для развития и совершенствования социально значимых качеств личности зависит от организации пространства, в котором осуществляется целостный педагогический процесс. В социальной педагогике образовательное пространство рассматривается как один из ведущих факторов социального воспитания подрастающего поколения.

Образовательная среда образовательной организации, является частью жизненной среды человека. Учебные заведения, как социальный институт общества, являются субъектами безопасности и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде состоит в том, что образовательная организация способна строить свою локальную систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.

Понятие «психологическая безопасность» в образовательной среде

Понятие «безопасность» в научных исследованиях определяется, как состояние защищенности жизненно важных интересов государства, общества и личности от внешних и внутренних угроз.

Психологическую безопасность образовательной среды, мы рассматриваем как состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников.

Образовательная среда - это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

Образовательные учреждения, представляют собой социальный институт общества, который обеспечивает создание системы психологической безопасности.

Образовательная среда является частью социальной, жизненной среды человека. Доброжелательная атмосфера; высокие ожидания от работы учащихся без предвзятости, одинаковые способы оценивания учащихся; высокий уровень вовлеченности в образовательную среду и процесс обучения, а также вовлеченность родителей; обучение социальным навыкам взаимодействия - повышают безопасность образовательной среды и ее защитную функцию.

Психологическая безопасность образовательной среды образовательного учреждения – это сложное структурное образование, системообразующим параметром которого выступает индекс психологической безопасности.

Психологическое сопровождение, способствующее созданию психологической безопасности через снижение психологического насилия в образовательной среде, является фактором, гармонизирующим психологическое здоровье участников образовательного процесса.

Основным риском во взаимодействии участников образовательной среды, является получение психической травмы, в результате которой наносится ущерб позитивному развитию и психическому здоровью. Основной источник психотравмы – это психологическое насилие в процессе взаимодействия.

Рассмотрим несколько форм психологического насилия:

1. Психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация (искажение) основных нужд и потребностей ребёнка);

2. Психологические эффекты (утрата доверия к себе и к миру, беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания);

3.Психологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспомощность).

Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников, а также ведет к формированию психологического неблагополучия у всех участников образовательного процесса.

Психологическое неблагополучие – это внутренний дискомфорт, ощущение себя несчастным, ущербным, беспомощным, одиноким, брошенным, изгоем; это состояние, при котором человек отвергает себя, окружающих, или весь мир. Имея такие негативные качества и способности, человек нередко направляет накопившиеся недовольство, агрессию на себя (аутоагрессия) или на виновника своих несчастий.

А по отношению к ребенку психологическое насилие может выражаться в неприятии и критике ребенка, в публичных оскорблениях и унижении его достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, преднамеренной физической или социальной изоляции, предъявлении чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту и возможностям.

Боязнь насилия — один из наиболее часто встречающихся страхов и опасений у детей, подростков и их родителей, что может служить причиной школьных неврозов, дезадаптации, повышенной тревожности и негативного отношения к среде в образовательном учреждении. Психологическое насилие может быть весьма разрушительным.

Психологические последствия насилия сказываются на всех уровнях функционирования личности и снижают продуктивность психической деятельности в целом, проявляются в виде тревожных и депрессивных переживаний и проецируются в будущее, т.е. причину того или иного заболевания нужно искать в прошлом, провоцируют определенные штампы поведения (вплоть до суицидов).

Участники образовательной среды образовательных учреждений и сама среда могут подвергаться как внутренним, так и внешним угрозам. Рассмотрим следующие  угрозы психологической безопасности образовательной среды:

1. Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения, следствие - ребенок отрицает ценности и нормы образовательного учреждения, стремится «покинуть» его.

2. Отсутствие удовлетворенности в личностно-доверительном общении, следствие - эмоциональный дискомфорт; нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; неуважительное отношение к себе; потеря личного достоинства; нежелание обращаться за помощью, игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его детей и взрослых; невнимательность к просьбам и предложениям.

3.  Психологическое насилие в процессе взаимодействия - физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический и жизненный статус, причиняя ему физические, душевные и духовные страдания. Следствие - получение ребенком психологической травмы.

4. Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения, следствие - профессиональная деформация; угроза психическому здоровью.

5. Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении, следствие - неэффективность психологического сопровождения участников образовательного пространства; угроза психическому и физическому здоровью.

Таким образом, психологически безопасной образовательной средой образовательного учреждения можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности.

Безопасная образовательная среда выступает как эффективное межличностное взаимодействие, способствующее развитию психологически здоровой личности. Человек может быть здоровым только в определенных условиях. Таким условием является безопасная образовательная среда.

Условия организации психологической безопасности в образовательной среде

Условия организации безопасной образовательной среды в учебном заведении следующие:

- отсутствие проявлений психического насилия во взаимодействии участников образовательного процесса;

- предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития;

- эффективное применение адекватных методов и технологий работы в условиях стрессовой ситуации;

- удовлетворение основных потребностей в личностно – доверительном общении;

- повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов, педагогов-психологов, управленцев, родителей;

- организация насыщенной образовательной среды, стимулирующей развитие участников процесса

Психологически безопасная образовательная среда - результат комплексного, системного, длительного специально организованного психолого-педагогического процесса.

Такая психологически безопасная образовательная среда способствует удовлетворению и развитию социально ориентированных потребностей ребенка, сохранению и повышению его самооценки, обеспечивает более полное раскрытие личностных потенциалов.

Таким образом, решение проблем психологической безопасности в образовательной среде, в частности психологического неблагополучия детей и подростков, должно осуществляться через программы и методики диагностики личности и выстраивания индивидуальной коррекционной и профилактической работы в соответствии с личностными особенностями.

Меры по улучшению психологической безопасности

Для создания психологической безопасности в образовательном учреждении необходимо предпринимать целый ряд мер, в том числе:

  • Разработка и внедрение программ по профилактике стресса, тревожности и депрессии у учеников.

  • Проведение тренингов и семинаров для педагогов по вопросам психологической безопасности.

  • Регулярные консультации с психологами для учащихся и их родителей.

  • Стремление к созданию инклюзивной и поддерживающей атмосферы, в которой каждый ученик ощущает себя ценным и важным.

  • Вовлечение учащихся в коллективные мероприятия и проекты, которые способствуют развитию доверия и командного духа.

Исходя из теоретической части, можно перейти к практической. Для того, чтобы психологическая безопасность в нашем ОУ работала должным образом, мы постоянно изучаем что то новое и идем в ногу со временем. Данные меры активно применяю в повседневной работе. Был создан уголок психолога, в нем размещается информация, как для родителей, так и педагогов и детей. Информация постоянно обновляется.

С нового учебного 2024-2025 года, начала функционировать «Почта доверия». «Почта доверия» подразумевает анонимные сообщения или не анонимные, взрослых, детей, которые попали в сложную ситуацию, не могут поделиться открыто. В сообщении могут поделиться своими тревогами, страхами, сомнениями; рассказать о том, что их и близких волнует, что требует участия, помощи, поддержки. Обращение пишется на листе бумаги, сворачивается и опускается в ящик. Конверт не нужен. В течение трех дней обращение рассматривается и дается ответ.
Было два обращения о недопонимании родителей и учащихся. Проблема была рассмотрена, проведены беседы.

Систематически мною как педагогом-психологом проводится работа по созданию благополучной атмосферы

В пятом классе занятие с элементами тренинга на сплочение класса для учащихся, проводится каждый год в начале года. После проводится ряд занятий:

-психологическое сопровождение (на сплочение коллектива);

-«Здравствуй пятый класс» (способствует формированию групповой сплоченности);

-«Находим друзей» (повысить самооценку, способствовать формированию навыков взаимодействия в группе);

-«Узнай свою школу» (осознание особенности своего поведения в разных школьных ситуациях).

Данные занятия очень эффективны, дети стают дружнее, активнее, хорошо проходит адаптация.

Мы создали программу наставничества «старшеклассник — младшеклассник». Целью, которой является создание атмосферы взаимопомощи и доверия, дать возможность младшим учащимся получать поддержку от старших товарищей. Старшеклассники берут на себя роль наставников для младших школьников, помогают им адаптироваться в школе, участвуют с ними в различных проектах. Например: спортивные соревнования, проект «Экологическая дружба» (совместное создание экопроекта, например, сбор пластиковых бутылок для переработки, создание экологичных поделок). Эти проекты помогают не только развивать знания и навыки детей, но и укрепляют связи между различными возрастными группами, создавая дружескую и поддерживающую атмосферу в школе.

Проведение тематических недель приносит отличный результат для создания благоприятной психологически безопасной атмосферы в школе. В рамках недели психологии было проведено много мероприятий. Психологические акции, игры на переменах, конкурсы рисунков, классные часы, награждение. Результаты о проделанной работе можно увидеть в отчете об итогах недели психологии.

Для педагогов, чтобы повысить уровень психологической безопасности проводятся семинары и тренинги такие как:

-Семинар – практикум «Стрессоустойчивость педагога. Методы борьбы со стрессом» (брошюра прилагается).

-Тренинг для педагогов для снятия эмоционального напряжения «Все в твоих руках»;

-Тренинг "Эмпатия и активное слушание: ключевые навыки для создания психологической безопасности"

Цель: Обучить педагогов активному слушанию и эмпатии, что поможет им лучше понимать потребности и чувства учеников, а также создавать атмосферу доверия.

Основные темы:

Техники активного слушания.

Различия между эмпатией и симпатией.

Практика эмпатии в повседневном общении с учениками.

Работа с эмоциями учеников и педагогов.

Формат: Теоретическая часть, ролевые игры, обсуждения реальных ситуаций из практики.

- Семинар "Психологическое насилие и буллинг в школе: как распознать и предотвратить"

Цель: Научить педагогов распознавать признаки психологического насилия и буллинга, а также правильно реагировать на эти явления.

Основные темы:

Признаки психологического насилия и буллинга в школьном коллективе.

Методы предотвращения и реагирования на буллинг.

Работа с агрессорами и жертвами буллинга.

Как вовлекать родителей и школьную администрацию в борьбу с буллингом.

Формат: Лекции, видеоанализ случаев, разработка стратегий вмешательства, групповая работа.

- Семинар "Психологическая безопасность как фактор успешного обучения: стратегический подход"

Цель: Научить педагогов внедрять принципы психологической безопасности в образовательный процесс.

Основные темы:

Психологическая безопасность как условие для успешного обучения.

Как создать комфортную атмосферу в классе, способствующую раскрытию потенциала учащихся.

Разработка и внедрение подходов, направленных на создание безопасной образовательной среды.

Роль и важность поддержки со стороны педагогов в формировании уверенности и мотивации учеников.

Формат: Лекции, обсуждение практик, разработка индивидуальных планов внедрения психологической безопасности в образовательный процесс.

При соблюдении следующих условий, заключается психологическая успешность образовательной среды:

- Неумеренное поощрение или наказание приносят вред. Одобрение, поощрение будут по-разному восприняты разными учащимися. Психологически важно не захвалить хорошо успевающего ученика с высокой самооценкой, важно и для самого ученика, и для учащихся класса (А.В. Макаренко)

- Обучение и воспитание должно строиться без наказания и окриков (В.С. Сухомлинский.)

- Психологический дискомфорт на уроке для учителя, а затем и для учащихся, часто идет от чувства профессионального бессилия педагогической деятельности, поэтому учителю важно совершенствовать свое профессиональное мастерство.

- Приходить в кабинет нужно немного раньше звонка. Убедиться, все ли готово к уроку. Стремиться к организованному началу урока.

- Начинайте урок энергично. Не задавайте вопросы о том, кто не выполнил домашнего задания. Урок ведите так, чтобы каждый ученик с начала и до конца был занят делом.

- Применяйте на уроке специально разработанный дидактический материал, используйте разноуровневые задания, позволяющие ученику самому выбирать вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую).

- Увлекайте учеников содержанием материала, контролируйте темп урока, помогайте «слабым» поверить свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание неустойчиво. Предотвращайте сразу же попытки нарушить рабочий ритм. Обращайтесь чаще с вопросами к тем, кто может на уроке отвлечься.

- Мотивируйте оценки знаний: ученику следует знать, над, чем ему поработать еще. Это будет приучать к дисциплинированному труду. Ученик будет привыкать к тому, что указания учителя надо выполнять обязательно.

- Заканчивать урок общей оценкой работы класса и отдельных учеников. Пусть все испытают чувство удовлетворенности от результатов труда на уроке. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но делайте это не слишком часто.

- Прекращать урок со звонком. Напомнить дежурному о его обязанностях. Удерживайтесь от излишних замечаний.

- Помните, налаживание дисциплины, может быть единственная область педагогической практики, где помощь не идет на пользу.

- Обращайтесь за помощью к самим ученикам. С нарушителями, которых класс не поддерживает легче справиться.

- Не допускайте конфликтов с целым классом, а если он возник, не затягивайте его, ищите разумные пути его разрешения.

- Помните слова Н.А. Добролюбова о том, что «справедливый учитель - это такой учитель, поступки которого оправданы в глазах учеников».















Заключение

Психологическая безопасность - важнейшее условие полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, - основа жизнеспособности ребенка, которому в процессе детства и отрочества приходится решать непростые задачи своей жизни: овладевать собственным телом и собственным поведением, научаться жить, работать, учиться и нести ответственность за себя и других, осваивать систему знаний и социальных навыков, развивать свои способности и строить личностный образ. Поскольку психологическое здоровье - условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, что родителям и педагогам нужно приложить максимум усилий для создания комфортной обстановки, как в доме, так и в стенах образовательного учреждения.

Образование может развиваться инновационно, призывая психологов на помощь тогда, когда уже возникли те или иные негативные последствия использования новых форм или методов обучения, новых критериев и способов оценки качества образования, новых учебников или дидактических средств. В этом случае не стоит надеяться на психологическое чудо: как и в ситуации соматической болезни, психологические проблемы легче предупредить, чем излечить.







Список использованной литературы

1. Баева И.А., 2002 Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников. 2002.

2. Барышева Т.А., Сеничева И.О. Информационно-методический бюллетень (материалы согласованного исследования проблем дополнительного образования детей). Центр развития дополнительного образования. СПб ГДТЮ, 2007. 215 с.

3. Безопасная школа: настольная книга для руководителей и преподавателей образовательных учреждений / С.В. Алексеев и др. СПб АППО, 2013.

4. Безопасность образовательной среды: психологическая оценка и сопровождение: Сборник научных статей / Под ред. Баевой И.А. М.: МГППУ, 2013.

5. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / Под ред. И.А. Баевой. СПб., 2006. 288 с.

6. М.М. Безруких, Т.А. Филиппова, «Ступеньки к школе» изд-во «Дрофа», 2006 г.