Просмотр содержимого документа
«Психологические особенности детей младшего школьного возраста»
МБОУ СОШ №166 с углубленным изучением отдельных предметов
Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Исполнитель: Антипова Марина Сергеевна-
педагог-психолог начальной школы
Вопросы для рассмотрения
- Психологические особенности первоклассников.
- Психологические особенности младшего школьного возраста.
- Психологические особенности одаренных обучающихся.
Адаптация обучающихся первых классов к школе .
Внутренняя позиция школьника – это способность ребенка принять на себя новую социальную роль ученика.
Роль родителей в формировании и внутренней позиции школьника
- серьезное отношение к школьной жизни ребенка;
- внимание к его успехам и неудачам;
- терпение;
- обязательное поощрение стараний и усилий обучающегося;
- эмоциональная поддержка.
Адаптационный период в первом классе - переломный период, когда меняется привычный уклад жизни, меняется место ребенка в системе общественных отношений, появляются новые обязанности, увеличивается нагрузка на детскую психику.
Особенности младшего школьного возраста
Младший школьный возраст охватывает период с 7 до 10 лет.
В младшем школьном возрасте происходит интенсивное развитие интеллекта. Развитие мышления приводит к качественной перестройке восприятия и памяти, превращая их в регулируемые, произвольные процессы.
Развитие психических познавательных процессов
- Усиливается роль словесно-логического, смыслового запоминания.
- Ребенок овладевает возможностью сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления.
- Дети способны выявлять существенные признаки, свойства предметов и явлений.
- Произвольное внимание находится на стадии формирования.
Личностные особенности
Изменяется содержание внутренней позиции детей.
На эмоциональное состояние ребенка все в большей степени начинает влиять то, как складываются его отношения с товарищами, а не только успехи в учебе и отношения с учителями.
Особенности характера: импульсивность, склонность незамедлительно действовать, не подумав, не взвесив всех обстоятельств, слабая волевая регуляция, капризность и упрямство.
Психологические особенности одаренных обучающихся.
Одаренность – совокупность способностей и качеств личности, определяющая возможность достижения человеком более высоких, по сравнению с другими людьми, результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Характерные черты способного ребенка
- Достижение высоких результатов в деятельности.
- Экспериментирование и изобретение собственных способов деятельности.
- Выход за пределы требований.
- Способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей.
- Склонность к самообучению .
Виды одаренности
- Психомоторная
- Интеллектуальная
- Академическая
- Социальная
- Духовная одаренность
- Творческая одаренность
Рекомендации для родителей одаренных детей.
- Трезво оценивайте уровень развития ребенка.
- Старайтесь вовремя уловить изменения в ребенке. Они могут выражаться в неординарных вопросах или в поведении и являются признаком одаренности.
- Уважайте в ребенке индивидуальность. Не стремитесь проецировать на него собственные интересы и увлечения.
- Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.
- Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно.
- Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его .
- Сделайте стенд, где ребенок может показывать свои работы.
- Покажите ребенку, что его любят и принимают безусловно, т.е. таким, какой он есть, а не за успехи и достижения.
- Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы, это способствует формированию самостоятельности и ответственности.
- Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.
- Помогайте ему улучшать результаты его работы.
- Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.
- Снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий.
- Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.
- Приучайте его к регулярному чтению с малых лет.
- Помогайте ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы и радиопередачи.
- Хвалите ребенка за конкретные успехи и поступки и делайте это искренне.
- Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.
- Предпочитайте, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате.
- Помогайте ребенку преодолевать разочарования и сомнения, когда он остается один в процессе не понятного ровесникам творческого поиска: пусть ребенок сохранит свой творческий импульс.
- Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки.
- Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.
- Развивайте в своих детях следующие качества:
- уверенность, базирующуюся на осознании собственной самоценности;
- понимание достоинств и недостатков в себе самом и в окружающих;
- интеллектуальную любознательность и готовность к исследовательскому риску;
- привычку опираться на собственные силы и готовность нести ответственность за свои поступки.
Благодарю за внимание!