СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Психологические аспекты причин низкой успеваемости младших школьников, практические советы по их преодолению».

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект выступления перед учителями начальных классов "Психологические аспекты причин низкой успеваемости младших школьников, практические советы по их преодолению».

Просмотр содержимого документа
«"Психологические аспекты причин низкой успеваемости младших школьников, практические советы по их преодолению».»

Конспект выступления
перед учителями начальных классов

Тема: «Психологические аспекты причин низкой успеваемости младших школьников, практические советы по их преодолению».

Цель:

  • Познакомить учителей начальных классов с различными психологическими аспектами причин низкой успеваемости младших школьников;

  • Научить педагогов способам развития познавательной активности и нормализации уровня тревожности у детей

Форма проведения: Информационно-практическая беседа.

Участники: учителя начальных классов, педагог-психолог.



Каждый педагог в школе сталкивался с таким явлением, как СНИЖЕНИЕ УСПЕВАЕМОСТИ

Самыми распространенными причинами снижения успеваемости в основном являются:

  • Отсутствие мотивации;

  • Хроническая неуспешность.

Рассмотрим более подробно каждую из них, с точки зрения причин возникновения, а также правильных (эффективных) и неправильных (неэффективных) способах их преодоления.


«ОТСУТСТВИе мотивации» бывает вызвано такими причинами как:

  • Первая: когда родители, чрезмерно увлечены развитием ребенка, слишком рано и в неподходящих формах начинают "напичкивать" его знаниями, учить читать, писать и считать. Их педагогически безграмотное обучение может отбить у ребенка желание заниматься.

  • Вторая причина – обратная. При полном отсутствии познавательного интереса, можно предположить, что родители никогда не разнообразили свой досуг познавательной деятельностью, за этим часто кроется отсутствие познавательных ценностей в семье.

Независимо то причин возникновения данного синдрома, рецепт одинаков – совместные познавательные занятия.

Какие мероприятия бесполезны при снижении мотивации

  • Если занятия носят характер одностороннего обучения с позиции учителя, или обычного «подтягивания» отстающего по предмету с втолковыванием знаний нерадивому ученику, чаще всего у ребенка возникает желание просто побыстрее закончить занятия. Следовательно, такие техники НЕэффективны для повышения мотивации

Что же стоит попробовать? - Совместные познавательные занятия. (здесь важны оба слова: совместные, познавательные)

  • Познавательные занятия вызывают живой интерес, носят именно характер вовлечения, развивают стремление познавать новое, выяснять непонятное.

Почему именно совместные? Потому что важность общения со взрослым стимулирует вовлечение ребенка в сферу заданных интересов и может оказаться условием "запуска" познавательных мотивов.

Если педагогу удастся убедить родителей, что разнообразные совместные занятия детей и взрослых познавательной направленности - это основное средство помощи их ребенку, то первый шаг на пути восстановления мотивации будет сделан.

Работу по восстановлению мотивации следует начинать как можно раньше,
потому что к определенному возрасту естественный познавательный интерес сменяется важностью социального общения



«хроническая неуспешность»

Часто возникает в период, когда происходят изменения в отношении взрослых к успехам и неудачам ребенка. ''Хорошим'" оказывается, прежде всего, тот ребенок, который много знает, успешно учится, с легкостью решает задачи.

Для возникновения синдрома хронической неуспешности необходимо сочетание нескольких причин:

  • Распространенной предпосылкой служит недостаточная готовность ребенка к школе.

  • Наиболее значимым фактором, оказываются завышенные ожидания родителей, излишне озадаченных достижениями ребенка. Обычные (реальные, нормальные, средние) учебные показатели не замечаются или воспринимаются родителями (а значит, и самим ребенком) как неудачи. Их постоянная негативная оценка, закрепляет чувство неуверенности в себе, запускает механизм, поддерживающий высокий уровень школьной тревожности – а это центральное психологическое звено хронической неуспешности.

  • Существует еще одно условие, без которого хроническая неуспешность не возникает. Это - высокая степень социализированности ребенка, желание соответствовать ожиданиям взрослых, установка на исполнительность, послушность. Если такой установки нет, то ребенку в общем то безразлично несоответствие его школьных достижений ожиданиям взрослых. Также при задержке психического развития школьная неуспеваемость есть, ! но синдрома хронической неуспешности не возникает, поскольку у них снижена критичность и они просто не замечают собственных неудач и отставания от других детей.

Характерны такие черты деятельности как:

непродуктивная трата времени на несущественные детали, упуская из виду главное

постоянные опасения допустить ошибку;

стремление к уходу от непривычных заданий, которые заранее кажутся трудными.

Позиция младшего школьника с хронической неуспешностью - это представление о себе как о неспособном, безнадежном ученике.

У таких детей педагоги замечают ухудшение результата при повышении мотивации. То есть, чем более ответственную работу (самостоятельные, контрольные) выполняет ребенок, тем ниже результат. Стремление сделать как можно лучше, повышает тревожность, нарушая деятельность ребенка, что ведет к снижению результата и негативной оценке окружающих. Что еще больше усиливает переживания ребенка. Порочный круг замыкается. Чем дальше, тем труднее его разорвать, поэтому неуспешность и становится "хронической".

Часто обеспокоенные родители, пытаясь преодолеть возникшие у ребенка трудности, устраивают ежедневные дополнительные занятия. Однако, при этом синдроме, первичная причина именно в резко повышенной тревожности, приводящей к дезорганизации действий и низкой результативности. Чем больше ребенка фокусируют на учебных достижениях, тем более усиливается общее неблагополучие ситуации.

Все эти нарушения обратимы, но, пока они не преодолены, успехи в учебе, разумеется, продолжают снижаться.

Для исправления ситуации – надо?…. …обеспечить ребенку ощущение успеха, что возможно только при нормализации уровня тревожности.

Обеспокоенность школьной ситуацией должна быть снижена любыми средствами.

В первую очередь, необходимо снизить ценность школьных отметок (но не Знаний!).

Не следует сравнивать его весьма посредственные результаты с эталоном (требованиями школьной программы, достижениями более успешных одноклассников). Ребенка нужно сравнивать только с ним самим и хвалить за улучшение его собственных результатов. Если во вчерашней работе правильно сделан только один пример, а в сегодняшней — два, то это надо отметить как реальный успех, который должен быть высоко и без всякой снисходительности или иронии оценен. Если же сегодняшний результат ниже вчерашнего, то надо лишь выразить твердую уверенность в том, что завтрашний будет выше.

Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания, снижающего тревогу (что уже само по себе дает некоторое улучшение результатов). Хотя родителям и педагогам необходимо набраться терпения, так как "хвост" накопившихся пробелов в знаниях долго будет давать о себе знать.

Для ребенка будет полезным, чтобы взрослые не показывали озабоченность его учебными неудачами, не фиксировались на школьных, отметках. Чтобы, искренне интересуясь школьной жизнью, смещали акценты на отношения детей в классе, подготовку к праздникам, дежурство, экскурсии.

Особенно важно найти сферу, в которой ребенок может оказаться успешным, реализовать себя
(а не говорить, что на это нет времени, потому что он не успевает делать уроки). В чем бы ребенок ни был успешен, - в рисовании, спорте, в чисто бытовых делах – эта сфера деятельности должна подчеркнуто выделяться взрослыми в качестве чрезвычайно значимой, высоко ценимой и остро их интересующей, поскольку именно в ней и может самоутверждаться, обретая утраченную веру в себя. Взрослым следует подчеркивать, что, раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится и всему остальному.

Такой пересмотр традиционных школьных ценностей позволяет предупредить самый тяжкий результат хронической неуспешности - резко отрицательное отношение к учебе, а к подростковому возрасту - тотальный регресс, приводящий к глубокой пассивности и безразличию.



ВЫВОД

Часто возникает вопрос: что делать с учеником, имеющим низкую успеваемость, имеет ли смысл переводить его в спец. класс или оставлять на второй год?

Если неуспеваемость возникла вследствие задержки психического развития (будет заметна интеллектуальная недостаточность и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы), такие дети именно нуждаются в создании специальных условий обучения и воспитания; (т.е.спец. класс или повторное обучение будут полезны ребенку)

Но! Если причина возникших трудностей другая, значит, то и меры должны приниматься иные.