СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Психологическая готовность детей к школьному обучению"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологическая готовность к школе является итогом всего предшествующего развития ребенка, результатом всей системы воспитания и обучения в семье и детском саду.

Просмотр содержимого документа
«Статья "Психологическая готовность детей к школьному обучению"»

Статья «Психологическая готовность детей к школе»

Составила:

педагог-психолог

Алексеева С.Ю.

г. Усолье-Сибирское


Проблема подготовки детей к школьному обучению сегодня приобрела особую остроту и актуальность. В Концепции говорится, что «Готовность ребенка к школьному обучению должна рассматриваться, прежде всего, как общая его готовность, включающая в себя физическую, личностную, интеллектуальную». Прежде всего, это связано со значительным ухудшением состояния здоровья детей, снижением их функциональных возможностей и усложнением требований, предъявляемых школой.

Проблему подготовки детей к обучению в школе разрабатывали педагоги и мыслители во все времена с тех пор, как появились общественные учебные заведения (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, В. Ф. Одоевский, Л. Н. Толстой, А. С. Симонович и др.). Интерес к ней не ослабевает и по сей день, как у ученых, так и у практиков.

Что же такое готовность к обучению в школе?

Под «психологической готовностью к обучению» понимается состояние, при котором ребёнок полностью личностно готов перейти в новую сферу общения и жизнедеятельности, способен постепенно переходить к освоению новой для него учебной деятельности.

Психологическая готовность к школе является итогом всего предшествующего развития ребенка, результатом всей системы воспитания и обучения в семье и детском саду.

Поэтому, детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию по подготовке детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребенок к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения.

Психологическая готовность к обучению в школе отражает общий уровень психического развития ребенка и включает в себя такие компоненты, как интеллектуальная, личностная, социально-психологическая, эмоционально - волевая готовность.

Таким образом, работая над проблемой психологической готовности детей к школе, я поставила своей целью:

Содействие адаптации психически здорового ребенка к школьному обучению.

Задачи:

- выявлять психологические особенности ребёнка, которые могут в дальнейшем обусловить возникновение определенных сложностей или отклонений в его интеллектуальном или личностном развитии.

- способствовать формированию навыков учебной деятельности (способности включаться в общую деятельность, умению слышать и понимать учителя, удерживать в памяти его задание, сравнивать качество выполнения задания с образцом и т. д.);

- повысить уровень произвольности психических процессов и поведения будущих первоклассников;

- повысить уровень психомоторной готовности детей к письму;

- способствовать повышению уровня общих интеллектуальных способностей детей (умение анализировать, обобщать, классифицировать предметы и явления окружающего мира и др.);

Итак, свою работу я начинаю с диагностического обследования детей старшего дошкольного возраста. Тестирование провожу в начале и в конце учебного года.

Для определения их психологической готовности к обучению в школе я использую следующие методики:

- тест школьной зрелости Керна-Йерасика (рисование человека по памяти; срисовывание письменных букв (он ел суп); срисовывание группы точек);

- методики Д. Б. Эльконина и А. Л.Венгера:

«Графический диктант» (на листе в клетку по поставленным заранее точкам вычерчивается орнамент согласно указаниям взрослого);

«Образец и правило» (одновременное следование в своей работе образцу (задание: нарисовать по точкам такой же рисунок, как данная геометрическая фигура) и правилу (выполнение условия: нельзя проводить линию между одинаковыми точками, т. е. соединять кружок с кружком, крестик с крестиком, треугольник с треугольником);

- тест школьной зрелости Н. И. Гуткиной «Домик» (срисовать картинку, изображающую домик, составленную из элементов прописных букв);

- методика «Разрезные картинки» (ребенку даю части рисунка, которые нужно сложить так, чтобы получилось целое изображение);

- методика А. Л. Венгера «Лабиринт» (ребенку нужно найти путь к определенному домику среди других, неверных путей и тупиков лабиринта);

- методики на определение уровня понятийного аппарата или словесно-логического мышления:

«Объяснение сюжетных картинок» (ребенку показываю картинку и прошу рассказать, что на ней нарисовано, или дать название рисунку);

- серия сюжетных картинок «Последовательность событий» (ребенок должен выстроить из них правильный ряд и рассказать, как развивались события);

- методика исключения предметов «Третий (четвертый) лишний»;

- методики на определение уровня развития памяти зрительной и слуховой:

- методика А. Р. Лурия «10 слов» (ребенку предлагаю прослушать 10 слов и повторить те слова, которые запомнил);

- методика «10 предметов» (ребенку предлагаю посмотреть на рисунок, который затем убираю, и назвать предметы, какие запомнил).

Результаты обследования по каждой методике заношу в протоколы и в сводные таблицы «Диагностика познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста».

Воспитателям подготовительных групп предоставляю количественные и качественные данные диагностики и даю рекомендации: кому из детей необходимо дополнительно развивать тот или иной познавательный процесс и, с помощью каких игр и упражнений.

Какие же коррекционно-развивающие занятия с детьми я провожу, и в какой форме? Детям очень нравятся занятия в форме путешествия, помощи сказочным персонажам, выполнения заданий или просьб каких-то героев или животных с загадочными превращениями и т. д.

(конспекты занятий смотри в приложении № 2)

На одном и том же занятии, я использую различные виды деятельности. Мы можем с детьми играть; рисовать, конструировать и лепить под музыку; инсценировать сказки, танцевать, изображать животных при помощи жестов, мимики и пантомимы, решать логические задачки и просто делиться впечатлениями. Но что бы мы не делали, все направлено на развитие детей и формирование у них психологического портрета будущего школьника.

В своей работе я использую следующие коррекционно-развивающие игры и упражнения:

- игры и упражнения на развитие внимания:

«Что слышно?»«Слушай звуки!»«Зеваки»«Четыре стихии»«Карлики – великаны»«Слоны – мышки»«Найди пару»«Найди отличия»«Лабиринты»«Пожалуйста!»«Хлопни в ладоши, когда услышишь, например, животное»«Недостающие детали» и многие другие.

- игры и упражнения на развитие памяти:

«Повтори за мной»«Слушай и исполняй»«Разведчики»«Запретный номер»«Каскад слов»«Выложи из мозайки так, как было на образце»«Нарисуй по памяти»«Я положил в мешок»«Я – фотоаппарат» и др.

- игры и упражнения на развитие мыслительных операций и сообразительности:

«Сравнение предметов»«Хорошо – плохо»«Закончи слово»«Соотношение понятий»«Кто это может использовать»«Говори наоборот»«Бывает – не бывает»«Поиск аналогий»«Поиск девятого»«Кодирование» и др.

- игры и упражнения на развитие восприятия:

«Определи звуки»«Дорисуй фигуры»«Когда это бывает?»«Пространственные представления»«Точки»«Пришей заплатку»«Выложи по образцу-схеме»«Дорисуй вторую половину»«Волшебный мешочек»«Умная ворона» и др.

- игры и упражнения на развитие воображения:

«Комбинирование»«Пантомима»«Нелепицы»«На что похожи кляксы?»«Что было бы, если?» и др.

- игровые упражнения по подготовке руки детей к письму:

«Продолжи узор»«Графический диктант»«Нарисуй фигуры»«Штриховка»«Рисуем по клеточкам»«Соедини точки»«Обведи по пунктиру»«Раскрась по правилу» и др.

Благодаря используемым играм и упражнениям у детей развивается общий кругозор, формируются умения ориентироваться в окружающем мире и на бумаге, развивается мелкая моторика, речь, познавательные процессы, совершенствуются коммуникативные навыки, умение работать в паре и в коллективе, повышается самооценка, формируется навык адаптации к новым изменяющимся условиям, развивается произвольность поведения и эмоций.

Еще одна сторона подготовки детей к школьному обучению требует внимания. Ведь когда ребенок попадает в новые социальные условия, меняется его обычный образ жизни, возникают новые отношения с людьми, что сопровождается повышением тревожности, страхов, снижением активности. Поэтому к моменту поступления в школу ребенок должен иметь представление о том, что его ждет, каким образом происходит обучение. И самое главное, у него должно быть желание учиться.

Для профилактики тревожности предлагаю воспитателям подготовительных групп заранее готовить детей к переходу в школу: обсуждать с ними возможные затруднения, обучать конструктивным способам решения возникающих проблем. Формирование осознанного отношения к школе определяется способом подачи информации о ней. Важно, чтобы сообщаемые детям сведения были не только поняты, но и прочувствованы ими. С этой целью необходимо проводить с детьми беседы о школе, экскурсии в школу и школьную библиотеку, занятия «На пороге школы» с использованием сказок о школе (например, М. А. Панфилова «Лесная школа», где происходит знакомство со школьными атрибутами, правилами поведения, ролью учителя в школе. Все эти мероприятия направлены на профилактику школьной дезадаптации, снижение школьной тревожности у детей и страха перед школой, и позволяет им легче адаптироваться к школьным условиям.

Ещё одно направление в моей работе по развитию психологической готовности детей к школе – просвещение родителей будущих выпускников по данной проблеме.Я выступаю на родительских собраниях с докладами«Старт во взрослую жизнь»«Готов ли Ваш ребенок к школе«Если Ваш ребенок левша» и др. В родительский уголок выпускаю газеты«Как определить ведущую руку ребенка»«Скоро в школу»«Как усмирить агрессивность»«Путешествуем слева направо» и т. д.

В конце учебного года, когда дошкольники выпускаются из детского сада, даю родителям рекомендации по дальнейшей подготовке их детей к школьному обучению в летний период.

Консультативно-просветительскую работу в течение всего учебного года веду с педагогами ДОУ. Я выступаю на педагогических советах, принимаю участие в круглых столах по преемственности обучения в ДОУ и школе, провожу деловые игры, психологические тренинги, на которых раскрываю интересующие воспитателей темы по подготовке детей к школе. Показываю, как применять в работе те или иные коррекционные игры и упражнения, как разрешать детские конфликты, и что значит – психологическая готовность к школе.