СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологическая реабилитация воспитанников социально-реабилитационного центра ГКУ СО «Чапаевский СРЦН» отделения пгт Осинки методом эмоционально-образной терапии

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная статья расскажет об одном из направлений психотерапии - методе  Эмоцио-нально-образная терапия (ЭОТ). О  работе с воспитанниками социально-реабилитационного центра посредством эмоционально-образной терапии.  ЭОТ -  метод, который  позволяет достичь весьма быстрых и ценных результатов в области психосоматических расстройств и при коррекции тех или иных эмоциональных нарушений, что очень важно в работе специа-листов центра, так как дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, находятся на курсе реабилитации определенное время. Основная идея этого направления состоит в том, что эмоциональное состояние может быть выражено через зрительный, звуковой или кинестетический образ, а дальнейшая внут-ренняя работа с этим образом позволяет трансформировать исходное эмоциональное состоя-ние. Данная статья рассчитана для педагогов-психологов, воспитателей, но может быть интересна и самым обычным людям, которые интересуются практической психологией и возможностями оказания психологической помощи самим себе и другим людям.  

Просмотр содержимого документа
«Психологическая реабилитация воспитанников социально-реабилитационного центра ГКУ СО «Чапаевский СРЦН» отделения пгт Осинки методом эмоционально-образной терапии»

Психологическая реабилитация воспитанников социально-реабилитационного центра ГКУ СО «Чапаевский СРЦН» отделения пгт Осинки методом эмоционально-образной терапии


Аннотация

Данная статья расскажет об одном из направлений психотерапии - методе Эмоционально-образная терапия (ЭОТ). О работе с воспитанниками социально-реабилитационного центра посредством эмоционально-образной терапии. ЭОТ - метод, который позволяет достичь весьма быстрых и ценных результатов в области психосоматических расстройств и при коррекции тех или иных эмоциональных нарушений, что очень важно в работе специалистов центра, так как дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, находятся на курсе реабилитации определенное время.

Основная идея этого направления состоит в том, что эмоциональное состояние может быть выражено через зрительный, звуковой или кинестетический образ, а дальнейшая внутренняя работа с этим образом позволяет трансформировать исходное эмоциональное состояние.

Данная статья рассчитана для педагогов-психологов, воспитателей, но может быть интересна и самым обычным людям, которые интересуются практической психологией и возможностями оказания психологической помощи самим себе и другим людям.



Отделение пгт Осинки Чапаевского социально-реабилитационного центра функционирует с 1999 года. За этот немалый период времени сложилась определенная работа с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. У детей, оставшихся без семьи, поддержки со стороны родных и близких появляются множественные социально-психологические проблемы в их развитии, затрудняя процесс социализации.

Деформация психологического, личностно-эмоционального плана у детей, поступающих в социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, часто является следствием жестокого обращения с ними родителей, родственников или сверстников. Алкоголь и наркомания в семье усугубляют социальное неблагополучие детей, отрицательно влияют на их духовное и физическое развитие. Таких детей характеризует замкнутость, отчужденность, коммуникативные сложности, заниженная самооценка, высокий уровень личностной и ситуационной тревожности, посттравматические стрессы и расстройства, утраты веры в себя и в свое будущее, и многое другое. Почти у каждого ребенка, проживающего в учреждении, наблюдается широкий спектр личностных деформаций в различных сферах индивида. В том числе и в эмоциональной сфере.

Поэтому перед специалистами и воспитателями встал вопрос, как правильно и корректно решать проблемы ребенка, связанные с эмоциональными перепадами и другими пограничными состояниями. Для решения эмоциональных проблем существует немало методов и методик, но не все они учитывают специфику работы социально-реабилитационных центров. Поэтому было важно найти такой метод для решения эмоциональных и других проблем несовершеннолетних, который отличался бы краткосрочностью, простотой и доступностью, с минимальными техническими и материальными затратами. И в нашем случае это оказался метод эмоционально-образной терапии (ЭОТ). Автором данного метода является кандидат психологических наук Линде Николай Дмитриевич. Изучив метод более глубоко и внимательно, было решено взять его в работу для коррекции эмоционального состояния ребенка. Данное направление для нас кажется наиболее эффективным, так как позволяет работать непосредственно с чувствами или эмоциональным состоянием детей, и в короткие сроки способствует воссозданию полноценной жизнедеятельности ребенка, которая была нарушена биологическими и социальными причинами.

Взяв в основу метод Эмоционально-образной терапии, нами была разработана «Рабочая программа психологической реабилитации воспитанников посредством эмоционально-образной терапии в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних», которая помогает за короткий срок реализовывать поставленные цели и задачи в курсе реабилитации.

Целью рабочей программы является воздействие на эмоциональное состояние ребенка, используя его внутреннюю работу над образами этих состояний, изменение негативных проявлений на позитивное или нейтральное состояние.

Задачи:

- ориентировать ребенка на принятие новых принципов жизни и ценностей;

- оказание помощи в процессе самопознания и саморазвитии;

- помочь в раскрытии его творческих способностей, гармонизация процессов роста;

- найти нежелательное эмоциональное исходное состояние и изменить его на позитивное или нейтральное;

- помочь ребенку избавиться от причиняющей ему страдания зависимости, вернуть «застрявшую» энергию в его распоряжение, расслабить спазм.

Методы работы

Основным методом является эмоционально-образная терапия. Данный метод включает в себя 10 шагов терапии, которые служат лишь примерной схемой терапевтического процесса. В случае необходимости одни из них опускаются, другие повторяются многократно - все обозначается конкретной задачей, гипотезой и личностными особенностями ребенка.

Первый шаг – Клиническая беседа;

Второй шаг – Прояснение симптома;

Третий шаг – Создание образа;

Четвертый шаг – Исследование образа;

Пятый шаг – Проверка на фиксацию;

Шестой шаг - Трансформация;

Седьмой шаг – Интегрирование образа с личностью (самотизация);

Восьмой шаг – Ситуационная проверка;

Девятый шаг – Экологическая проверка;

Десятый шаг – Закрепление.

В содержание программы входят индивидуальные и групповые занятия, направленные на:

Эмоционально-образную терапию в разрешении конфликта.

Эмоционально-образную терапию в работе с гневом.

Эмоционально-образную терапию в работе со страхом.

Эмоционально-образную терапию в работе с депрессивными состояниями.

Эмоционально-образную терапию в работе с последствиями тяжелой эмоциональной и психологической травмы.

Эмоционально-образную терапию в работе с чувством потери и эмоциональной зависимостью.

В работу включены следующие упражнения:

Упражнения для релаксации:

«Уютное место»; «Луг»; «Путешествие в море» и др.

Упражнения многоцелевые:

«Рисунок тела»; «Путешествие по дну моря».

Упражнения для работы с телесным выражением эмоциональных проблем:

«Звучание тела»; «Дыхание тела»; «Эмоции тела»; «Тело-цветок»; «Поток воды в теле»; «Маятник в теле».

Упражнения на выявление эго-проблем:

«Кто я?»; «Внутренняя гармония»; «Полет к самому себе».

Упражнения для работы с эмоциональными проблемами:

«Возвращение чувств»; «Знакомство с гневом»; «У страха глаза велики»; «Круг радости»; «Путешествие в мрачную страну»; «Чувство неуверенности»; «Обвинения»; «Чувство вины».

Упражнения на экзистенциальные темы:

«Прекращение вечной борьбы»; «Отпустить страдания»; «Свободное плавание»; «Дерево»; «Чувство дома»; «Чувство доброты».

Ожидаемые результаты

Рабочая программа позволяет в короткий срок выявлять причины расстройства, гнева, раздражения и работать с ними, высвобождая заблокированные эмоции. Позволяет объяснить ребенку, что безысходных ситуаций не бывает, тем самым снизить уровень тревожности, уменьшить страдания, причиненные сложившимися тяжелыми жизненными обстоятельствами, в которых находился в тот момент ребенок, и повысить уровень уверенности в своих силах.

Примеры

Сергей 15 лет. Он живет вместе с мальчиком, который его раздражает своими придиркам. Сергею было предложено представить образ того воздействия, которое оказывает его товарищ. Это какое-то животное похожее на обезьянку. Оно большое и толстое, постоянно кривляется, прыгает, корчит неприятные рожи. Затем у Сергея спросили, какой части личности это больше всего доставляет неприятность? Образ этой части был похож на маленькую обезьянку. Тогда Сергею было предложено позаботится об этой маленькой обезьянке, показать ей свое тепло и любовь. Мальчик довольно долго сопротивлялся, но потом с помощью потока тепла смог согреть обезьянку, а кривляка - успокаиваться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезла. К концу сеанса Сергей уже чувствовал уверенность, спокойствие, ему даже стало жалко большую обезьяну. Он был удивлен, почему было раздражение на своего соседа. Сейчас у них нормальные отношения. Все его новое состояние можно было не только услышать от него, но и увидеть на его лице. Видно, как личность мальчика была подавлена, а затем восстановлена в нормальных размерах, и общение, таким образом, было налажено.

Карина – 14 лет. Приехала из школы очень расстроенная и агрессивная. На протяжении какого-то времени «раскидывала» свою агрессию направо и налево совсем не заслуженно по отношению к своим подругам и детям, находящимся рядом. После беседы с ней выяснилось, что одноклассник очень некрасиво с ней обошелся. Как выяснилось, мальчик очень грубо ее обозвал в присутствии всего класса.

Карине была предложена работа по методу ЭОТ. Девочка представила этого мальчика и внимательно наблюдала, где в своем теле она ощутит специфическое напряжение. Сильное напряжение находилось в области диафрагмы. Образ этого напряжения был похож на маленькую девочку, которая была плотно связан толстой веревкой. Эта веревка мешала ей, не давала проявить свои чувства и лишала самостоятельности. Карине было предложено смотреть на эту веревку и говорить о том, что она не будет больше давить на нее и ограничивать ее в самостоятельности (метод парадоксального разрешения). Очень скоро веревка ослабла и упала к ногам. Осталась маленькая девочка, которой Карина дала энергию любви и тепла. Девочка выросла и стала похожа на Карину. Ей было предложено принять саму себя как часть своей личность с положительными чертами. После этого Карина почувствовала себя значительно лучше. Мы провели экологическую проверку, и гнев на одноклассника у ребенка пропал. Она смогла спокойно выразить свое отношение и свою позицию этому мальчику

Таким образом, мы считаем, что работа методом ЭОТ результативна и эффективна. Буквально за короткий срок она помогает выявлять причины расстройства, гнева, раздражения воспитанников, что позволяет глубоко работать с ними, высвобождая заблокированные эмоции.