Если не можешь изменить ситуацию,
Измени отношение к ней
Психологическая подготовка к ГИА
Советы выпускникам
Причины волнения перед экзаменом
- Страх – «А ВДРУГ НЕ СДАМ».
- Недостаток подготовки.
- Волнение близких и окружающих.
Наиболее значимые психологические характеристики, которые требуются в процессе сдачи ГИА:
1.Я хорошо представляю, как проходит процедура ГИА
2.Полагаю, что смогу правильно распределить время и силы во время ГИА
Полностью не согласен
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
3. Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий
Полностью не согласен
4. Считаю, что результаты ГИА важны для моего будущего
Абсолютно согласен
Полностью не согласен
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
5. Я волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Полностью не согласен
Абсолютно согласен
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Абсолютно согласен
6. Я знаю, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку
Полностью не согласен
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Полностью не согласен
Абсолютно согласен
7. Думаю, что у ГИА есть свои преимущества
Абсолютно согласен
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Полностью не согласен
8. Считаю, что могу сдать ГИА на высокую оценку
Абсолютно согласен
9. Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Полностью не согласен
10. Я понимаю, какие мои качества могут мне помочь при сдаче ГИА
Абсолютно согласен
Полностью не согласен
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
11. Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Абсолютно согласен
Полностью не согласен
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Полностью не согласен
Абсолютно согласен
12. Я достаточно много знаю про ГИА
Абсолютно согласен
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Полностью не согласен
13.Чувствую, что сдать этот экзамен мне по силам
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Полностью не согласен
Абсолютно согласен
Абсолютно согласен
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Абсолютно согласен
1.Я хорошо представляю, как проходит процедура ГИА
Полностью не согласен
2.Полагаю, что смогу правильно распределить время и силы во время ГИА
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Полностью не согласен
3. Я знаю, как выбрать наилучший для меня способ выполнения заданий
Абсолютно согласен
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Полностью не согласен
4. Считаю, что результаты ГИА важны для моего будущего
5. Я волнуюсь, когда думаю о предстоящем экзамене
Абсолютно согласен
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Полностью не согласен
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
6. Я знаю, какие задания необходимо выполнить, чтобы получить желаемую оценку
Полностью не согласен
Абсолютно согласен
Абсолютно согласен
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Полностью не согласен
7. Думаю, что у ГИА есть свои преимущества
Абсолютно согласен
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Полностью не согласен
8. Считаю, что могу сдать ГИА на высокую оценку
Абсолютно согласен
9. Я знаю, как можно успокоиться в трудной ситуации
Полностью не согласен
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Абсолютно согласен
Полностью не согласен
10. Я понимаю, какие мои качества могут мне помочь при сдаче ГИА
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Абсолютно согласен
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Полностью не согласен
11. Думаю, что смогу справиться с тревогой на экзамене
12. Я достаточно много знаю про ГИА
Абсолютно согласен
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Полностью не согласен
13.Чувствую, что сдать этот экзамен мне по силам
Полностью не согласен
Абсолютно согласен
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Абсолютно согласен
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Полностью не согласен
Абсолютно согласен
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Абсолютно согласен
- Упражнение на тренировку зрительной памяти
Во время просмотра журнала или чтения книги, выберите картинку. Затем закройте глаза и мысленно рисуйте себе данное изображение во всех подробностях. При этом, стараясь вспомнить, вы можете спрашивать себя: - Что я могу вспомнить из предметов, изображенных на рисунке?
После того, как вы вспомнили все детали, откройте глаза и посмотрите, что оказалось вами не зафиксировано.
- Упражнение “ Вспомнить всё! ”
Возьмите лист бумаги и запишите на нем информацию, касающуюся, например, всех фильмов, которые вы просмотрели за определенный срок или дней рождения всех ваших родственников, лучших друзей.
Это задание можно варьировать, используя любую классифицируемую категорию.
- Упражнение “ Ничего лишнего ”
Обведите все встретившиеся Вам буквы Щ.
ХЗУУЛОРДПВАПУЦЩШГУВФФШОРУЗЩЛЛРЦЮШЦИАПЦНПЕОКУААРЛЛ ОЛЭХЩЩУГНКРОАЙШНУОРЩГУГУХЗЩГЛДРГУЩШКРАЩШЩШРУЩЗЙЦ УЦЩШГУВВПШОРНРЗЩОАЩГОАУЗЩГУХЗШГЛДРКУЩШКРАЩШЩГУХЩ ЗШКРЗЙХХУКШГПАДЩРЫДЮЛРОШНРЗЩОАЩГОАЫЛГПРЩПАЖААЩОГ ЛАЦХЗУУЛОРДПВАПУЦЩШШГЩГЦЗХЩГЦЦЛЛРЦЮШЦИАПЦНПЕОКУА ХЗШУХЗШКРЗЙХХУКШХПАДЩРЫДЮЛРОШНРЗЩОАЩГОАЫЛГПРЩРПА ЩОГРЦЗЩГЦЗХЩГЦЦРРЛЗЦЮШЦИАПЦНПЕОКУААРЛЛАЦХЗУУЛОРДДВ УВФФШОРУЗЩГУХЗШГЛДРКУЩШКРАЩШЩГУХЗШУХЗШКРЗЙХХУКШГП РЫДЮЛРОШНРЗЩОАЩГОАЫЛГПРЩПАЖААЩОГРЦЩОАЩГОАЛЛРЦЮH КШГПАДЩРЫДЮЛРОШНРЗЩОАЩГОАЫЛГПРЩПАЖААЩОГРЦЗЩГЦЗХ ПЦНПЕОКУААРЛЛАЦХЗУУЛОРДПВАПУЦЩШГУВФФШОРУЗЩГУХЗШГЛД
Это упражнение позволяет развивать умение быстрой фильтрации ненужной информации и концентрации лишь на необходимом.
- Упражнение на запоминание последовательности
Изучите приведенный ниже список слов, после чего закройте его и попытайтесь воспроизвести, соблюдая заданную последовательность.
Лист Крапинка Облако Цвет Желтый парапет Квадрат Полоса Воробей Бровь Осьминог Тельняшка
- Упражнение на заполнение недостающей информации
Перед вами первые и последние буквы слов. Заполните пропуски так, чтобы получилось нужное слово.
К_______________Р
Р_______________А
П_______________Ь
М_______________Й
О_______________Т
У_______________А
Л_______________Ь С_______________Й
Перед экзаменом или во время него выпейте несколько глотков воды
- Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов.
- В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.
- Лучше всего подходит минеральная вода, так как она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях.
- Можно пить просто чистую воду или зеленый чай.
- Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны.
Зевота – зарядка для мозга!
- Когда вы зеваете, ваши лицевые мускулы сильно сокращаются, а затем расслабляются, что вызывает приток богатой кислородом крови в префронтальную кору мозга.
- Это участки мозга, которые отвечают за планирование, организацию, принятие решений и еще за множество других функций, связанных с человеческой активностью.
- Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3–5 зевков.
Поможет дыхательная гимнастика!
выдох в два раза длиннее вдоха.
вдох в два раза длиннее выдоха.
В случае сильного напряжения нужно перед началом экзамена применять технику успокаивающего дыхания в течение нескольких минут.
Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.
- Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.
- Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.
- Напрягите и расслабьте икры.
- Напрягите и расслабьте колени.
- Напрягите и расслабьте бедра.
- Напрягите и расслабьте живот.
- Расслабьте спину и плечи.
- Расслабьте кисти рук.
- Расслабьте предплечья.
- Расслабьте шею.
- Расслабьте лицевые мышцы.
- Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, — вы полностью расслабились.
Самомассаж ушных раковин- массировать область мочек уха в течение 2-3 минут.
Упражнение «Ресурсные образы»
- Цель: научиться использовать воображаемые образы для достижения нервно-мышечного расслабления.
- Инструкция: Вспомните или придумайте место, где вы чувствовали бы себя в безопасности, и вам было бы хорошо и спокойно. Это может быть картина цветущего луга, берег моря, поляны в лесу, освещенной теплым летним солнцем, и т. д. Представьте себе, что вы находитесь именно в этом месте. Ощутите запахи, прислушайтесь к шелесту травы или шуму волн, посмотрите вокруг, прикоснитесь к теплой поверхности песка или шершавому стволу сосны. Постарайтесь представить это как можно более четко, в мельчайших деталях.
Предварительная подготовка к экзаменам
3-4 - разовое питание, витамины
Продукты, улучшающие ВНИМАНИЕ
Продукты, улучшающие ПАМЯТЬ
ВАЖНО:
Последние 12 часов перед экзаменом должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
Как вести себя во время сдачи экзамена
- Перед началом работы нужно сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное, скованное внимание.
- Соблюдай правила поведения на экзамене!
- Будь уверен в успехе!
- Будь внимателен!
- Запланируй два круга!
- Читай задание до конца!
- Начни с лѐгкого!
- Думай только о текущем задании!
- Исключай!
- Угадывай!
- Проверяй!
Советы родителям
Родительская помощь экзаменуемому при подготовке к Г(И)А нужна на всех стадиях процесса, т.к. только взрослые смогут правильно организовать режим активности и отдыха своего ребенка, помочь ему преодолеть неуверенность в себе и сдать экзамен с максимально хорошим результатом.
- Психологическая поддержка – это один из важнейших факторов, определяющих успешность Вашего ребенка в сдаче ГИА.
Как же поддержать выпускника?
- Поддерживать ребенка – значит верить в него. Взрослые имеют немало возможностей, чтобы продемонстрировать ребенку свое удовлетворение от его достижений или усилий. Другой путь – научить подростка справляться с различными задачами, создав у него установку: «Ты сможешь это сделать».
- Существуют слова, которые поддерживают детей, например: «Зная тебя, я уверен, что ты все сделаешь хорошо», «Ты знаешь это очень хорошо». Поддерживать можно посредством прикосновений, совместных действий, физического соучастия, выражение лица.
- Итак, чтобы поддержать ребенка, необходимо:
- Опираться на сильные стороны ребенка,
- Избегать подчеркивания промахов ребенка,
- Проявлять веру в ребенка, сочувствие к нему, уверенность в его силах,
- Создать дома обстановку дружелюбия и уважения, уметь и хотеть демонстрировать любовь и уважение к ребенку.
При подготовке к экзамену родителям рекомендуется наблюдать за режимом дня ребенка, правильным питанием. Следите, чтобы в рационе отсутствовали “стимулирующие” и без того нагруженную нервную систему напитки, такие как кофе, крепкий чай.
Побороть неуверенность помогут положительные эмоции, полученные от занятий хобби или спортом.
Если ребенок хочет прослушивать музыку во время подготовки к экзамену, предоставьте ему такую возможность, но постарайтесь, чтобы это была спокойная фоновая музыка, желательно, без слов.
Родители также должны разъяснить подростку о недопустимости использования шпаргалок, объясняя, что подобные действия могут привести к аннулированию результатов. Данная беседа может быть также проведена с опорой на собственный опыт.
Повторение - мать учения
- Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
- Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться
Рекомендуется репетиция экзамена в домашних условиях. Для этого выберите определенный день, дав ребенку возможность хорошо выспаться накануне. Возьмите демонстрационный вариант заданий, приготовьте несколько листов чистой бумаги и огласите “начало экзамена”, определив время на выполнение в 3-4 часа. Проследите за тем, чтобы ничто не мешало ребенку сосредоточиться.
После завершения работы, проанализируйте ошибки, обсудите вместе причину их возникновения. Выясните, что ощущал ребенок в ходе домашнего “пробного” экзамена.
Родителям важно помнить о том, что сколько бы баллов не получил их ребенок на экзаменах, не следует осуждать его.
Для детей экзамены являются наибольшим стрессом, поэтому сложно предугадать развитие событий и будущие результаты.
В любом случае, необходимо обсудить причину неудачи и сделать соответствующие выводы.
ЖЕЛАЮ ВСЕМ УСПЕХА НА ЭКЗАМЕНЕ!