Просмотр содержимого документа
«Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания»
Психологические основы безопасности жизнедеятельности человека в среде обитания
Психические процессы – это условное разделение психики на составные элементы, которые позволяют познавать внешний и внутренний мир. Это настолько сложный феномен и о нем так мало известно, что существует достаточно много определений и трактовок этого явления.
Функции психических процессов целиком и полностью зависят от вида.
Все психические процессы можно разделить на три вида:
Познавательные:
восприятие;
память;
мышление;
ощущение;
воображение;
представление;
речь;
внимание.
Эмоциональные:
чувства;
эмоции;
стресс;
аффекты.
Волевые:
воля;
постановка цели;
принятие решения.
Психические познавательные процессы
Память – это комплекс познавательных способностей по накоплению, сохранению и воспроизведению знаний и навыков.
Ощущение – это психическое отражение отдельных свойств и состояний внешней среды, субъектов внешних или внутренних стимулов при участии нервной системы.
Воображение – умение человека создавать в сознании образы, идеи и представления, а также манипулировать ними.
Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций.
Внимание – избирательная направленность восприятия на тот или иной объект.
Чувство – это эмоциональный процесс человека, отражающий субъективное оценочное отношение к абстрактным или реальным объектам.
Эмоции отражают субъективное оценочное отношение к предметам, явлениям, ситуациям и людям.
Стресс – это совокупность адаптационных реакций психики на стрессоры.
Существует положительный (эустресс) и отрицательный (дистресс) стресс. Разница в интенсивности: чем больше его в психике, тем хуже.
Аффекты – это эмоциональные процессы взрывного характера. Во многих случаях считаются негативным проявлением психики, но в угрожающей ситуации могут спасти жизнь.
АДАПТИВНОСТЬ-
от латинского adaptatio – «приспособление» –качество личности, определяющее способность осуществлять изменения в ее структуре, функциях и выраженность психических реакций в соответствии со своими потребностями, целями, ожидаемыми результатами и проявляемой степени активности.