Психологические рекомендации учителям по эффективному взаимодействию с учащимися
Особенности общения с тревожными учащимися
Не ставьте ученика в ситуацию состязания и соперничества, особенно при работе, учитывающей скорость;
Не сравнивайте с окружающими;
Если хвалите, важно, чтобы человек знал за что именно;
Чаще обращайтесь по имени;
Будьте последовательны в предъявлении требований.
Особенности общения с одаренными учащимися
Привлекать таких учащихся к сотрудничеству, предлагая им выступать в роли оппонента;
Чтобы включить в творческий процесс развития одаренного человека, необходимо создать ситуации, заставляющие искать новые пути решения, применять имеющиеся знания в нестандартной ситуации, делать собственные умозаключения;
Одаренные учащиеся очень самолюбивы, легко ранимы, поэтому, от преподавателя требуются личностные, душевные качества, а не только интеллектуальный и методический «багаж».
Особенности общения с учащимися, имеющими низкую мотивацию к обучению
Помогите ученику проследить межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов;
Предложите подготовиться по самостоятельно выбранной теме, выбрав доклад или какую-либо другую форму;
Оценивайте полученный результат, а не личность;
Сравнивайте настоящие успехи с предыдущими неудачами.
Особенности общения с гиперактивными учащимися
Используйте метод блиц-опросов, но ставьте при этом только хорошие оценки, либо не ставьте вовсе, обозначив это как принцип. У гиперактивных учащихся великолепная реакция – они могут быть успешными. Участие в блиц-опросах хорошая возможность исправить оценки и стимул к занятиям дома.
Особенности общения с инертными учащимися
Не требовать немедленного включения в работу, активность таких учащихся возрастает постепенно;
Следует понимать, что такие учащиеся не могут проявлять высокую активность в выполнении разнообразных заданий;
Не стоит требовать быстрого изменения формулировок, таким учащимся необходимо время на обдумывание нового ответа;
Поскольку инертные учащиеся с трудом отвлекаются от предыдущей ситуации (например, от дел, которыми были заняты в перерыве), не следует спрашивать их в начале занятия.
Особенности общения с эмоционально-нестабильными, агрессивными учащимися
В случае проявления агрессии, по возможности попытайтесь переключить внимание, предложить незначительное задание (помоги раздать листы, закрой дверь плотнее, найди Петра Ивановича и т.д.);
Контролируйте собственное эмоциональное состояние. Старайтесь дышать ровно, говорить тихо, но уверенно. Чем громче повышает голос собеседник, тем спокойней и монотонней должна быть речь;
Проанализируйте и по возможности, устраните из общения с учащимся, склонным к агрессии, способы и формы воздействия, вызывающие протестные реакции.
Особенности общения с учащимися, высказывающими мысли о суициде
Доверьтесь своей интуиции. Если Вы чувствуете суицидальные наклонности в данном ученике, не игнорируйте предупреждающие знаки;
Не предлагайте, того, что Вы не в состоянии сделать;
Сохраняйте спокойствие, и не осуждайте ученика, не зависимо от того, что он говорит;
Говорите искренне, задавайте вопросы. Вопросы о суицидальных мыслях не приводят к попыткам покончить счеты с жизнью, напротив они могут принести облегчение от осознания проблемы и возможности выговориться;
Постарайтесь оценить степень суицидального риска. Узнайте, есть ли у учащегося конкретный план действий. Наличие плана – знак реальной опасности;
Убедите учащегося в том, что есть конкретный человек, к которому можно обратиться за помощью (например психолог).