СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические особенности школьной неуспеваемости в обучении младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Психологические особенности школьной неуспеваемости в обучении младших школьников»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРИЧИНЫ НЕУСПЕВАЕМОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ


Аннотация: в статье рассматриваются актуальные вопросы особенностей учебной деятельности младших школьников.

Ключевые слова: школьная неуспеваемость, учебная деятельность, педагог, семья, проблема школьной неуспеваемости.

Одной из главных проблем в педагогике и психологии, является проблема школьной неуспеваемости. К причинам школьной неуспеваемости можно отнести: индивидуально психологические особенности, социальные, семейные и т.д. Работая с детьми с трудностями в учебной деятельности, педагог использует чаще всего традиционные методы работы. Это дополнительные занятия с учащимися, повторение и разбор пройденного ранее материала. Сразу с несколькими учащимися педагог проводит дополнительное занятие. Проводимые занятия требуют от педагога затрат времени и сил. Дополнительные занятия, проводимые с детьми, не всегда являются эффективными, так как подходят не всем детям. Например, если у ребенка наблюдаются проблемы в познавательной сфере или проблемы семейного характера. Необходимо учитывать особенности каждого ребенка, чтобы работа учителя была эффективной. Многими педагогами и психологами изучалась проблема школьной неуспеваемости: А.Н. Леонтьев, Я.А. Каменский, А.Р. Лурия, и т.д.

Актуальность данной статьи состоит в том, что в настоящее время уделяется все больше внимания изучению данной проблемы. Неуспеваемость младших школьников, и все трудности связанные с учебным процессом, всегда волновали многих психологов и педагогов. Нужно выделить классификацию причин неуспеваемости младших школьников:

А.М. Гельмонт описывая причины неуспеваемости, выделила их в категории. Причины неуспеваемости, по мнению Гельмонта, состоят из трех категорий: первая категория глубокого и общего отставания в учебной деятельности; вторая категория относительно и частичной неуспеваемости школьников; третья категория эпизодической неуспеваемости младших школьников.

Каждая из этих категорий, по мнению Гельмонта, имеет свои причины, к которым можно отнести следующее:

  • к первой категории относятся плохие бытовые условия, соматические заболевания, место жительство школьника, проблемы детско-родительских отношений;

  • ко второй категории относятся отставание ученика в предыдущих классах, низкий уровень воли, отсутствие интереса к учебной деятельности;

  • к третьей категории относятся - недостатки преподавания, непрочность знаний, слабый текущий контроль, неаккуратное посещение уроков, невнимательность на уроках, нерегулярное выполнение домашних заданий.

У всех учащихся разные могут быть причины неуспеваемости, обычно истинные причины остаются скрытными от педагогов. Они обращены на общий результат. Так как в школьном образовании появилось больше требований к знаниям учащихся, то соответственно вырастает загруженность детей, количество предметов, дополнительных занятий. Образовательные стандарты изменились за последние



десять лет. Все подобные изменения, могут способствовать отставанию детей в изучении и понимании многих предметов, вызывают высокий уровень тревоги и т.д.

У всех учащихся разные могут быть причины неуспеваемости, обычно истинные причины остаются скрытными от педагогов, они обращены на общий результат. Так как в школьном образовании появилось больше требований к знаниям учащихся, то соответственно вырастает загруженность детей, количество предметов, дополнительных занятий.

Чтобы отстающих в обучении детей было меньше, классные руководители больше проводят дополнительных уроков, чаще проводятся классные часы и родительские собрания. Чтобы в старших классах было, больше успевающих детей, необходимо еще в начальной школе предпринять меры для устранения причин неуспеваемости младшего школьника. Изучая психологические первопричины неуспеваемости, преподаватель сумеет организовывать собственную работу так, чтоб процесс изучения и воспитания был более эффективен, и к концу младшего школьного возраста ребенок должен хотеть учиться, уметь учиться и верить в свои силы. Ведь классный руководитель помогает своевременно выявить неуспевающего школьника и помочь ему в преодолении проблемы.

Необходимо так же отметить важную роль психолога начальных классов, именно психолог путем диагностики и наблюдения, а в дальнейшем и коррекционной работы должен выявить и помочь в решении проблем. Ведь чаще всего причиной неуспеваемости могут быть проблемы психологического характера. Они могут быть выявлены только в случае грамотной и правильной психодиагностики. Для успешной работы психолога, необходимо так же комплексное взаимодействие семьи и классного руководителя. Так как главной причиной отставания в учебе школьника, является проблемы семейного характера, детские страхи, неуверенность. Работая в комплексе с семьей, психолог качественнее помогает ребенку в преодолении его проблем, так как большую часть времени ребенок проводит в семье. Семья играет самую важную роль для всестороннего и гармоничного развития ребенка. Так как в младшем школьном возрасте ведущий вид деятельности - учебная, то необходимо поддерживать и помогать младшему школьнику, и уделять повышенное внимание его учебной деятельности [1].

Со стороны ребенка, любая учебная деятельность требует затрат времени и сил. Необходимо организовать учебное пространство так, чтоб ребенок чувствовал себя комфортно, и ничего не отвлекало его внимания. Правильно организованная рабочая зона, способствует более эффективному усвоению и запоминанию программы.

Актуальность данной статьи заключается в том, что неуспеваемость школьника в младших классах, негативно сказывается и в средней школе и т.д. Поэтому процесс изучения и своевременного определения проблемы и принятие мер, так важен на данном периоде.

Поэтому так важна работа и педагога и психолога и семьи. В комплексе все занятия и наблюдения помогут ребенку избежать проблем в учебе.

Все эти пути решения проблемы оказывают благоприятное воздействие на развития положительных сторон личности: старательность, высокой работоспособности и т.д. Эти меры могут способствовать частичному продвижению личности вперед, появлению у него веры в свои учебные возможности.