СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая безопасность в ДОУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психологическая безопасность в ДОУ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 146»

















Выступление на педсовете

«Психолого-педагогическая компетентность педагога: анализ ресурсов и возможностей детского сада при реализации модели психологической безопасности»
















Подготовлено воспитателем ВКК

Щелкуновой М.Ю.












Рязань,2022



Психологическая безопасность - это состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно - доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психологическое здоровье, включенных в нее участников.

Понятие «Психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через использование понятий «здоровье» и «угроза». Само содержание понятия «психологическая безопасность» означает отсутствие угроз (опасности) или возможность надежной защиты от них.

Модель деятельности ДОУ по укреплению психологической безопасности образовательной среды имеет основные направления – это обеспечение психологической защищенности от всех форм насилия, удовлетворение потребности в личностно-доверительном общении, формирование референтной значимости образовательной среды ДОО.

Каждое из направлений имеет свои задачи, первое направление - обеспечение психологической защищенности от всех форм насилия ставит следующие задачи:

  • содействовать созданию безопасных условий для каждого субъекта ОП и распространению ненасильственных способов взаимодействия, защита от всех форм дискриминации.

  • создать эффективную систему экстренной психолого-педагогической помощи и поддержки участникам ОП в кризисных и предкризисных ситуациях.

  • Обеспечить целенаправленное формирование и обогащение адаптивных ресурсов личности всех участников ОП.

  • Повышать уровень конфликтологической компетентности всех участников ОП.

  • Организовать мониторинг уровня психологической защищенности всех участников ОП.

Удовлетворение потребности в личностно-доверительном общении

  • Внедрять и поддерживать использование интерактивных технологий в образовательном процессе.

  • Оптимизировать работу по созданию благоприятного психологического климата в ОУ.

  • Активно внедрять и личностно-ориентированный подход и индивидуализация ОП.

  • Способствовать развитию коммуникативной компетентности всех участников образовательного процесса и создавать условия для их личностного роста.

  • Организовать мониторинг степени удовлетворения потребности в личностно-доверительном общении

Формирование референтной значимости образовательной среды (отношение к среде, принятие ее ценностей и норм)

  • Способствовать получению позитивного социального опыта всех участников образовательного процесса.

  • Внедрять в практику образовательного процесса современные технологии деятельностного типа.

  • Повышать компетентность социального взаимодействия всех участников образовательного процесса.

  • Организовать мониторинг уровня референтной значимости образовательной среды для всех участников образовательного процесса.

  • Важной составляющей по обеспечению психологической безопасности является развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.

Психологическая компетентность – это психологический инструмент специалиста, который обеспечивает эффективное выполнение его профессиональной деятельности.

Социально-психологический климат – это качественная сторона психического состояния группы людей и межличностных отношений.

Социально-психологический климат детского коллектива – это психическое состояние детей в группе, оно обусловлено особенностями ее жизнедеятельности.

Основными признаками благоприятного социально-психологического климата для детского коллектива являются: в течение всего дня хорошее настроение детей, доброжелательность по отношению к взрослым и сверстникам, умение детей занять себя делом, возможность уединиться. Со стороны взрослых отсутствие давления, знание детей о том, как будет проходить их день, и что каждый из них может сделать интересного, высокая степень эмоциональной включенности, сопереживания в проблемных ситуациях, взаимопомощи, желание участвовать в коллективной деятельности, удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников.

Существуют и причины, из-за которых могут возникнуть трудности в работе по созданию благоприятного психологического климата в группе. Это недостаток психологических знаний участников ОП, нехватка времени, большая учебная нагрузка педагогов, превышение предельной наполняемости групп, неблагоприятная семейная ситуация в семье ребенка, дети с особыми образовательными потребностями.

Существуют так же факторы риска в образовательной среде по созданию благоприятного психологического климата в группе. Это риски, связанные с индивидуальными, личностными особенностями ребёнка: отклонения от нормы психического и физического развития, низкая мотивация, трудности адаптации, высокий уровень агрессии, педагогическая запущенность, учебная перегрузка, личностные особенности , страхи, тревожность, низкий уровень самоуважения, трудный характер/темперамент, плохое обращение с ребенком, повышенный или пониженный уровень активности, наличие психопатологических нарушений.

Риски, связанные с особенностями взаимоотношений в диаде «ребёнок – ребёнок». Это нарушение межличностных отношений, насилие, нетерпимость, низкая коммуникативная компетентность, а так же деление на лидеров и изгоев, соперничество, плохие отношения между микрогруппами, конфликты, грубые выходки и поступки детей, угрозы, оскорбления и прозвища, отклоняющееся поведение: агрессивность, вспыльчивость.

Риски психологической безопасности связанные с семьей и отношениями «детский сад - семья», «ребенок – родитель». К ним относятся: изменение состава семьи, развод родителей, патологии личности родителей, завышенные требования к ребенку, невнимание к ребенку, плохая забота о ребенке, семейные конфликты, педагогическая некомпетентность, неполная семья, изменение социального и материального статуса семьи, жестокое обращение с ребенком, асоциальный образ жизни взрослых.

Исходя из вышесказанного, необходимо строить работу всех участников образовательного процесса по направлениям: разрешение острых конфликтных ситуаций между детьми, снятие состояний возбуждения, агрессии, тревоги, напряжения, формирование доброжелательных отношений, сплочение группы, развитие произвольности поведения, повышение уровня самосознания и саморегуляции. Существуют различные формы работы по решению данных задач, представляем некоторые из них.

Формы работы с детьми, направленные на разрешение конфликтных ситуаций: игры «Петушиные бои», «Два барана», «Бирюльки» и подобные им соревнования для приемлемого выражения соперничества друг с другом. Арт-терапевтические техники для снятия агрессии, напряжения: лепка из пластилина, тестопластика, песочная терапия, рисование, разрывание бумаги, салфеток. Выплеск физической агрессии: сбивание кеглей, башен из кубиков мячом, кидание мягких мячей.

Формы работы с детьми, направленные на снятие состояний возбуждения, агрессии, тревоги, напряжения: игры «Рубка дров», «Снеговик», «Бумажные комочки», спокойные игры, рисование, лепка песочная терапия, игры в зоне уединения, релаксация («Замерзли-растаяли», «Коготки-лапки», «Громко-тихо», «Ласковый ветер»). Отдых на ковре в сочетании расслабляющим дыханием под музыкальное сопровождение.

Формы работы с детьми, направленные на формирование доброжелательных отношений, сплочение группы: игры на умение видеть в другом хорошие качества «Волшебный колпачок», «Комплименты», «Волшебный стульчик». Игры на тактильные ощущения «Ласковые волны», «Слушаем сердечко», «Поздороваемся». Игры в парах «Проведи через препятствия», «Остров». Решение проблемных ситуаций «Ребёнок заболел», «В группе новенькая».

Формы работы с детьми, направленные на развитие произвольности поведения, повышение уровня самосознания и саморегуляции: игры «Пианино», «Передай движение», «Кулак-ладонь-ребро», игры с правилами (подвижные, дидактические, настольные), игры на обучение осознанию и выражению эмоций «Сундучок эмоций», «Два мешочка», «Азбука эмоций», чтение худ. литературы и специальных терапевтических сказок с обсуждением поступков героев, индивидуальные и групповые беседы о поведении, настроении, чувствах («Утренний и вечерний круг», «Волшебный клубок).

Рекомендации по обеспечению психологической безопасности детей. Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.

В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты, в различные виды детской деятельности.

Быть затейником и участником детских игр и забав.

Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо за них.

Привлекать родителей к образовательному процессу.

Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.

Запретов и строгих требований не должно быть слишком много - это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.

Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается в нашей профессиональной помощи.