Психологические упражнения на развитие коммуникативных навыков
Приветствие
Ребята, давайте познакомимся друг с другом.
Каждый называется своё имя, и прилагательное на эту букву. (Например, меня зовут Екатерина – Е-единственная)
Затем педагог встаёт или (садится) вместе с детьми в круг и предлагает им поприветствовать друг друга разными способами: (пальчиками, ладонями, плечиками, коленками, кивком головы, улыбкой и т.д.)
Затем педагог предлагает детям взяться за руки и, подняв их вверх, дружно произнести: «Всем, всем, всем - здравствуйте».
«Молекулы»
Дети должны согнуть руки к плечам, а локти выставить вперед. В таком положении надо хаотично, как молекулы, двигаться. Когда педагог скажет СТОП – нужно остановиться, и быстро образовать молекулу, т.е. группу из нескольких человек, которые соприкасаются локтями друг с другом.
«Перевоплощения»
Педагог предлагает детям перевоплотиться в образы, которые он будет называть, и как можно более точно передать их состояние. (Например: «новая веселая кукла», «грустная рваная книга», «удивленная бабушка», «сердитый дворник», «ленивый медвежонок», «радостный зайчонок»).
«Передай эмоцию»
Педагог называет шёпотом ребёнку эмоцию, он с помощью жестов, мимики, пантомимы изображает её. Остальные должны догадаться, какую эмоцию им передали. (веселье, гнев, страх, радость, смущение, вина, интерес, печаль, стыд, удивление, задумчивость)
«Поменяйтесь местами»
Поменяйтесь местами те, кто…(в джинсах, в футболках, босиком, с косичками, в рубашках…)
«Настроение»
Начните ходить по залу…
- как человек, который очень устал
- а теперь идите как совершенно счастливый человек, получивший чудесное известие.
- как очень пугливый человек.
- а теперь станьте канатоходцем, идущим по проволоке.
- а теперь сильно опаздывающий человек
«Подарок»
Сейчас мы будем делать подарки друг другу.
Начиная с ведущего, каждый по очереди средствами пантомимы изображает какой-то предмет и передает его своему соседу справа (мороженое, цветок, зеркальце, торт, шарики, шляпа, сумка - рюкзак, тапочки, бижутерия - кольцо, серьги, бусы, компьютерная приставка - джойстик, телефон и т.п.) все по очереди угадывают, что это за предмет.
«Конверт откровений»
Чтобы иметь друзей, надо…
Мне не нравится, когда…
Я всегда улыбаюсь, когда…
Мне нравится, когда…
Если мне наступили на ногу…
Я хотел(а) бы стать…
Мне очень хорошо, когда…
Если бы у меня была машина времени, то я…
Больше всего в себе мне нравится…
Я счастлив(а) когда…
Моё любимое занятие…
«Дотронься до…»
Все играющие одеты по-разному. Педагог говорит: «Дотронься до синего, все должны сориентироваться, обнаружить у участников в одежде и дотронуться до этого цвета и т.д.…
«Что я люблю делать»
Один из нас выберет что-что, что он любит делать, и начнёт показывать нам это (без слов). Все остальные внимательно смотрят и угадывают. (например, спать, играть, читать, гулять, танцевать, петь, рисовать и т.д.)
«Неожиданные картинки»
Каждому ребёнку выдаётся лист бумаги А4 и карандаш или фломастер.
Каждый подписывает свой лист бумаги с обратной стороны. И потом начинает рисовать какую-нибудь картину или рисунок (2 мин.)
По команде педагога, дети перестают рисовать и передают свой рисунок соседу справа и продолжают рисовать начатую картину. И так, до тех пор, пока ваша картина не дойдёт до вас.
«Что такое радость»
Нарисуйте и опишите, что такое «радость». Ваш рисунок может быть конкретным, абстрактным, каким угодно.
Анализ упражнения:
- Легко или трудно было рисовать рисунок?
- Почему?
«Командная аэробика»
Участники медленно ходят, передвигаются, педагог говорит СТОП
- Образуйте квадрат, овал, треугольник, ромб. При этом все участники должны стараться равномерно распределяться по комнате, избегая пустоты и скученности.
«Мы похожи»
- Ты похож на меня тем, что... (внешние признаки: рост, вес, цвет глаз, волос, общие интересы, увлечения, общие друзья)
- Я отличаюсь от тебя тем, что... (внешние признаки: рост, вес, цвет глаз, волос, пол - мальчик и девочка, возможно возраст, характер, воспитание, разные интересы, вкусы, способности, увлечения)
«Рассмешить партнёра»
Выберем первую пару игроков. Один из выбранных игроков должен, во, что бы то ни стало, любыми средствами рассмешить своего партнера.
«Комплименты»
Кидаем мяч друг другу и называем комплимент
(например, Юля ты сегодня весёлая, интересная, красивая…)
«Пожелания»
«Я всем сегодня желаю…» (например хорошего настроения, бодрости, радости, хорошо провести день…)
«Мне нравится, что ты...»
Детям предлагается обратиться к любому участнику и закончить предложение, (например, Алена, мне нравится, что ты …такая добрая).
Рефлексия