СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая подготовка к ГИА. Как противостоять стрессу?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психологическая подготовка к ГИА. Как противостоять стрессу?»

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ  ПОДГОТОВКА К ГИА.  КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ СТРЕССУ? Александрова Оксана Евгеньевна педагог-психолог МБОУ «СШ №8» г.Смоленск

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ГИА. КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ СТРЕССУ?

Александрова Оксана Евгеньевна

педагог-психолог

МБОУ «СШ №8» г.Смоленск

 Что же такое ГОТОВНОСТЬ к экзаменам?   Готовность выпускников к сдаче ГИА понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность.  В готовности обучающихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ и ОГЭ могут быть выделены следующие составляющие:  - информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, о правилах заполнения бланков и т.д.);   - предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);  - психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.

Что же такое ГОТОВНОСТЬ к экзаменам? Готовность выпускников к сдаче ГИА понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности обучающихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ и ОГЭ могут быть выделены следующие составляющие: - информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, о правилах заполнения бланков и т.д.); - предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания); - психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.

 Цель психологической подготовки – выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ГИА и сдаче ЕГЭ и позволят каждому школьнику более успешно вести себя во время экзамена, т.е. будут способствовать развитию памяти и навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями.

Цель психологической подготовки – выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ГИА и сдаче ЕГЭ и позволят каждому школьнику более успешно вести себя во время экзамена, т.е. будут способствовать развитию памяти и навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями.

ПРОГРАММА психолого-педагогического сопровождения подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ, ЕГЭ 4 направления:  1. Диагностика.   2. Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками.  3. Консультирование обучающихся, родителей, педагогов .   4. Профилактическая,просветительская работа.

ПРОГРАММА

психолого-педагогического сопровождения

подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ, ЕГЭ

4 направления:

1. Диагностика.

2. Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками.

3. Консультирование обучающихся, родителей, педагогов .

4. Профилактическая,просветительская работа.

ЧЕМ ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ В СЛОЖНЫЙ ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И СДАЧИ ОГЭ,ЕГЭ?   Вы можете: помочь определиться с выбором сдаваемых предметов; собрать информацию о процессе проведения экзамена, чтобы экзамен не был ни для вас, ни для вашего ребенка ситуацией неопределенности. организовать рабочее место для подготовки; проанализировать «слабые места» по сдаваемым предметам и объяснить их, либо привлечь репетиторов;  следить за его питанием, состоянием здоровья.

ЧЕМ ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ В СЛОЖНЫЙ ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И СДАЧИ ОГЭ,ЕГЭ?

Вы можете:

  • помочь определиться с выбором сдаваемых предметов;
  • собрать информацию о процессе проведения экзамена, чтобы экзамен не был ни для вас, ни для вашего ребенка ситуацией неопределенности.
  • организовать рабочее место для подготовки;
  • проанализировать «слабые места» по сдаваемым предметам и объяснить их, либо привлечь репетиторов; 
  • следить за его питанием, состоянием здоровья.
В ПЕРИОД АТТЕСТАЦИИ УЧАСТВОВАТЬ В ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ:   обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки. Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Вместе определите, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок» - основная подготовка проводится днем, если «сова» - вечером. ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам . Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.  если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов, но  продуктивная умственная деятельность возможна только в условиях тишины .

В ПЕРИОД АТТЕСТАЦИИ УЧАСТВОВАТЬ В ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ:

  • обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки. Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Вместе определите, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок» - основная подготовка проводится днем, если «сова» - вечером.
  • ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам . Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала.
  • очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
  • если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов, но  продуктивная умственная деятельность возможна только в условиях тишины .
 заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять . Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен;  посоветуйте во время экзамена обратить внимание на следующее: пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать); если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться; если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант;
  • заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять . Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен;
  • посоветуйте во время экзамена обратить внимание на следующее: пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать); если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться; если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант;
ОРГАНИЗОВАТЬ РЕЖИМ  ДНЯ   Медики не рекомендуют в этот период менять обычный режим дня. День должен начинаться с утренней гимнастики (физическая зарядка в период напряженного умственного труда, когда дневная двигательная активность значительно снижена, особенно необходима). После завтрака нужно сразу же приступать к занятиям. Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.   Лучше начинать занятия  в 8.30 – 9.00 и делать перерывы для отдыха на 10–15 минут каждый час.

ОРГАНИЗОВАТЬ РЕЖИМ  ДНЯ

  • Медики не рекомендуют в этот период менять обычный режим дня. День должен начинаться с утренней гимнастики (физическая зарядка в период напряженного умственного труда, когда дневная двигательная активность значительно снижена, особенно необходима).
  • После завтрака нужно сразу же приступать к занятиям.
  • Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.  Лучше начинать занятия  в 8.30 – 9.00 и делать перерывы для отдыха на 10–15 минут каждый час.

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ Прослушивание музыки, успокаивающей подростка.  Чтение книг или просмотр фильмов - приключения, юмор.  Легкая гимнастика (аэробика) под бодрящую музыку.  Непродолжительное общение с друзьями , родными по телефону . Гимнастика для глаз. Отдых должен быть активным: встать, походить, сделать несколько физических упражнений, несложную работу по дому.  После 2,5 - 3 часов работы нужно сделать более продолжительный (20 - 30 минут) перерыв для приема пищи, после чего можно позаниматься еще часа три. Потом обед и отдых - прогулка на свежем воздухе не меньше 1часа или сон. А потом можно продолжать работу еще в течение двух-трех часов. Не допускайте перегрузок.

ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ

  • Прослушивание музыки, успокаивающей подростка. 
  • Чтение книг или просмотр фильмов - приключения, юмор. 
  • Легкая гимнастика (аэробика) под бодрящую музыку. 
  • Непродолжительное общение с друзьями , родными по телефону .
  • Гимнастика для глаз.

Отдых должен быть активным:

встать, походить, сделать несколько физических упражнений, несложную работу по дому.

После 2,5 - 3 часов работы нужно сделать более продолжительный (20 - 30 минут) перерыв для приема пищи, после чего можно позаниматься еще часа три. Потом обед и отдых - прогулка на свежем воздухе не меньше 1часа или сон. А потом можно продолжать работу еще в течение двух-трех часов. Не допускайте перегрузок.

Горький шоколад для активизации умственного процесса  В первую очередь высокие показатели касались   пространственной памяти и абстрактного мышления. Дело в том, что шоколад имеет в своем составе флавоноиды (антиоксиданты), которые отлично справляются со стимуляцией активной деятельности мозга Кроме этого, шоколад способствует выбросу глюкозы, которая активизирует умственные способности. Поэтому его рекомендуют употреблять перед экзаменом или важным событием, требующим особенной концентрации внимания В шоколаде присутствует также кофеин с известными свойствами увеличения   производительности  ВАЖНО: Следует предпочитать горький шоколад с высоким содержанием какао-бобов, поскольку именно они являются источниками природных стимуляторов.

Горький шоколад для активизации умственного процесса

В первую очередь высокие показатели касались   пространственной памяти и абстрактного мышления.

  • Дело в том, что шоколад имеет в своем составе флавоноиды (антиоксиданты), которые отлично справляются со стимуляцией активной деятельности мозга
  • Кроме этого, шоколад способствует выбросу глюкозы, которая активизирует умственные способности. Поэтому его рекомендуют употреблять перед экзаменом или важным событием, требующим особенной концентрации внимания
  • В шоколаде присутствует также кофеин с известными свойствами увеличения   производительности

ВАЖНО: Следует предпочитать горький шоколад с высоким содержанием какао-бобов, поскольку именно они являются источниками природных стимуляторов.

БИОСТИМУЛЯТОРЫ ИНТЕЛЛЕКТА:   К ним относятся такие природные средства   как мед, облепиха, брусника, шиповник, черная смородина, клюква, цитрусовые (лимоны, мандарины, апельсины, грейпфруты), зеленый крыжовник, черная рябина, киви, барбарис. Из лекарств к ним относятся поливитамины (преимущественно - с витаминами группы В) и так называемые ноотропы (аминокислоты, необходимые для мышления, и производные от них) - по рекомендации врача.

БИОСТИМУЛЯТОРЫ ИНТЕЛЛЕКТА:

К ним относятся такие природные средства   как мед, облепиха, брусника, шиповник, черная смородина, клюква, цитрусовые (лимоны, мандарины, апельсины, грейпфруты), зеленый крыжовник, черная рябина, киви, барбарис.

Из лекарств к ним относятся поливитамины (преимущественно - с витаминами группы В) и так называемые ноотропы (аминокислоты, необходимые для мышления, и производные от них) - по рекомендации врача.

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ    Необходимо дома создать для подростка благоприятную психологическую среду, поддерживающую преодоление им стресса, связанного с ГИА. Приемы:  Более частый словесный контакт с ребенком – в перерывах между его занятиями, по телефону, за совместной едой, вечером перед сном.  Избегание семейных ссор, конфликтов в присутствии подростка. Приведение опыта удачной сдачи экзаменов родителями или знакомыми, близкими. Эмоциональные поглаживания – « Ты у меня молодец (умничка)», «У тебя отличная зрительная память», «Ты быстро усваиваешь новое». Психологические настройки – «Я уверена(а), у тебя все получится», «Ты хорошо проработал этот материал». Тактильный контакт - обнять, погладить по спине, поцеловать в щеку и. т. д.

СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Необходимо дома создать для подростка благоприятную психологическую среду, поддерживающую преодоление им стресса, связанного с ГИА.

Приемы: 

  • Более частый словесный контакт с ребенком – в перерывах между его занятиями, по телефону, за совместной едой, вечером перед сном. 
  • Избегание семейных ссор, конфликтов в присутствии подростка.
  • Приведение опыта удачной сдачи экзаменов родителями или знакомыми, близкими.
  • Эмоциональные поглаживания – « Ты у меня молодец (умничка)», «У тебя отличная зрительная память», «Ты быстро усваиваешь новое».
  • Психологические настройки – «Я уверена(а), у тебя все получится», «Ты хорошо проработал этот материал».
  • Тактильный контакт - обнять, погладить по спине, поцеловать в щеку и. т. д.
ВАЖНО: Последние 12 часов перед экзаменом должны уйти на подготовку организма, а не знаний.   Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

ВАЖНО:

Последние 12 часов перед экзаменом должны уйти на подготовку организма, а не знаний.

Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!