СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологические особенности воспитания в эпоху цифровизации общества

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал для размышления и обсуждения в кругу педагогов и родителей.

Просмотр содержимого документа
«Психологические особенности воспитания в эпоху цифровизации общества»

Психологические особенности воспитания в эпоху цифровизации общества


Информатизация, цифровизация – это реалии нашего времени, от которых уже не отмахнуться. И как любое явление, вызывает неоднозначное отношение. Сделаем еще одну попытку разобраться в «плюсах» и «минусах» этого процесса. Вопрос в том, что это: «благо», которое мы берем на вооружение и используем или «зло», к которому мы приспосабливаемся и стремимся нейтрализовать, сделать своим союзником?

В журнале «Педагогическое образование в России», 2018, №8 авторы Т.В.Никулина, доцент каф. теории и методики воспитания культуры творчества Уральского государственного педагогического университета и Е.Б.Стариченко, к.п.н., доцент, начальник управления цифровых технологий и электронного обучения Уральского государственного юридического университета в статье «Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление» рассматривают цифровизацию исключительно как положительное явление. «Мы уже можем говорить о завершении этапа информатизации. Образовательные учреждения всех уровней оснащены компьютерной техникой, педагоги прошли подготовку и переподготовку по использованию информационных технологий в учебном процессе. В 2016 году стартовал федеральный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», утвержденный Правительством Российской Федерации в рамках реализации государственной программы «Развитие образования» на 2013–2020 годы. В рамках этого проекта предполагается «модернизировать систему образования и профессиональной подготовки, привести образовательные программы в соответствие с нуждами цифровой экономики, широко внедрить цифровые инструменты учебной деятельности и целостно включить их в информационную среду, обеспечить возможность обучения граждан по индивидуальному учебному плану в течение всей жизни - в любое время и в любом месте». Цифровые ресурсы, применяемые сегодня в повседневной деятельности человека, позволяют преодолевать барьеры традиционного обучения: темп освоения программы, выбор педагога, форм и методов обучения. В образовании цифровизация направлена на обеспечение непрерывности процесса обучения, т.н. life-long-learning - обучение в течение жизни, а также его индивидуализации на основе advanced-learning-technologies - технологий продвинутого обучения в связи с «вездесущим» и мобильным интернетом, мини-устройствами. Цифровизация образования ведет к изменениям на рынке труда, в образовательных стандартах, формированию новых компетенций населения и ориентирована на реорганизацию образовательного процесса, переосмысление роли педагога. С одной стороны, цифровизация подрывает унаследованную из прошлого методическую основу школы, с другой, порождает доступность информации в различных ее формах, не только в текстовой, но и звуковой, визуальной. Технологии виртуальной реальности создают возможность применения цифровых тренажеров, не привязанных к одному рабочему месту, что расширяет круг изучаемых технологий. Технологии мобильного обучения позволяют учиться в любое время и в любом месте. К цифровой среде быстро адаптируются дети различного возраста, формируя первоначальные навыки, умения для последующего их развития. Система цифрового образования включает в себя информационные ресурсы, телекоммуникации, систему управления. Цифровые технологии в современном мире - это не только инструмент, а среда существования, которая открывает новые возможности: обучение в любое удобное время, непрерывное образование, возможность проектировать индивидуальные образовательные маршруты, из потребителей электронных ресурсов стать создателями. Таким образом, цифровизация образования предполагает применение обучающимися мобильных и интернет-технологий, расширяя горизонты их познания, делая их безграничными. Динамика развития онлайн обучения демонстрируется ростом доступности он-лайн курсов...»

Рассуждения авторов о перспективах цифровизации звучат оптимистично, особенно в части безграничных возможностей для познания, развития, творчества. Однако, медаль всегда имеет оборотную сторону.

И здесь хочется привести размышления Т.Клячко, д.э.н., директора ФИРО-РАНХиГС по стратегии и методологии: «Наша вера в чудо беспредельна. Теперь мы верим в «цифру». Вот все оцифруем – и будет нам счастье. Экономика расцветет, дети будут прекрасно учиться, и качество образования вырастет до невиданных высот. При этом, несомненно, дальнейшая цифровизация должна обеспечить повышение качества образования, поскольку появляется возможность существенно увеличить объем ресурсов, доступных для использования в образовательном процессе. Сегодня образовательное пространство интенсивно растет и расширяется за счет развития цифровой среды: создаются электронные учебники, появляются и развиваются образовательные платформы, количество массовых открытых онлайн-курсов измеряется тысячами, а численность их потребителей – миллионами. Дистанционное образование уже прочно вошло в нашу жизнь. Вопрос в другом: есть ли у нас достаточно качественный контент, чтобы заполнить те «цифровые мощности», которые возникают. Безусловно, в использовании цифровых технологий видятся большие возможности для школьного и дополнительного образования детей. Однако далеко не все электронные ресурсы производят впечатление серьезных и качественных. Также вероятно, что лет через 10 после внедрения таких технологий роль учителя подвергнется глобальному переосмыслению. Но, что еще более серьезно, учащийся в случае появления таких учебников перестанет нуждаться в школьном классе, следовательно, и в самой школе. Он будет сидеть дома и учиться, а учитель-контролер будет удаленно проверять, прошел ли учащийся материал, сколько времени на это затратил, какие трудности у него возникли в процессе изучения разных тем. Но тогда ведь не возникнет то, что мы называем навыками XXI века: умение коммуницировать с другими людьми, работать в команде и тому подобное. Если мы захотим получить именно эти навыки, нам придется создавать среду, в которой указанные компетенции будут вырабатываться, помимо собственно процесса обучения. Нам придется отрывать детей от цифровой среды и помещать их в среду человеческого общения. Таким образом, задачи школы могут измениться крайне существенно».

В рамках Байкальского Международного Салона Образования - 2018, 23 ноября на конференции-трендвочер «Baikal conversation café» шел поиск ответов в том числе на такие на вопросы: возможно ли воспитание в цифровую эпоху? Умеем ли мы контролировать и компенсировать негативные воздействия информационной среды на детей? Так, в качестве особенностей социальной ситуации развития ребенка в современном обществе были выделены составляющие: социальная стратификация детства; ограничение вариативности сценариев детства социо-экономическим положением родителей и семьи; ценностный межпоколенный разрыв и риски утраты преемственности и поколений; кризис (перестройка) института семьи и т.д. Особое внимание было уделено психологическим особенностям современных детей и подростков. Вот некоторые из них: обеднение и ограничение общения детей и подростков со сверстниками; рост явлений одиночества; низкий уровень коммуникативной компетентности, включающий несформированность мотивов общения, сотрудничества и кооперации; нарастание тенденций бегства от реальности, саморазрушающего поведения, рост компьютерной, игровой, эмоциональной и других видов зависимостей; личностный инфантилизм, консервация эмоционально-личностного эгоцентризма, нежелание взрослеть и т.д. Спикерами также были обозначены проблемы информатизации общества. В качестве рисков информационной социализации были выделены следующие характеристики: примитивизм изображения человеческих отношений; игнорирование сложных общественных явлений и социальных конфликтов; снижение интеллектуального уровня и глубины многих передач; внедрение «взрослой» субкультуры в детскую и вытеснение её; агрессивность СМИ в навязывании идеалов, выборов, решений и способов действий детской и подростковой аудитории; вытеснение отечественной культуры, созданной для детей и подростков, доминирование далеко не лучших образцов зарубежной массовой культуры; снижение просветительской роли, художественного и интеллектуального уровня ряда передач для детей и подростков; крен в развлекательность; натуралистичность (примат насилия, секса), культ успеха любой ценой, приоритет мотивов потребительства и другие.

Особое внимание участников события было обращено на вопросы воспитания. Участники выделили следующие сущностные характеристики процесса воспитания: воспитание осуществляется только в общностях, которые образует ребенок со значимым для него взрослым; воспитание осуществляется только в процессе совместных действий детей и взрослых; воспитание осуществляется как присвоение ребенком картины мира взрослого, общность с которым он переживает; воспитание осуществляется для того, чтобы помочь ребенку овладеть социально полезными видами человеческой деятельности.

Завершая размышления на ему о плюсах и минусах цифровизации именно в контексте воспитания детей, приведу отрывок из моей статьи, опубликованной в ответ на вопрос читателя: «Подскажите, пожалуйста, как оттащить ребенка от компьютера?» в газете «Наш Зеленый Дол» 04.10.2017 г.

– Более 10 лет назад вышла моя заметка о формировании у детей зависимости от ТВ, теперь проблема стала еще глубже. Недавно я наблюдала в детской поликлинике такую картину: мамы пришли на прием с малышами (2-2,5 года), посадили в очередь, сунули в ручонки телефоны с играми, и детки как зомбированные тихо сидят, иногда друг к дружке в экран подглядывая… А мы когда-то, чтобы занять детей, приносили с собой книжки, раскраски, пазлы, сказки рассказывали, с другими детишками контактировали… Но ведь так проще, спокойнее. Не сомневаюсь, то же самое происходит дома. На удивление быстро дети прилипают к этим безделицам, во дворе и в школе на перемене стайкой собираются вокруг того, кто принес новый телефон или планшет с новыми функциями, застывают и уже больше ничего не видят и не хотят. А потом у них почему-то нет мотивации к обучению, гаснет любознательность и творческие способности, рассеивается внимание, снижается память и критическое мышление, проявляются трудности в общении (а откуда взяться навыкам коммуникации?), несамостоятельность и безответственность, садится зрение, и т.д.

В своей книге «Глубокая работа» Кэл Ньюпорт утверждает, что способность полностью сосредоточиться на одном проекте, идее в течение длительного периода является одним из самых важных навыков для достижения успеха в информационную эпоху. К сожалению, при помощи современных технологий наше внимание все больше рассеивается, и эта способность все реже встречается у современных людей (в том числе у взрослых!). Если пойти дальше, можно сказать, что наша способность сосредоточиться и заострить свое внимание на том, что нужно – это ключевой компонент счастливой и здоровой жизни. Чтобы быть счастливыми и здоровыми, мы должны чувствовать, что мы контролируем себя и эффективно используем свои способности и таланты. Есть доказательства того, что мы наносим долгосрочный вред нашей памяти и концентрации внимания. Точно так же, как курение серией краткосрочных ударов наносит долгосрочный вред нашему здоровью, допаминовые пинки, которые мы получаем от гаджетов, с течением времени нарушают способность мозга нормально функционировать. И дело не только в том, что многократно увеличилось количество отвлекающих факторов, но и в том, что мы теряем способность противостоять им. У некоторых эта способность изношена до той точки, где зачастую уже утеряна возможность управлять своим вниманием вообще.

Чем еще напугать взрослых? Самый шокирующий случай обращения ко мне был, когда ребенок перестал ходить в школу, сидя за компьютером и грозил покончить с собой, если родители будут вмешиваться в его жизнь. А ему было 11 лет, вдумайтесь! Точнее, хочется кричать «Одумайтесь, родители!» Компьютерная зависимость у ребенка – это плата за ваше спокойствие, лень, неразумие – называйте, как хотите. Точнее, расплата!

В моих рассуждениях получилось больше вопросов, чем ответов, и завершу еще одним вопросом: воспользуется ли современный ребенок и в каких целях всем богатством всё более доступной информации для своего развития и образования, если к тому моменту само желание всем этим воспользоваться будет «убито»?