Вотякова Татьяна Викторовна,
педагог – психолог,
высшая квалификационная категория,
Каменск – Уральская гимназия,
г. Каменск – Уральский
Психологическая безопасность ребенка в интернет – пространстве
(из опыта работы с подростками)
Актуальность данной темы обусловлена тем, что «в условиях все ускоряющегося темпа изменений человечеству приходится форсированно адаптироваться к новому миру» - сетевому, неопределенному, многозадачному, текучему. И впервые в истории земной цивилизации передовым отрядом выступают не взрослые, а подрастающее поколение – поколение «цифровой социализации», живущие интернет – реальностью [2]. Особенно ярко это проявляется в подростковом возрасте, в котором наиболее часто возникает сверхувлеченность сетью Интернет. Работая в школе, мы видим воочию этот феномен.
Учитывая, что главное новообразование переходного возраста, по Л. С. Выготскому, – то, что теперь «в драму развития вступает новое действующее лицо, новый качественно своеобразный фактор – личность самого подростка», можно утверждать, что в подростковом возрасте актуализируется потребность в пространственной, территориальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства. Компьютер позволяет подросткам удовлетворить данную потребность. Кроме того, для подростков чрезвычайно значимым является общение со сверстниками. Благодаря Интернету расширяется круг общения: существует большое количество социальных сетей, и подростки пользуются ими. Различные подростковые комплексы (например, связанные с неудовлетворенностью своей внешностью), коммуникативные проблемы и т.п. так же могут стать причиной ухода от реальности в виртуальный мир. Подавляющее большинство современных подростков являются активными пользователями компьютера.
В течение последних лет в центре внимания педагогов, психологов, физиологов, социологов находится проблема рисков и угроз цифровой среды для детей, подростков.
Так, например, у подростков с интернет-зависимым поведением, предпочитающих компьютерные игры, по сравнению с подростками, предпочитающими сервисы общения, в большей степени отмечается стремление к развлечениям, праздному времяпрепровождению. Специфика компьютерной игры «делает человека активным действующим лицом. И живет он уже в другом, иллюзорном мире. Мир этот существует по законам, которым игрок должен подчиняться. Таким образом, у подростка формируется своеобразный психологический стереотип поведения и мышление»[3].
Характерно, что подростки, предпочитающие онлайн-игры в меньшей степени впечатлительны, застенчивы, чем подростки, предпочитающие сервисы онлайн-общения, у этой группы отмечается выраженность такой черты характера, как сензитивность. И далее, под влиянием интернета формируется подростковый инфантилизм, так как знание дается в готовом виде, много готовых решений.
Для профилактики интернет – зависимого поведения, укрепления личностных ресурсов, расширения представлений подростков о проблеме зависимости психопрофилактики интернет-зависимого поведения у подростков
нами предложена программа тренинга, состоящая из 2 циклов (блоков) занятий с подростками, - направленная на профилактику социальной дезадаптации, формирование адекватной самооценки и социальных навыков [1].
В тренинге принимали участие учащиеся 9 класса (16 человек). Диагностический материал был получен при исследовании учащихся на отношение к интернету, общению и играм в нем. Проведенный анализ с помощью опросника (Методика «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» Л. Н. Юрьевой и Т. Ю. Больбот), состоящего из 8 утверждений (интерпретация автора статьи) относительно проявлений эмоционального состояния личности за компьютером, в интернете; рассуждений относительно реализации замыслов и предчувствия удовольствия, количества времени пребывания за компьютером; волевых свойств, ощущений, получаемых во время провождения компьютерного досуга и т.д. показал, что большинство учеников слишком много времени находятся за компьютером и социальных сетях (69%).
Цель программы тренинга «Я и мой мир»: создание условий для психологической безопасности подростка в интернет - пространстве посредством формирования социальных навыков, способствующих успешной адаптации его в социуме.
Задачи программы:
1.Формирование новых представлений, открытие для себя ценности неповторимого, сложного и тонкого мира «Я»;
2.Активизация творческой деятельности подростков и развитие творческого потенциала как постоянного ресурса личности;
3. Формирование эффективного взаимодействия с другими;
4. Отработка личной стратегии поведения (способы решения проблемных ситуаций), осмысление полученного опыта (рефлексия).
Общее число занятий - 10. Длительность каждого занятия – 1 час, частота встреч - 1 раз/нед).
Занятия разделены на 2 блока: «Я – личность» (отношение к себе), «Я и другие люди».
Структура занятия:
1.Вводная часть: Ритуал приветствия; разминка, включающая подвижные упражнения – настрой на совместную работу; психологические упражнения, видеоматериалы, фрагменты литературных произведений).
2.Основная часть. Упражнения и задания, отражающие основную тему и цель занятия; теоретический материал по теме.
3.Заключительная часть. Отработка личной стратегии поведения (способы решения проблемных ситуаций), осмысление полученного опыта (рефлексия). Обратная связь участников группы; ритуал прощания.
В блоке 3 имеется методический материал к занятиям: игры, тесты, упражнения, помогающие подросткам осознать себя в мире и человеческих отношениях, понять себя как личность, индивидуальность, каким тебя видят со стороны другие люди.
Проверка эффективности представленного нами интегративного курса программы тренинга «Я и мой мир» по формированию и развитию социальных навыков проводилась на последнем занятии с помощью обсуждения и ответов на вопросы анонимной анкеты. При обсуждении рассматривалась тема, касающаяся интернета, игр, общения в соцсетях и реальной жизни. Также подростки отвечали на вопрос: Какие яркие впечатления или переживания я возьму с собой от этого тренинга? В анкете было представлено три вопроса:
1.Мой главный вывод после участия в группе;
2.Мой главный опыт;
3.Что я получил для себя.
Форма ответов на вопросы может быть свободной. Такая анкета дает информацию об изменении состояния подростков в процессе взаимодействия в группе.
По завершению тренинга дети писали, как трудно «думать, анализировать», «углубляться в себя»; «многое услышали впервые», «хочется еще тренингов» и т.д. Повторная диагностика показала, что подростки понимают и отдают себе отчет в том, что увлечение компьютерными играми, чрезмерное по продолжительности общение в чатах необходимо ограничивать, что не «стоит так вживаться в нереальный мир».
Таким образом, можно с уверенностью говорить об эффективности и результативности проведения тренинга, направленного на создание условий для психологической безопасности подростка в интернет - пространстве посредством формирования социальных навыков, способствующих успешной адаптации его в социуме. Подростки смогут получить знания, опыт для регуляции своего поведения, психоэмоционального состояния.
Литература
1.Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у подростков: Практическое пособие. – 2-ое издание., - М.: АРКТИ, 2008. – 120 с.)
2.Солдатова Г.У., Рассказова Е.И., Нестик Т.А. Цифровое поколение России: компетентность и безопасность. – М.: Смысл, 2017. – 375 с.
3.Шабанов А.А. Практическая психология, 2003. Ежегодник, Т.6. Материалы региональной научно – практической конференции 27 – 28 марта 2003 г. – с.115 – 117.
Приложение №1
Методика «Способ скрининговой диагностики компьютерной зависимости» Л. Н. Юрьевой и Т. Ю. Больбот»
ФИО________________________________
пол___ возраст______
Инструкция: внимательно прочитайте вопросы и поставьте напротив каждого галочку в соответствующем вашему выбору столбце: НИКОГДА РЕДКО ЧАСТО ОЧЕНЬ
| НИКОГДА | РЕДКО | ЧАСТО | ОЧЕНЬ ЧАСТО |
1. Как часто Вы ощущает оживление, удовольствие, удовлетворение или облегчение, находясь за компьютером (в сети)? | | | | |
2. Как часто Вы предвкушаете пребывание за компьютером (в сети), думая и размышляя о том, как окажетесь за компьютером, откроете определенный сайт, найдете определённую информацию, заведете новые знакомства? | | | | |
3. Как часто Вам необходимо всё больше времени проводить за компьютером (в сети) | | | | |
4. Как часто Вы чувствуете нервозность, снижение настроения, раздражительность или пустоту вне компьютера (вне сети)? | | | | |
6. Как часто Вы ощущаете потребность вернуться за компьютер (в сеть) для улучшения настроения или ухода от жизненных проблем? | | | | |
7. Как часто Вы пренебрегаете семейными, общественными обязанностями и учебой из-за частой работы за компьютером (пребывания в сети)? | | | | |
8. Как часто Вы отмечаете физические симптомы, такие как: онемение и боли в кисти руки, боли в спине, сухость в глазах, головные боли; пренебрежение личной гигиеной, употребление пищи около компьютера? | | | | |