Психологические аспекты контрольно-оценочной деятельности педагога
в условиях реализации ФГОС
«Оценка является регулятором жизненных отношений обучающихся в их микросоциальной среде. Статус ребёнка в классе, отношение к нему учителей и одноклассников нередко обусловлены тем, какие оценки он получает».
Ш.А. Амонашвили
Проблема оценки и оценочной деятельности является одной из актуальных в психолого-педагогической теории и практике. В разные периоды жизни общества измерение качества знаний обучающихся, а также отображение результатов этих измерений всегда вызывали интерес со стороны педагогов, психологов, родителей.
Введение федерального государственного образовательного стандарта требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система контроля и оценивания занимает особое место и является одним из базовых элементов федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Она выполняет функции обратной связи и призвана ориентировать образовательную деятельность на достижение результатов: предметных, метапредметных, личностных.
В настоящее время система проведения контроля и оценивания обучающихся несовершенна и имеет ряд недостатков:
недостаточный учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ученика в отдельности;
стандартизация и формализация оценочных подходов;
засилье количественных форм оценивания;
доминирование не регулярного, а эпизодического оценивания;
высокий субъективизм в выставлении оценок;
психологический дискомфорт учащихся во время проведения контроля;
ограниченный спектр оценок;
разделение оценок на положительные и отрицательные;
отсутствие механизма объективного суммирования оценок.
Важным психолого-педагогическим принципом в процессе контроля и оценки знаний является объективность, ведь от нее зависит эффективность всего контроля. Контроль стимулирует организацию полноценного взаимодействие учителя и ученика, дает возможность объективно оценивать ход учебной деятельности и сравнивать полученный результат с поставленными целями и задачами. Правильно организованный контроль и объективность оценки позволяет учащимся оценивать свою работу, вызывает чувство удовлетворенности своими достижениями, увеличивает познавательный интерес и активизацию стремления к обучению и овладению новыми знаниями.
Оптимизация контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся напрямую зависит от понимания учителем соотношения механического запоминания и осмысленного усвоения в процессе обучения. Основа сознательного отношения к учебе как к систематическому и регулярному труду закладывается в младших классах. Именно поэтому особенно в начальной школе так важна чуткость и этика педагога по отношению к ученику.
С применением существующей системы оценивания теряются определенные условия сотрудничества педагога с ребенком. Когда педагог ставит плохую оценку обучающемуся, создается ситуация псевдопомощи ученику, которая отрицает все стороны сотрудничества: не поощряет, не вдохновляет и не утешает ребенка.
В начальной школе у детей происходит создание базовой структуры всей последующей учебной деятельность, не только базовых знаний и умений, но и навыков учебной деятельности, а также установка на познавательный интерес и положительную мотивацию. Именно поэтому контрольно–оценочная деятельность нужна не только для управления и самоуправления учебной работой обучающихся, но и для формирования у них устойчивой положительной мотивации обучения, от которой зависит успешность всей учебной деятельности школьника.
Психологи, педагоги и учителя единогласны в том, что оценка способна вызывать у обучающегося гамму острых и глубоких переживаний: радость успеха, удовольствие, стыд за неудачу, повышенную тревожность и пр. Положительные эмоции, связанные с полученной оценкой, учёные считают мощным стимулом учёбы, отрицательные, наоборот, ухудшают общее состояние школьника, снижают его работоспособность.
Поэтому, когда учитель подбадривает обучающегося, одобряет его ответ, работу, это положительно влияет на школьника. Однако стимулирующей может быть и отрицательная оценка, но при условии, что она объективна и ученик это осознаёт. Естественно, и положительные, и отрицательные эмоции много значат в жизни ребёнка. Положительная эмоция, связанная с оцениванием знаний, будет стимулировать достижения более высоких учебных результатов, отрицательная же может в одних случаях дезорганизовать деятельность, а в других – активизировать её, то есть поощрить к устранению препятствий.
Главный недостаток оценивания с точки зрения психолога — это возможное травмирующее воздействие на ребёнка. Педагогам хорошо известна напряжённая тишина в классе во время объявления оценок, грустное перелистывание тетрадей в поисках полученных баллов. Всем педагогам приходилось наблюдать и реакцию, вызываемую оценками у детей: от нескрываемой радости до слёз.
Оценка имеет значительное влияние на поведение школьника. Она тесным образом связана с такими психологическим характеристиками, как самооценка, мотивация достижения, мотивация учебной деятельности, эмоциональный комфорт и благополучие, тревожность, комфорт, взаимоотношения с окружающими (между школьником и его одноклассниками, родителями, учителем), творчество.
Слова педагога о ребёнке формируют самовосприятие последнего. Каждый неполученный или сниженный балл уменьшает в глазах ребёнка его собственную ценность. Не отделяя себя от результатов своей деятельности, в сниженной оценке ребёнок видит утверждение того, что он плохой. И, наоборот, при достаточно высоких отметках ребенок ощущает себя способным, – тем самым формируется позитивное самовосприятие.
Оценочная деятельность педагога также может оказывать влияние и на мотивацию достижения. Мотивация достижения – это стремление улучшить результаты, неудовлетворённость достигнутым, настойчивость в достижении своих целей.
Приходя в школу первоклассником, каждый ребёнок видит себя отличником и в начале учёбы искренне стремится им стать. Однако если учитель является сторонником строгости при выставлении оценок, уже в младших классах школьник понимает, что у него ничего не вышло, какое-то время расстраивается и решает махнуть рукой. У такого ребёнка потребность в достижении цели не сформируется, потому что достигать чего-то любой человек стремится только при условии положительного оценивания своей деятельности.
Школьная тревожность, которую психологи часто обнаруживают у обучающихся, также напрямую связана с оцениванием и оценками. Причём тревожным может быть и отличник, и двоечник. Ребёнок может бояться не соответствовать ожиданиям окружающих, иногда возникает боязнь самовыражения, страх перед конкретным учителем, с именем которого связан отрицательный опыт.
Самый большой страх в школе – это страх проверки знаний. Если ученик постоянно получает отрицательную оценку, то переживания неудачи провоцируют появление неуверенности в себе, вследствие чего снижается уровень притязаний, что препятствует формированию положительного отношения к учебной деятельности, угасает мотивация.
Весь процесс оценивания и контроля в современной начальной школе сложный и ответственный, поскольку непосредственно влияет на формирование личности младшего школьника и опыт его учебной деятельности. Поэтому федеральный государственный образовательный стандарт ставит перед учителями задачу изменения традиционных подходов к оцениванию достижений учеников и расширения оценочного инструментария, что влечет за собой изменение всей системы оценивания. Оцениванию подвергаются теперь не только учебные достижения, но и творчество, и личная инициатива ребёнка в различных сферах школьной жизни.
В связи с этим возникает необходимость в критериальном оценивании, позволяющем фиксировать динамику индивидуального развития каждого ученика. Пятибалльная система оценивания, безусловно, обладает многими достоинствами – это простота, традиционность, понятность, универсальность, очевидная сила воздействия, а поэтому она понятна и ученикам, и родителям. Кроме того, хорошие оценки (в частности, пятерки) значительно повышают самооценку ученика.
Но наряду с достоинствами имеет и недостатки:
критерии оценки не дают возможности точно и объективно понять знания ученика (отсюда повсеместное использование несуществующих в принципе оценок наподобие «4+», «3-» и т.д.);
система объективно не определяет учебный прогресс ученика (даже если ученик допустил меньше ошибок, чем в прошлый раз, или ответил правильно, но допустил ошибку на письме, его оценка не изменится);
плохие оценки негативно влияют на самооценку ученика и могут стать причиной серьезной психологической травмы;
очень часто оценка определяется не учебными успехами и реальными достижениями ребенка, а поведением и субъективным отношением учителя;
достижения учащегося сравниваются с результатами других учащихся;
учащиеся и родители недостаточно ознакомлены с нормами оценивания;
пятибалльная система оценивания не даёт точного представления об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам учебной программы;
нет обратной связи между учителем и учеником.
Инновации в образовании побудили нас взять за основу критериальное оценивание, что является альтернативной системой контроля и оценки успешности учащихся. В качестве критериев для оценки выступают сами требования к освоению образовательных программ или требования к результатам образования.
Критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся. Критериальное оценивание позволяет:
– учителям:
разработать критерии, позволяющие увидеть реальные качественные результаты;
иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
выстраивать образовательный маршрут обучения каждого ученика с учётом его индивидуальных способностей и особенностей.
– обучающимся:
прогнозировать собственный успех, опираясь на знание критериев;
оценивать себя (самооценка) и своих сверстников;
использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
– родителям:
получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка;
отслеживать прогресс в обучении ребенка;
обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения;
устанавливать обратную связь с учителями и администрацией школы;
быть уверенными и спокойными за комфортность ребенка в классе и школе.
Администрацией и учителями школы была разработана и принята к реализации 100-бальная система оценивания, что не предполагает полного отказа от цифровой, формальной отметки (пятибалльной системы). При разработке учитывалось, чтобы каждый балл был содержательно наполнен и им обозначался конкретный уровень достижений.
Основное отличие 100-балльной системы – более глубокая классификация и детализация достижений обучающегося. Помимо уровня усвоения материала, такая шкала показывает и качественные характеристики учебной деятельности.
Плюсы такой системы:
расширенная градация позволяет более четко и объективно определять текущий уровень знаний;
шкала позволяет проанализировать умственные способности ученика, оценить вовлеченность в учебный процесс и обнаружить его слабые места;
система психологически комфортна;
снижается некомфортный для учеников разрыв между отличниками и двоечниками.
Минусы:
система не решает традиционные проблемы школьного образования: психологические травмы двоечников, субъективное отношение учителей и т.д.;
родители путаются в новых баллах и не всегда понимают, о чем свидетельствует та или иная оценка.
Для каждого урока учителем ставится ряд задач, в соответствии с которыми формируются критерии (предметные результаты), для самооценки и оценки видов деятельности учащегося, которую он осуществляет и осваивает в ходе работы. Оценивается не личность ученика, а его деятельность. В критериальном оценивании за каждое умение можно набрать баллы, т.е. описание уровней достижения формулируется в позитивном ключе. Разработка критериев позволяет обучающимся лучше понять, как учиться, чему, а главное, зачем. На основе этих показателей выделяют уровни учебных достижений, каждому из которых соответствует своя шкала оценок в баллах.
Таким образом, оценивая результаты учебной деятельности обучающегося, учитель должен соблюдать дидактические требования, использовать разные формы оценивания, помнить о влиянии оценки на эмоциональное состояние обучающегося. Какой учитель не мечтает, чтобы его ученики получали только отличные оценки? К сожалению, этой мечте не всегда удаётся осуществиться, ведь у каждого ребёнка свои индивидуальные интеллектуальные способности, разный уровень мотивации, да и содержание общеобразовательных программ стремительно усложняется, а уровень компетентностных требований по всем предметам повышается из года в год.
Однако всё же немало зависит от учителя, от его слов, решений, действий, потому что именно в его руках – судьба ребёнка, которому он не только должен дать определённые знания, но и вдохновить его, вселить в него веру в собственные возможности. Потому что пока человек верит, он способен достичь всего, к чему он стремится.
Дарите детям веру, и они обязательно порадуют вас не только своими хорошим отметками, но и своими достижениями в жизни, которые принесут пользу человечеству и сделают наш мир лучше. И помните: какую бы оценку мы ни поставили нашим ученикам, каждый получит свою оценку, которую ему поставит жизнь.
Литература:
Кузина С.И., Бощенко З.Б. К проблеме оценивания обучения учащихся // Психолог в школе. – 2016. – №3. – С. 2-10.
Мамцева О.В., Мистюрина М.С. Балльная система оценивания // Школьная педагогика. – 2016. – №4. – С. 29-32. – URL https://moluch.ru/th/2/archive/42/1275/
Никулочкина В.Я. Роль оценки в учебной деятельности учащихся начальной школы // Психология, социология и педагогика. – 2013. – №12. – URL: http://psychology.snauka.ru/2013/12/2682