ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА К ГИА. КАК ПРОТИВОСТОЯТЬ СТРЕССУ?
Александрова Оксана Евгеньевна
педагог-психолог
МБОУ «СШ №8» г.Смоленск
Что же такое ГОТОВНОСТЬ к экзаменам? Готовность выпускников к сдаче ГИА понимается как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности обучающихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ и ОГЭ могут быть выделены следующие составляющие: - информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, о правилах заполнения бланков и т.д.); - предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания); - психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена.
Цель психологической подготовки – выработка психологических качеств, умений и навыков выпускников, которые повысят эффективность подготовки к прохождению ГИА и сдаче ЕГЭ и позволят каждому школьнику более успешно вести себя во время экзамена, т.е. будут способствовать развитию памяти и навыков мыслительной работы, концентрации внимания, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями.
ПРОГРАММА
психолого-педагогического сопровождения
подготовки обучающихся к сдаче ОГЭ, ЕГЭ
4 направления:
1. Диагностика.
2. Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками.
3. Консультирование обучающихся, родителей, педагогов .
4. Профилактическая,просветительская работа.
ЧЕМ ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ СВОЕМУ РЕБЕНКУ В СЛОЖНЫЙ ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И СДАЧИ ОГЭ,ЕГЭ?
Вы можете:
- помочь определиться с выбором сдаваемых предметов;
- собрать информацию о процессе проведения экзамена, чтобы экзамен не был ни для вас, ни для вашего ребенка ситуацией неопределенности.
- организовать рабочее место для подготовки;
- проанализировать «слабые места» по сдаваемым предметам и объяснить их, либо привлечь репетиторов;
- следить за его питанием, состоянием здоровья.
В ПЕРИОД АТТЕСТАЦИИ УЧАСТВОВАТЬ В ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ:
- обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки. Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Вместе определите, «жаворонок» выпускник или «сова». Если «жаворонок» - основная подготовка проводится днем, если «сова» - вечером.
- ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам . Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала.
- очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
- если школьник хочет работать под музыку, не надо этому препятствовать, только договоритесь, чтобы это была музыка без слов, но продуктивная умственная деятельность возможна только в условиях тишины .
- заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять . Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен;
- посоветуйте во время экзамена обратить внимание на следующее: пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать); если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться; если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант;
ОРГАНИЗОВАТЬ РЕЖИМ ДНЯ
- Медики не рекомендуют в этот период менять обычный режим дня. День должен начинаться с утренней гимнастики (физическая зарядка в период напряженного умственного труда, когда дневная двигательная активность значительно снижена, особенно необходима).
- После завтрака нужно сразу же приступать к занятиям.
- Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Лучше начинать занятия в 8.30 – 9.00 и делать перерывы для отдыха на 10–15 минут каждый час.
ЭФФЕКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ
- Прослушивание музыки, успокаивающей подростка.
- Чтение книг или просмотр фильмов - приключения, юмор.
- Легкая гимнастика (аэробика) под бодрящую музыку.
- Непродолжительное общение с друзьями , родными по телефону .
- Гимнастика для глаз.
Отдых должен быть активным:
встать, походить, сделать несколько физических упражнений, несложную работу по дому.
После 2,5 - 3 часов работы нужно сделать более продолжительный (20 - 30 минут) перерыв для приема пищи, после чего можно позаниматься еще часа три. Потом обед и отдых - прогулка на свежем воздухе не меньше 1часа или сон. А потом можно продолжать работу еще в течение двух-трех часов. Не допускайте перегрузок.
Горький шоколад для активизации умственного процесса
В первую очередь высокие показатели касались пространственной памяти и абстрактного мышления.
- Дело в том, что шоколад имеет в своем составе флавоноиды (антиоксиданты), которые отлично справляются со стимуляцией активной деятельности мозга
- Кроме этого, шоколад способствует выбросу глюкозы, которая активизирует умственные способности. Поэтому его рекомендуют употреблять перед экзаменом или важным событием, требующим особенной концентрации внимания
- В шоколаде присутствует также кофеин с известными свойствами увеличения производительности
ВАЖНО: Следует предпочитать горький шоколад с высоким содержанием какао-бобов, поскольку именно они являются источниками природных стимуляторов.
БИОСТИМУЛЯТОРЫ ИНТЕЛЛЕКТА:
К ним относятся такие природные средства как мед, облепиха, брусника, шиповник, черная смородина, клюква, цитрусовые (лимоны, мандарины, апельсины, грейпфруты), зеленый крыжовник, черная рябина, киви, барбарис.
Из лекарств к ним относятся поливитамины (преимущественно - с витаминами группы В) и так называемые ноотропы (аминокислоты, необходимые для мышления, и производные от них) - по рекомендации врача.
СЕМЕЙНАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ
Необходимо дома создать для подростка благоприятную психологическую среду, поддерживающую преодоление им стресса, связанного с ГИА.
Приемы:
- Более частый словесный контакт с ребенком – в перерывах между его занятиями, по телефону, за совместной едой, вечером перед сном.
- Избегание семейных ссор, конфликтов в присутствии подростка.
- Приведение опыта удачной сдачи экзаменов родителями или знакомыми, близкими.
- Эмоциональные поглаживания – « Ты у меня молодец (умничка)», «У тебя отличная зрительная память», «Ты быстро усваиваешь новое».
- Психологические настройки – «Я уверена(а), у тебя все получится», «Ты хорошо проработал этот материал».
- Тактильный контакт - обнять, погладить по спине, поцеловать в щеку и. т. д.
ВАЖНО:
Последние 12 часов перед экзаменом должны уйти на подготовку организма, а не знаний.
Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!