Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 146»
Выступление на педсовете
«Психолого-педагогическая компетентность педагога: анализ ресурсов и возможностей детского сада при реализации модели психологической безопасности»
Подготовлено воспитателем ВКК
Щелкуновой М.Ю.
Рязань,2022
Психологическая безопасность - это состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно - доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психологическое здоровье, включенных в нее участников.
Понятие «Психологическая безопасность» чаще всего раскрывается через использование понятий «здоровье» и «угроза». Само содержание понятия «психологическая безопасность» означает отсутствие угроз (опасности) или возможность надежной защиты от них.
Модель деятельности ДОУ по укреплению психологической безопасности образовательной среды имеет основные направления – это обеспечение психологической защищенности от всех форм насилия, удовлетворение потребности в личностно-доверительном общении, формирование референтной значимости образовательной среды ДОО.
Каждое из направлений имеет свои задачи, первое направление - обеспечение психологической защищенности от всех форм насилия ставит следующие задачи:
содействовать созданию безопасных условий для каждого субъекта ОП и распространению ненасильственных способов взаимодействия, защита от всех форм дискриминации.
создать эффективную систему экстренной психолого-педагогической помощи и поддержки участникам ОП в кризисных и предкризисных ситуациях.
Обеспечить целенаправленное формирование и обогащение адаптивных ресурсов личности всех участников ОП.
Повышать уровень конфликтологической компетентности всех участников ОП.
Организовать мониторинг уровня психологической защищенности всех участников ОП.
Удовлетворение потребности в личностно-доверительном общении
Оптимизировать работу по созданию благоприятного психологического климата в ОУ.
Активно внедрять и личностно-ориентированный подход и индивидуализация ОП.
Способствовать развитию коммуникативной компетентности всех участников образовательного процесса и создавать условия для их личностного роста.
Организовать мониторинг степени удовлетворения потребности в личностно-доверительном общении
Формирование референтной значимости образовательной среды (отношение к среде, принятие ее ценностей и норм)
Повышать компетентность социального взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Организовать мониторинг уровня референтной значимости образовательной среды для всех участников образовательного процесса.
Важной составляющей по обеспечению психологической безопасности является развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса.
Психологическая компетентность – это психологический инструмент специалиста, который обеспечивает эффективное выполнение его профессиональной деятельности.
Социально-психологический климат – это качественная сторона психического состояния группы людей и межличностных отношений.
Социально-психологический климат детского коллектива – это психическое состояние детей в группе, оно обусловлено особенностями ее жизнедеятельности.
Основными признаками благоприятного социально-психологического климата для детского коллектива являются: в течение всего дня хорошее настроение детей, доброжелательность по отношению к взрослым и сверстникам, умение детей занять себя делом, возможность уединиться. Со стороны взрослых отсутствие давления, знание детей о том, как будет проходить их день, и что каждый из них может сделать интересного, высокая степень эмоциональной включенности, сопереживания в проблемных ситуациях, взаимопомощи, желание участвовать в коллективной деятельности, удовлетворенность детей принадлежностью к группе сверстников.
Существуют и причины, из-за которых могут возникнуть трудности в работе по созданию благоприятного психологического климата в группе. Это недостаток психологических знаний участников ОП, нехватка времени, большая учебная нагрузка педагогов, превышение предельной наполняемости групп, неблагоприятная семейная ситуация в семье ребенка, дети с особыми образовательными потребностями.
Существуют так же факторы риска в образовательной среде по созданию благоприятного психологического климата в группе. Это риски, связанные с индивидуальными, личностными особенностями ребёнка: отклонения от нормы психического и физического развития, низкая мотивация, трудности адаптации, высокий уровень агрессии, педагогическая запущенность, учебная перегрузка, личностные особенности , страхи, тревожность, низкий уровень самоуважения, трудный характер/темперамент, плохое обращение с ребенком, повышенный или пониженный уровень активности, наличие психопатологических нарушений.
Риски, связанные с особенностями взаимоотношений в диаде «ребёнок – ребёнок». Это нарушение межличностных отношений, насилие, нетерпимость, низкая коммуникативная компетентность, а так же деление на лидеров и изгоев, соперничество, плохие отношения между микрогруппами, конфликты, грубые выходки и поступки детей, угрозы, оскорбления и прозвища, отклоняющееся поведение: агрессивность, вспыльчивость.
Риски психологической безопасности связанные с семьей и отношениями «детский сад - семья», «ребенок – родитель». К ним относятся: изменение состава семьи, развод родителей, патологии личности родителей, завышенные требования к ребенку, невнимание к ребенку, плохая забота о ребенке, семейные конфликты, педагогическая некомпетентность, неполная семья, изменение социального и материального статуса семьи, жестокое обращение с ребенком, асоциальный образ жизни взрослых.
Исходя из вышесказанного, необходимо строить работу всех участников образовательного процесса по направлениям: разрешение острых конфликтных ситуаций между детьми, снятие состояний возбуждения, агрессии, тревоги, напряжения, формирование доброжелательных отношений, сплочение группы, развитие произвольности поведения, повышение уровня самосознания и саморегуляции. Существуют различные формы работы по решению данных задач, представляем некоторые из них.
Формы работы с детьми, направленные на разрешение конфликтных ситуаций: игры «Петушиные бои», «Два барана», «Бирюльки» и подобные им соревнования для приемлемого выражения соперничества друг с другом. Арт-терапевтические техники для снятия агрессии, напряжения: лепка из пластилина, тестопластика, песочная терапия, рисование, разрывание бумаги, салфеток. Выплеск физической агрессии: сбивание кеглей, башен из кубиков мячом, кидание мягких мячей.
Формы работы с детьми, направленные на снятие состояний возбуждения, агрессии, тревоги, напряжения: игры «Рубка дров», «Снеговик», «Бумажные комочки», спокойные игры, рисование, лепка песочная терапия, игры в зоне уединения, релаксация («Замерзли-растаяли», «Коготки-лапки», «Громко-тихо», «Ласковый ветер»). Отдых на ковре в сочетании расслабляющим дыханием под музыкальное сопровождение.
Формы работы с детьми, направленные на формирование доброжелательных отношений, сплочение группы: игры на умение видеть в другом хорошие качества «Волшебный колпачок», «Комплименты», «Волшебный стульчик». Игры на тактильные ощущения «Ласковые волны», «Слушаем сердечко», «Поздороваемся». Игры в парах «Проведи через препятствия», «Остров». Решение проблемных ситуаций «Ребёнок заболел», «В группе новенькая».
Формы работы с детьми, направленные на развитие произвольности поведения, повышение уровня самосознания и саморегуляции: игры «Пианино», «Передай движение», «Кулак-ладонь-ребро», игры с правилами (подвижные, дидактические, настольные), игры на обучение осознанию и выражению эмоций «Сундучок эмоций», «Два мешочка», «Азбука эмоций», чтение худ. литературы и специальных терапевтических сказок с обсуждением поступков героев, индивидуальные и групповые беседы о поведении, настроении, чувствах («Утренний и вечерний круг», «Волшебный клубок).
Рекомендации по обеспечению психологической безопасности детей. Принимать каждого ребёнка таким, какой он есть.
В профессиональной деятельности опираться на добровольную помощь детей, включать их в организационные моменты, в различные виды детской деятельности.
Быть затейником и участником детских игр и забав.
Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, быть всегда вместе с ними, а не делать что-либо за них.
Привлекать родителей к образовательному процессу.
Навязывание своих правил и требований против воли детей – это насилие, даже если ваши намерения благонравны.
Запретов и строгих требований не должно быть слишком много - это ведёт к пассивности и низкой самооценке у воспитанников.
Тихий, застенчивый ребёнок также нуждается в нашей профессиональной помощи.