Психологические методы обследования детей
Психологические методики Психопатологические проявления обычно исследуются при помощи методов расспроса и наблюдения. Несмотря на то, что в психиатрии эти методики более совершенны и разработаны, чем в других медицинских специальностях, они субъективны и не позволяют понять причины и сущность симптоматики. Дополнительным методом диагностики является психологическое обследование детей и подростков. Психологическое исследование с помощью методов нейропсихологической и патопсихологической диагностики на основе качественного и количественного анализа результатов в ряде случаев помогает также выявлять такие симптомы, которые нелегко обнаружить при обычном врачебном исследовании. Для примера, опишем несколько наиболее распространенных методик. Заучивание десяти слов Эту методику предложил А.Р. Лурия и она по сей день активно используется в патопсихологических исследованиях. Задача этой методики - оценить состояние памяти, утомляемость, активное внимание. Вначале врач записывает десять коротких, простых, не связанных между собой, слов. Например, мёд, стол, окно, брат, игла, лось, хлеб, огонь, лес, огонь. Потом необходимо дать инструкцию: «Слушайте внимательно, я прочту вам десять слов. После того как я за
Психологические методы обследования детей
Психологические методики Психопатологические проявления обычно исследуются при помощи методов расспроса и наблюдения. Несмотря на то, что в психиатрии эти методики более совершенны и разработаны, чем в других медицинских специальностях, они субъективны и не позволяют понять причины и сущность симптоматики. Дополнительным методом диагностики является психологическое обследование детей и подростков. Психологическое исследование с помощью методов нейропсихологической и патопсихологической диагностики на основе качественного и количественного анализа результатов в ряде случаев помогает также выявлять такие симптомы, которые нелегко обнаружить при обычном врачебном исследовании. Для примера, опишем несколько наиболее распространенных методик. Заучивание десяти слов Эту методику предложил А.Р. Лурия и она по сей день активно используется в патопсихологических исследованиях. Задача этой методики - оценить состояние памяти, утомляемость, активное внимание. Вначале врач записывает десять коротких, простых, не связанных между собой, слов. Например, мёд, стол, окно, брат, игла, лось, хлеб, огонь, лес, огонь. Потом необходимо дать инструкцию: «Слушайте внимательно, я прочту вам десять слов. После того как я закончу, повторите столько, сколько запомнили. Порядок повторения не играет роли». Необходимо четко и медленно прочесть слова. После того, как ребенок повторит слова, которые запомнил, необходимо в протоколе отметить их. После этого опыт повторяется еще 3-4 раза (с этими же словами), слова так же фиксируются. Затем переходят к другим экспериментам, а в конце исследования, через 40-60 минут, без повторного напоминая слов, вновь просят ребенка их повторить. Каждый раз исследователь получает какой-то результат, складывающийся из оставшихся в памяти слов. И на их основании можно построить кривую запоминания. У здоровых детей, результат обычно таков - 6, 7, 9 или 5, 7, 10. То есть, с каждым повтором, ребенок лучше и лучше запоминает слова. Характер кривой запоминания по типу плато (3, 4, 4), зигзага (3, 7, 2), резкого спуска вниз указывают на снижение внимания и памяти, утомляемость, вялость.
Классификация предметов Впервые предложена К. Гольдштейном и используется, как у детей, так и у взрослых. Эта методика позволяет оценить процесс абстрагирования и обобщения, последовательность, обдуманность действий. Методика состоит из 70 карточек, на которых нарисованы различные животные, предметы, овощи, фрукты и т.д. Задача ребенка разложить карточки на несколько групп, подходящих друг к другу,
например, животных к животным, фрукты к фруктам. Затем его просят пересмотреть классификацию групп и уменьшить их количество, то есть обобщить еще больше (растения, живые существа и пр.). Эта методика выявляет у детей уровень обобщающего мышления, способность устанавливать родовидовые отношения, выделять ведущие отличия. Корректурная проба Цель этой методики - оценить внимание (устойчивость, колебание, концентрация) и утомляемость. Для проведения исследования необходимы специальные бланки, секундомер, ручка или карандаш. На бланках расположены ряды разных фигур, цифр, букв. Есть разные способы выполнения этой пробы. В первом случае, испытуемый ребенок, рассматривая символы последовательно, слева направо, должен зачеркивать два каких либо заданных элемента как можно быстрее. Во втором случае, ребенок должен зачеркивать три элемента разным способом (круг - крестиком, треугольник - вертикальной чертой, звездочку - поперечной чертой).
Каждый раз, психолог фиксирует время выполнения работы. По окончанию работы, можно оценить ее продуктивность - количество просмотренных знаков за минуту, количество ошибок. По результатам пробы составляется кривая работоспособности. Нормальная кривая работоспособности имеет спуск в начале, равномерную линию в середине и тенденцию к повышению в конце. Если линия графика имеет резкие колебания или понижение к концу, то можно говорить о неблагополучном психофизическом состоянии и быстрой утомляемости.
Проба на динамический праксис «кулак-ребро-ладонь» Проба «кулак-ребро-ладонь» А.Р. Лурия (модификация А.Н. Корнева) исследует моторику и сукцессивные функции - функции последовательности, возможность последовательно воспроизвести звуки, движения, символы и т.д. От ребенка требуется воспроизвести серию из девяти движений, которая состоит из трех движений ладони (кулак, ладонь ребром, ладонь вниз) повторенных трижды. В случае дефицита сукцессивных функций ребенок путает последовательность движений, пропускает движения. При двигательных нарушениях, дети повторяют одно движение, делают паузы между движениями. Сложности с этим заданием характерны для специфических трудностей в овладении школьными навыками.
Психодиагностические методики Для измерения и выявления индивидуальных психологических характеристик личности для постановки диагноза используются психодиагностические методики. Они позволяют в короткий срок получить необходимую диагностическую информацию и позволяют сравнить личность с другими личностями. К этим методикам относятся опросники и тесты, проективные методики.
Адаптированная для детей методика Векслера Этот тест разработан в 1939 году Дэвидом Векслером и применятся для определения интеллектуальных способностей. Под интеллектом подразумевается общая способность индивида к рациональному мышлению, приемлемому поведению, взаимодействию с окружающей средой. Данный метод применяется у детей в возрасте 5-16 лет и активно используется с детьми с умственной отсталостью. Шкала состоит из двенадцати субтестов, представленных ниже. 1. Субтест на «Общую осведомленность». Он направлен на исследование общих сведений о мире у ребенка. 2. Субтест на «Понятливость». Изучает способность ребенка самостоятельно принимать решения, а так же изучает знание ребенком социальных норм, понимание содержания и причин социальных норм.
3. Субтест «Арифметический». Определяет умение ребенка устно считать, считать в уме, находить верный арифметический ответ. Этот субтест проводится с контролем времени. 4. Субтест «Аналогия-сходство» изучает умение ребенка обобщать, выделять ведущие признаки предметов. 5. Субтест «Словарь». Он определяет словарный запас ребенка, понимание им, что означает то или иное слово. 6. Субтест «Повторение цифр» изучает оперативную и кратковременную память. Начальные шесть субтестов составляют вербальную часть шкалы. Чем взрослее ребенок, тем больше заданий он должен выполнить. По оценкам за выполнение субтестов составляется вербальный индивидуальный показатель. 7. Субтест «Недостающие детали». Исследует наблюдательность, зрительно-перцептивную память ребенка. Этот субтест состоит из картинок, на которых имеются предметы с недостающими деталями и ребенок должен увидеть и догадаться чего не хватает на рисунке.
Рис.2. Примеры картинок в субтесте 7 8. Субтест «Последовательные картинки». Позволяет изучить возможность ребенка составлять причинно-следственные связи. Состоит из картинок, которые ребенок должен разложить так, чтобы получилась логическая история. 9. Субтест «Кубики Кооса». Изучает конструктивное мышление ребенка, способность к анализу и синтезу. Ребенку даются кубики, с нарисованными узорами, из которых он должен составить узор на образце-карточке. 10. Субтест «Складывание объектов». Исследует способность ребенка составлять общее целое из отдельных частей. 11. Субтест «Кодирование» - изучает уровень работоспособности, распределение внимания. Субтест представляет собой корректурную пробу, описанную выше. 12. Субтест «Лабиринт». Исследует зрительную и моторную координацию, способность ориентироваться в пространстве. Вторые шесть субтестов являются невербальной частью методики. Ее оценка составляет невербальный индивидуальный показатель. На базе обеих частей вычисляется общий интеллектуальный показатель.
Цветовой тест отношений Цветовой тест отношений - диагностический метод, позволяющий отразить сознательный и бессознательные уровни отношения. В основе текста находится ассоциативный компонент цвета и эмоций. В этом тесте используются карточки восьми цветов: серый, синий, зеленый, желтый, красный, фиолетовый, коричневый, черный. Каждый цвет отражает эмоциональное и психологическое отношение к какому-либо предмету. Затем психолог составляет вместе с ребенком круг значимых лиц и предметов. Например, мама, папа, сестра, дедушка, я, друг, учитель, кошка и т.д. Потом перед ребенком раскладываются цветные карточки в случайном порядке и дается инструкция: «Подберите к каждому предмету, который я назову, свой цвет. Цвета могут повторяться». После прохождения, ребенок, при помощи психолога, разделяет цвета по своему отношению, начиная с того, который нравится больше и заканчивая самым неприятным. Доказано, что чем сильнее эмоциональная близость ребенка к человеку, тем цвет, с которым он ассоциируется, привлекателен и, соответственно, отвергаемый человек ассоциируется с неприятным цветом. Так же выбор цвета имеет значение, например, красный обычно указывает на доминантную личность в окружении, зеленый говорит о гиперопеке и жестких отношениях в семье. Этот тест дает понятие и о собственном мировосприятии ребенка, ассоциация самого себя с приятным цветом говорит о уверенности в себе и высокой оценке своей личности. Тест цветового отношения позволяет оценить межличностные внутрисемейные отношения.
Рисунок семьи Этот тест относится к проективным методикам и часто используется в детской психодиагностике. Он позволяет оценить особенности внутрисемейных отношений.
Ребенку дается инструкция: «Нарисуй свою семью», «Нарисуй свою семью, когда все заняты делами», «Нарисуй свою семью в виде образа, символа». После того, как ребенок закончил, задаются дополнительные вопросы: «Расскажи, кто тут нарисован, что они делают, о чем думают?». На основании рисунков, ответов ребенка на вопросы, тест позволяет оценить особенность восприятия, переживания семейных отношений. Тест позволяет оценить изобразительную деятельность ребенка, его состояние во время рисования. Например, штрихи, маленькие размеры предметов говорят о его скованности, зажатости, тревоге и, наоборот, крупные линии, предметы говорят о его раскованности, отсутствии напряжения. Так же можно говорить о внутрисемейных взаимоотношениях по проявлению эмоций на рисунке, например, стоят рядом, все держатся за руки, обнимаются или отвернулись друг от друга, не смотрят друг на друга. Важно оценить состав семьи, ребенок может не нарисовать кого-то из близких, папу, сестру, что так же говорит об отношении ребенка к этому члену семьи. Если ребенок больше всех выделяет на рисунке себя, рисует свою фигуру более тщательно, прорисовывает каждую деталь, изображает более ярко, так что бросается в глаза, а другие фигуры являются просто фоном, то этим он выражает важность собственной персоны. Он считает себя самым значимым и уникальным, основным персонажем, вокруг которого вращается жизнь в семье. Такое ощущение возникает на базе родительского отношения к ребенку. В стремлении воплотить в ребенке все, чего не смогли достичь сами, дать ему все, чего сами были лишены, родители признают первостепенность его желаний и интересов, его приоритет и свою вспомогательную, второстепенную роль. Слабая, маленькая фигура, изображенная в окружении родителей, с которой ребенок ассоциирует себя, обычно выражает чувство беспомощности, желание заботы и ухода. Такое изображение связано с тем, что ребенок привык к постоянной и чрезмерной опеки, которая окружает его в семье (часто встречается в семьях с единственным ребенком), поэтому чувствует себя беззащитным, слабым и даже может злоупотреблять этим, манипулируя родителями и требуя от них внимания, помощи. Ребенок может нарисовать себя рядом с родителями, при этом оттеснив остальных членов семьи подальше. Таким образом, он подчеркивает свой исключительный статус среди братьев и сестер. Когда ребенок рисует себя рядом с папой и при этом преувеличивает размеры собственной фигуры, то, зачастую, это указывает на выраженное чувство соперничества и желание ребенка занять авторитетное и прочное место в семье, как и отец.