Психологические проблемы в обучении детей, переживших семейное неблагополучие
Войнова О.А.,
педагог-психолог ТОГБОУ
«Казачья кадетская школа-интернат
им. графа И.И. Воронцова-Дашкова»
Практически каждый ребенок, оказавшийся в замещающей семье, испытал в своей жизни семейное неблагополучие, которое может повлечь за собой формирование личностных и поведенческих отклонений у ребенка, трудности в социализации и обучении.
При отсутствии специальной помощи психологическое неблагополучие таких детей в подростковом возрасте нередко создает основу для делинквентного поведения и, как следствие, может стать причиной «вторичного сиротства» ребенка.
Что именно может стать основой будущих учебных проблем ребенка с опытом жизни в неблагополучной семье?
Одна из основных причин – недостаточное количество материнской любви и заботы. От качества родительской заботы, получаемой ребенком в ранние годы, зависит его душевное здоровье в будущем. Ребенок с младенческого возраста нуждается в теплых и продолжительных отношениях с матерью, приносящих удовлетворение и радость обоим. Если ребенок лишается этого или не получает в необходимом объеме (разлучен с матерью либо у женщины плохо развито чувство материнства), он переживает «материнскую депривацию». Нарушение материнской привязанности вызывает у ребенка эмоциональные нарушения. Отсутствие отца ребенок переживает гораздо менее болезненно, чем отсутствие матери. Однако ребенок без отца не имеет примера регуляции поведения, страдает от недостатка авторитета и контроля. Ребенок, лишенный любви, чувствует себя неудовлетворенным, недостойным и униженным недоброжелательностью или невниманием со стороны родителей, что вызывает осознанную враждебность. Безотчетная, немотивированная жестокость может проявляться по отношению к другим людям. У детей с несформированной в раннем возрасте привязанностью к матери, повышен уровень агрессивности, они менее социально компетентны в школе.
Следующая причина – недостаточная психологическая готовность ребенка к школе по причине его педагогической запущенности. Родители практически не занимались или мало занимались развитием ребенка как физическим, так и интеллектуальным. Именно родительская депривация и последствия жестокого обращения в кровной семье являются основной причиной диспропорционального развития детей- «социальных сирот», а не «наследственность» и органические нарушения.
В школе ребенок оказывается в новой социальной ситуации развития, требующей от него сложной психологической перестройки: вместо игры, спонтанных желаний и импульсивности, он должен подчиняться дисциплине и требованиям учителя, длительное время концентрировать внимание на учебном материале и выполнять возможно малоинтересные для него задания. У ребенка появляются новые права и обязанности, новая система взаимоотношений с окружающими. Помимо этого, для ребенка данного возраста характерны желание добиться успеха и положения в социуме и нарушения психического равновесия, неустойчивость воли, настроения, связанные с кризисом семи лет.
Физиологической основой этого кризиса является эндокринный сдвиг, сопровождающийся бурным ростом тела, увеличением внутренних органов, вегетативной перестройкой. В поведении кризис проявляются капризность, нервозность, обидчивость, плаксивость, упрямство, кривлянье, «обезьянничанье», раздражительность, вспыльчивость агрессивность и конфликтность. Дети становятся непослушными и с трудом поддаются воспитательным воздействиям взрослых.
А несформированность мотивации, навыков и приемов учебной деятельности, низкая произвольность поведения и внимания и замедленный темп учебной деятельности приводят к школьной дезадаптации или ее нарушениям. У ребенка появляются негативное эмоциональное отношение к школе, двигательная расторможенность, трудности в общении с учителем и одноклассниками, высокая тревожность и низкая работоспособность.
Замещающие родители должны понимать причины подобного поведения ребенка в школе и помочь ему особенно в период адаптации через оказание ему необходимой учебной помощи дома, привлечения логопедов, дефектологов, психологов для коррекции его развития, формирования интеллектуальной сферы, поведенческой, коммуникативной.
Помимо этого, нервные и психические нарушения у детей вплоть до среднего школьного возраста в большинстве своём основаны на нарушениях психической сферы родителей. Трудности во взаимоотношениях родителей непременно отражаются в психике ребенка.
Авторитарность, доминирование и гиперопека, как и эмоциональное отвержение, наносят серьезный ущерб эмоциональному развитию ребенка.
Ошибкой родителей является стремление оградить ребенка от малейших трудностей и проявлений самостоятельности, что формирует инфантилизм ребенка, незрелость учебной мотивации, неумение преодолевать трудности и дальнейшая неуверенность по жизни. Не менее пагубно для ребенка и выстраивание с ним отношений в зависимости от школьных успехов, от его оценок, особенно если ребенок неуспешен и в общении преобладают упреки и наказания. Это может привести к отказу от посещения школы, невротическим и психосоматическим расстройствам. Неадекватные родительские амбиции порождают у ребенка тревожность, боязливость, которые мешают успешной учебной деятельности.
Исправить данную ситуацию поможет верный стиль общения в семье, основанный на взаимном доверии, уважении и принятии, поможет компенсировать многие школьные трудности.
Безусловно на успешность учебной адаптации и учебы вообще влияет следующее: опыт воспитания в жестокой, эмоционально отвергающей ребенка семье, отсутствие должного надзора и ухода за ребенком, появление нового члена семьи, утрата или болезнь близкого ребенку члена семьи, противоречивое воспитание, асоциальность семьи. Ситуация отрыва от кровной семьи, перемещение ребенка в замещающую семью или интернатное учреждение, вызывает стресс, в ситуации которого ребенку крайне сложно думать еще и об учебных успехах.
Педагоги и родители, желающие помочь школьнику справиться с трудностями, должны ориентироваться на уровень развития ребенка, зону его ближайшего развития, не перегружать трудными заданиями, так как безрезультатность усилий ребенка по их выполнению ведет к сильной фрустрации, агрессии по отношению к заданию, родителю, учителю, а в дальнейшем, вообще отказ от деятельности. Постоянная неуспешность в сочетании с социальным давлением со стороны взрослых может привести к психологическому срыву у ребенка.
К сожалению, многие учителя и родители не обращают внимания на невротические симптомы школьников. Проблемы детей, сложившиеся, но не разрешенные в младшем школьном возрасте, перейдут, усугубившись, в подростковый период.
Чтобы преодолеть школьные трудности у детей, переживших семейное неблагополучие, в работе с родителями и детьми проводим психолого- педагогическое консультирование по вопросам преодоления последствий материнской депривации, коррекции мыслительных процессов ребенка, памяти, внимания, проводим разнообразные практикумы, тренинги по коррекции неадекватных форм поведения ребенка, помогаем сформировать у детей конструктивные формы общения со сверстниками и взрослыми, проводим семинары для родителей по актуальным вопросам, связанным со школой, подключаем к работе других специалистов: логопедов, дефектологов, медицинских работников для достижения наибольшего эффекта в развитии ребенка и улучшения детско- родительских отношений. Практика данной работы показывает, что многие семьи успешно преодолевают учебные трудности и раскрывают свой внутренний потенциал и возможности без груза прежнего негативного опыта, своевременная помощь семьям помогает стать детям успешными в жизни.
Ребенок усваивает определенные модели социального поведения в раннем семейном опыте, именно этот опыт играет ключевую роль в развитии социальных навыков поведения и социального статуса среди сверстников. Дети, испытывающие социальное отвержение в начальной школе, представляют группу высокого риска дезадаптации в подростковом возрасте, и в дальнейшем. Доверительные же отношения в семье, любовь и забота по отношению друг к другу создают у ребенка ту основу безопасности, которая помогает ему преодолеть чувство тревоги, возникающее в новых или враждебных для него ситуациях. Если педагогические усилия школы, поддержка семьи и приемного ребенка, терпение и понимание учителей и родителей позволят «вытянуть» учебную ситуацию из кризиса и укрепить отношения ребенка с его семьей, они помогут ему поверить в свои силы, почувствовать себя «на равных» с другими, больше доверять взрослым и надеяться на лучшее. Это станет основой успешной благополучной жизни ребенка в семье и школе, предупредит многие проблемы с его поведением в подростковом возрасте.