Кейс 1.
Денис в начальной школе учился на «4» и «5», крайне редко получал отметку «3», из-за которой очень расстраивался. Он всегда активно работал на уроках, проявляя высокий познавательный интерес ко многим предметам. Но в четвертом классе у мальчика резко снизилась успеваемость по многим учебным дисциплинам, на уроках он много отвлекался, часто ничего не делал, отказывался выполнять домашние задания. Папа Дениса в командировке на СВО.
Вопросы:
1. Что могло вызвать у Дениса такие резкие изменения в отношении к учебной деятельности?
2. Какие рекомендации по разрешению данной ситуации можно дать ученику, маме ученика?
У Дениса травматический стресс - особая форма общей стрессовой реакции, которая возникает в тех случаях, когда стресс перегружает психологические, физиологические, адаптационные возможности человека и разрушает его защиту.
Рекомендации родителям и ученику:
На первом месте по эффективности стоит различная физическая нагрузка. Например, многие занимаются спортом (по выходным играют в футбол, занимаются различными видами гимнастики), совершают прогулки и др. Большинство отмечает, что важно немного физически устать и тогда психологическая усталость проходит, раздражение заметно снижается, а то и совсем исчезает.
Довольно часто люди отмечают, что быстро успокоиться и привести свои нервы в порядок помогает вода: плавание в бассейне, различные водные процедуры - ванная, душ, баня, сауна. В ситуации напряжения можно просто умыть руки и лицо холодной водой.
Хорошо, если человек имеет какое-либо увлечение, помогающее ему расслабиться и получить удовольствие. Некоторые отдыхают в кругу семьи (особенно благотворно действует общение с детьми), гуляют с собакой. Прогулка на свежем воздухе в течении 40-45 минут хорошо снимает напряжение и улучшает настроение. Важно не забывать доставлять себе удовольствие - время от времени делать то, что вам приятно.
И последнее: легко «сбрасывать» стресс помогает общение со спокойными и оптимистичными людьми.
Кейс 2.
Девочка четырнадцати лет проявляет неуравновешенность и даже некоторую агрессивность в поведении дома и в школе: выясняет отношения с мамой, грубит учителям. Отец последние полгода находится в служебной командировке.
Вопросы:
1. Чем определяется такое поведение подростка?
2. Какие меры необходимо предпринять учителям и родителям для исправления данной ситуации?
У девушки, выраженная реакция на стресс – борьба, реакция закрепилась, и человек старается предупредить гипотетическую опасность (и становится возбужденным и взвинченным).
Рекомендации родителям и учителям:
Обязательно оказывайте ребенку поддержку, если он обращается за ней к вам, и находите время для того, чтобы его выслушать.
Уважайте способы преодоления травмы у ребенка, даже если они вызывают у вас негативные эмоции. Относитесь к ребенку с терпением. Помните, что нормальные реакции ребенка на травматический стресс обычно исчерпываются в течение месяца.
Избегайте упреков и завышенных требований к ребенку. Однако стоит учесть то, что травматические переживания ребенок может использовать, например, как оправдание его нежелания участвовать в деятельности.
Поддерживайте дружескую атмосферу в коллективе.
Можете лично сказать ребенку, что вы знаете о том, что произошло и о его переживаниях, это позволит ребенку не чувствовать себя одиноким. Напоминайте ему, что в данный момент ситуация стабильная, показывайте, что рядом с ним всегда есть заботливые взрослые.
Ограничьте доступ ребенка к средствам массовой информации, насколько это возможно. Постарайтесь сделать так, чтобы у него было как можно меньше возможностей побыть наедине со своим гаджетом (в случае если он изучает неприятную для себя информацию, но НЕ в случае если он поддерживает связь с близкими)
Не допускайте завышенных требований к ребенку. Также не требуйте от него быть прежним, поскольку травматическая ситуация уже повлияла на ребенка.