СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая безопасность ребенка в интернет – пространстве (из опыта работы с подростками)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Впервые в истории земной цивилизации передовым отрядом выступают не взрослые, а подрастающее поколение – поколение «цифровой социализации», живущие интернет – реальностью [2]. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в котором наиболее часто возникает сверхувлеченность сетью Интернет. Работая в школе, мы видим воочию этот феномен. впервые в истории земной цивилизации передовым отрядом выступают не взрослые, а подрастающее поколение – поколение «цифровой социализации», живущие интернет – реальностью [2]. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в котором наиболее часто возникает сверхувлеченность сетью Интернет. Работая в школе, мы видим воочию этот феномен. впервые в истории земной цивилизации передовым отрядом выступают не взрослые, а подрастающее поколение – поколение «цифровой социализации», живущие интернет – реальностью [2]. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в котором наиболее часто возникает сверхувлеченность сетью Интернет. Работая в школе, мы видим воочию этот феномен. впервые в истории земной цивилизации передовым отрядом выступают не взрослые, а подрастающее поколение – поколение «цифровой социализации», живущие интернет – реальностью [2]. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в котором наиболее часто возникает сверхувлеченность сетью Интернет. Работая в школе, мы видим воочию этот феномен. впервые в истории земной цивилизации передовым отрядом выступают не взрослые, а подрастающее поколение – поколение «цифровой социализации», живущие интернет – реальностью [2]. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в котором наиболее часто возникает сверхувлеченность сетью Интернет. Работая в школе, мы видим воочию этот феномен. впервые в истории земной цивилизации передовым отрядом выступают не взрослые, а подрастающее поколение – поколение «цифровой социализации», живущие интернет – реальностью [2]. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в котором наиболее часто возникает сверхувлеченность сетью Интернет. Работая в школе, мы видим воочию этот феномен. впервые в истории земной цивилизации передовым отрядом выступают не взрослые, а подрастающее поколение – поколение «цифровой социализации», живущие интернет – реальностью [2]. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в котором наиболее часто возникает сверхувлеченность сетью Интернет. Работая в школе, мы видим воочию этот феномен. впервые в истории земной цивилизации передовым отрядом выступают не взрослые, а подрастающее поколение – поколение «цифровой социализации», живущие интернет – реальностью [2]. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в котором наиболее часто возникает сверхувлеченность сетью Интернет. Работая в школе, мы видим воочию этот феномен. впервые в истории земной цивилизации передовым отрядом выступают не взрослые, а подрастающее поколение – поколение «цифровой социализации», живущие интернет – реальностью [2]. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в котором наиболее часто возникает сверхувлеченность сетью Интернет. Работая в школе, мы видим воочию этот феномен. впервые в истории земной цивилизации передовым отрядом выступают не взрослые, а подрастающее поколение – поколение «цифровой социализации», живущие интернет – реальностью [2]. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в котором наиболее часто возникает сверхувлеченность сетью Интернет. Работая в школе, мы видим воочию этот феномен. впервые в истории земной цивилизации передовым отрядом выступают не взрослые, а подрастающее поколение – поколение «цифровой социализации», живущие интернет – реальностью [2]. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в котором наиболее часто возникает сверхувлеченность сетью Интернет. Работая в школе, мы видим воочию этот феномен. впервые в истории земной цивилизации передовым отрядом выступают не взрослые, а подрастающее поколение – поколение «цифровой социализации», живущие интернет – реальностью [2]. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в котором наиболее часто возникает сверхувлеченность сетью Интернет. Работая в школе, мы видим воочию этот феномен. впервые в истории земной цивилизации передовым отрядом выступают не взрослые, а подрастающее поколение – поколение «цифровой социализации», живущие интернет – реальностью [2]. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в котором наиболее часто возникает сверхувлеченность сетью Интернет. Работая в школе, мы видим воочию этот феномен. впервые в истории земной цивилизации передовым отрядом выступают не взрослые, а подрастающее поколение – поколение «цифровой социализации», живущие интернет – реальностью [2]. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в котором наиболее часто возникает сверхувлеченность сетью Интернет. Работая в школе, мы видим воочию этот феномен. впервые в истории земной цивилизации передовым отрядом выступают не взрослые, а подрастающее поколение – поколение «цифровой социализации», живущие интернет – реальностью [2]. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в котором наиболее часто возникает сверхувлеченность сетью Интернет. Работая в школе, мы видим воочию этот феномен. впервые в истории земной цивилизации передовым отрядом выступают не взрослые, а подрастающее поколение – поколение «цифровой социализации», живущие интернет – реальностью [2]. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в котором наиболее часто возникает сверхувлеченность сетью Интернет. Работая в школе, мы видим воочию этот феномен. впервые в истории земной цивилизации передовым отрядом выступают не взрослые, а подрастающее поколение – поколение «цифровой социализации», живущие интернет – реальностью [2]. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в котором наиболее часто возникает сверхувлеченность сетью Интернет. Работая в школе, мы видим воочию этот феномен. впервые в истории земной цивилизации передовым отрядом выступают не взрослые, а подрастающее поколение – поколение «цифровой социализации», живущие интернет – реальностью [2]. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в котором наиболее часто возникает сверхувлеченность сетью Интернет. Работая в школе, мы видим воочию этот феномен. впервые в истории земной цивилизации передовым отрядом выступают не взрослые, а подрастающее поколение – поколение «цифровой социализации», живущие интернет – реальностью [2]. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в котором наиболее часто возникает сверхувлеченность сетью Интернет. Работая в школе, мы видим воочию этот феномен. впервые в истории земной цивилизации передовым отрядом выступают не взрослые, а подрастающее поколение – поколение «цифровой социализации», живущие интернет – реальностью [2]. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в котором наиболее часто возникает сверхувлеченность сетью Интернет. Работая в школе, мы видим воочию этот феномен. впервые в истории земной цивилизации передовым отрядом выступают не взрослые, а подрастающее поколение – поколение «цифровой социализации», живущие интернет – реальностью [2]. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в котором наиболее часто возникает сверхувлеченность сетью Интернет. Работая в школе, мы видим воочию этот феномен. впервые в истории земной цивилизации передовым отрядом выступают не взрослые, а подрастающее поколение – поколение «цифровой социализации», живущие интернет – реальностью [2]. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в котором наиболее часто возникает сверхувлеченность сетью Интернет. Работая в школе, мы видим воочию этот феномен. впервые в истории земной цивилизации передовым отрядом выступают не взрослые, а подрастающее поколение – поколение «цифровой социализации», живущие интернет – реальностью [2]. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в котором наиболее часто возникает сверхувлеченность сетью Интернет. Работая в школе, мы видим воочию этот феномен.

Просмотр содержимого документа
«Психологическая безопасность ребенка в интернет – пространстве (из опыта работы с подростками)»

Вотякова Татьяна Викторовна,

педагог – психолог,

высшая квалификационная категория,

Каменск – Уральская гимназия,

г. Каменск – Уральский


Психологическая безопасность ребенка в интернет – пространстве

(из опыта работы с подростками)

Актуальность данной темы обусловлена тем, что «в условиях все ускоряющегося темпа изменений человечеству приходится форсированно адаптироваться к новому миру» - сетевому, неопределенному, многозадачному, текучему. И впервые в истории земной цивилизации передовым отрядом выступают не взрослые, а подрастающее поколение – поколение «цифровой социализации», живущие интернет – реальностью [2]. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в котором наиболее часто возникает сверхувлеченность сетью Интернет. Работая в школе, мы видим воочию этот феномен.

Учитывая, что главное новообразование переходного возраста, по Л. С. Выготскому, – то, что теперь «в драму развития вступает новое действующее лицо, новый качественно своеобразный фактор – личность самого подростка», можно утверждать, что в подростковом возрасте актуализируется потребность в пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства. Компьютер позволяет подросткам удовлетворить данную потребность. Кроме того, для подростков чрезвычайно значимым является общение со сверстниками. Благодаря Интернету расширяется круг общения: существует большое количество социальных сетей, и подростки пользуются ими. Различные подростковые комплексы (например, связанные с неудовлетворенностью своей внешностью), коммуникативные проблемы и т.п. так же могут стать причиной ухода от реальности в виртуальный мир. Подавляющее большинство современных подростков являются активными пользователями компьютера.

В течение последних лет в центре внимания педагогов, психологов, физиологов, социологов находится проблема рисков и угроз цифровой среды для детей, подростков.

Так, например, у подростков с интернет-зависимым поведением, предпочитающих компьютерные игры, по сравнению с подростками, предпочитающими сервисы общения, в большей степени отмечается стремление к развлечениям, праздному времяпрепровождению. Специфика компьютерной игры «делает человека активным действующим лицом. И живет он уже в другом, иллюзорном мире. Мир этот существует по законам, которым игрок должен подчиняться. Таким образом, у подростка формируется своеобразный психологический стереотип поведения и мышление»[3].

Характерно, что подростки, предпочитающие онлайн-игры в меньшей степени впечатлительны, застенчивы, чем подростки, предпочитающие сервисы онлайн-общения, у этой группы отмечается выраженность такой черты характера, как сензитивность. И далее, под влиянием интернета формируется подростковый инфантилизм, так как знание дается в готовом виде, много готовых решений.

Для профилактики интернет – зависимого поведения, укрепления личностных ресурсов, расширения представлений подростков о проблеме зависимости психопрофилактики интернет-зависимого поведения у подростков

нами предложена программа тренинга, состоящая из 2 циклов (блоков) занятий с подростками, - направленная на профилактику социальной дезадаптации, формирование адекватной самооценки и социальных навыков [1].

В тренинге принимали участие учащиеся 9 класса (16 человек). Диагностический материал был получен при исследовании учащихся на отношение к интернету, общению и играм в нем. Проведенный анализ с помощью опросника (Методика «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» Л. Н. Юрьевой и Т. Ю. Больбот), состоящего из 8 утверждений (интерпретация автора статьи) относительно проявлений эмоционального состояния личности за компьютером, в интернете; рассуждений относительно реализации замыслов и предчувствия удовольствия, количества времени пребывания за компьютером; волевых свойств, ощущений, получаемых во время провождения компьютерного досуга и т.д. показал, что большинство учеников слишком много времени находятся за компьютером и социальных сетях (69%).

Цель программы тренинга «Я и мой мир»: создание условий для психологической безопасности подростка в интернет - пространстве посредством формирования социальных навыков, способствующих успешной адаптации его в социуме.

Задачи программы:

1.Формирование новых представлений, открытие для себя ценности неповторимого, сложного и тонкого мира «Я»;

2.Активизация творческой деятельности подростков и развитие творческого потенциала как постоянного ресурса личности;

3. Формирование эффективного взаимодействия с другими;

4. Отработка личной стратегии поведения (способы решения проблемных ситуаций), осмысление полученного опыта (рефлексия).

Общее число занятий - 10. Длительность каждого занятия – 1 час, частота встреч - 1 раз/нед).

Занятия разделены на 2 блока: «Я – личность» (отношение к себе), «Я и другие люди».

Структура занятия:

1.Вводная часть: Ритуал приветствия; разминка, включающая подвижные упражнения – настрой на совместную работу; психологические упражнения, видеоматериалы, фрагменты литературных произведений).

2.Основная часть. Упражнения и задания, отражающие основную тему и цель занятия; теоретический материал по теме.

3.Заключительная часть. Отработка личной стратегии поведения (способы решения проблемных ситуаций), осмысление полученного опыта (рефлексия). Обратная связь участников группы; ритуал прощания.

В блоке 3 имеется методический материал к занятиям: игры, тесты, упражнения, помогающие подросткам осознать себя в мире и человеческих отношениях, понять себя как личность, индивидуальность, каким тебя видят со стороны другие люди.

Проверка эффективности представленного нами интегративного курса программы тренинга «Я и мой мир» по формированию и развитию социальных навыков проводилась на последнем занятии с помощью обсуждения и ответов на вопросы анонимной анкеты. При обсуждении рассматривалась тема, касающаяся интернета, игр, общения в соцсетях и реальной жизни. Также подростки отвечали на вопрос: Какие яркие впечатления или переживания я возьму с собой от этого тренинга? В анкете было представлено три вопроса:

1.Мой главный вывод после участия в группе;

2.Мой главный опыт;

3.Что я получил для себя.

Форма ответов на вопросы может быть свободной. Такая анкета дает информацию об изменении состояния подростков в процессе взаимодействия в группе.

По завершению тренинга дети писали, как трудно «думать, анализировать», «углубляться в себя»; «многое услышали впервые», «хочется еще тренингов» и т.д. Повторная диагностика показала, что подростки понимают и отдают себе отчет в том, что увлечение компьютерными играми, чрезмерное по продолжительности общение в чатах необходимо ограничивать, что не «стоит так вживаться в нереальный мир».

Таким образом, можно с уверенностью говорить об эффективности и результативности проведения тренинга, направленного на создание условий для психологической безопасности подростка в интернет - пространстве посредством формирования социальных навыков, способствующих успешной адаптации его в социуме. Подростки смогут получить знания, опыт для регуляции своего поведения, психоэмоционального состояния.


Литература

1.Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. – 2-ое издание., - М.: АРКТИ, 2008. – 120 с.)

2.Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. – М.: Смысл, 2017. – 375 с.

3.Шабанов А.А. Практическая психология, 2003. Ежегодник, Т.6. Материалы региональной научно – практической конференции 27 – 28 марта 2003 г. – с.115 – 117.




Приложение №1


Методика «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» Л. Н. Юрьевой и Т. Ю. Больбот»

ФИО________________________________

пол___ возраст______


Инструкция: внимательно прочитайте вопросы и поставьте напротив каждого галочку в соответствующем вашему выбору столбце: НИКОГДА РЕДКО ЧАСТО ОЧЕНЬ



НИКОГДА

РЕДКО

ЧАСТО

ОЧЕНЬ

ЧАСТО


1. Как часто Вы ощущает оживление, удовольствие, удовлетворение или облегчение, находясь за компьютером (в сети)?





2. Как часто Вы предвкушаете пребывание за компьютером (в сети), думая и размышляя о том, как окажетесь за компьютером, откроете определенный сайт, найдете определённую информацию, заведете новые знакомства?





3. Как часто Вам необходимо всё больше времени проводить за компьютером (в сети)





4. Как часто Вы чувствуете нервозность, снижение настроения, раздражительность или пустоту вне компьютера (вне сети)?





6. Как часто Вы ощущаете потребность вернуться за компьютер (в сеть) для улучшения настроения или ухода от жизненных проблем?





7. Как часто Вы пренебрегаете семейными, общественными обязанностями и учебой из-за частой работы за компьютером (пребывания в сети)?





8. Как часто Вы отмечаете физические

симптомы, такие как: онемение и боли в

кисти руки, боли в спине, сухость в глазах,

головные боли; пренебрежение личной

гигиеной, употребление пищи около

компьютера?