Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 9»
Мастер-класс по теме: «Психологические упражнения способствующие оздоровлению и развитию музыкально-ритмических способностей детей ОВЗ»
Подготовила: учитель внеурочной деятельности
Щурова О.Н.
Переславль-Залесский, 2023г.
Цель мастер - класса: познакомить учителей с комплексом приёмов и упражнений, способствующих созданию устойчивой мотивации и потребности в сохранении здоровья и развитию музыкальных и музыкально – ритмических способностей.
Задачи:
- познакомить участников с планом проведения мастер-класса, с целью и задачами;
- раскрыть содержание мастер класса по средствам выполнения комплекса приёмов, упражнений и заданий;
- показать практическую значимость использования данного комплекса приёмов, упражнений;
- убедить педагогов в целесообразности использования данных приёмов и упражнений в практической деятельности: при проведении праздников, развлечений, на уроках, факультативах и кружковой деятельности.
Практическая значимость: ознакомление с приёмами и упражнениями, в которых используются элементы здоровьесберегающих технологий: предлагаемый на уроках и вне урочное время. Упражнения можно использовать в целях развития музыкально – ритмических способностей и профилактики заболеваний задержки речевого развития, органов дыхания.
Продолжительность проведения: 20-25 минут.
Сценарий мастер-класса
Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то новое.
Дорогие коллеги! Приветствую Вас на мастер-классе, тема которого звучит так – «Психологические упражнения способствующие оздоровлению и развитию музыкально-ритмических способностей детей ОВЗ».
Наша работа будет направлена на знакомство с приемами и упражнениями по музыке и коррекционной ритмики внеурочное и урочное время. Эти приемы способствуют:
1. Укреплению опорно-двигательного аппарата детей через формирование правильной осанки, походки, красивой фигуры.
2. Развитие у детей основных двигательных качеств: координации движений.
3. Развитие и совершенствование единого музыкального темпа и ритма, упражнений.
4. Укреплению вырабатывать координацию согласования слова, движения и ритма при выполнении движений пальцев рук, артикуляционных и логоритмических упражнений.
5. Создание эмоционального фона у детей в процессе занятий.
6. Создание условий для развития и коррекции физических и психических процессов.
7. Развитие музыкальности.
Музыка и коррекционная ритмика является одной из своеобразных форм активной терапии, средством специально подобранных методов и методик, направленных на преодоление недостатков психомоторной, двигательной, познавательной и эмоционально – волевой сферы детей с ограниченными возможностями, средствами музыкально – ритмической деятельности и психоразвивающих упражнений, построенных на сочетании движений, музыки и слова.
Предлагаю вашему вниманию игры, упражнения, которые вы можете использовать на занятиях и в повседневной жизни детей для развития музыкальных и творческих способностей у детей.
Уважаемые коллеги, предлагаю погрузиться в детство и немного поиграть!
1.УГАДАЙ-КА!
Музыкальный ритм настолько ярко выражает мелодию, что по нему можно угадать знакомую песню или мелодию. Мы сейчас убедимся в этом.
Игра «Угадайте песню по ритмическому рисунку» (Палочки)
Звучит ритмический рисунок популярной песни В. Шаинского «Пусть бегут неуклюже» в исполнении участников с красными нотками на деревянных палочках. Предлагается зрителям назвать песню.
Такое упражнение развивает мышление, чувство ритма и слух у детей с ОВЗ.
2. Ритмическая игра «ЗАЙЧИКИ»
Зазвучали жесты наши,
А ведь так бывает
Координацию движений, ритм
В упражнениях развиваем.
Звучит полька «Добрый жук». Участники на каждую фразу поочередно выполняют ритмические движения, звучащие жесты: а)хлопок; б)шлепок по коленям; в)притоп; г)два пальчика над головой.
В таких играх используются звучащие жесты (хлопки, щелчки, шлепки, притопы), при этом у детей вырабатывается быстрота реакции, внимание, умение действовать коллективно, развивается координация движений.
3. Поем молча
Упражнение «Испорченная пластинка»
Исполняется фрагмент песни «Кузнечик» В.Шаинского и одновременно сопровождается пение ритмическими хлопками
Четная строка поется вслух, нечетная про себя.
В траве сидел кузнечик, вслух
В траве сидел кузнечик, про себя
Совсем как огуречик вслух
Зелененький он был. про себя
Представьте себе, представьте себе вслух
Совсем как огуречик. про себя
Представьте себе, представьте себе вслух
Зелененький он был. про себя
Такое ритмическое упражнение помогает развивать внутренний слух у детей.
4. Танцтерапия
Звуки мы изображаем с помощью движений.
Исполняем и творим с большим воодушевлением.
Приглашаю участников исполнить ритмическую турецкую детскую песню с движением «Арам – зам - зам»
Двигательное упражнение с пением, звучащими жестами «Арам зам-зам»
Арам Зам Зам, Арам Зам Зам, Гули, гули, гули, гули, гули, рам зам зам, Арам Зам Зам, Арам Зам Зам, Гули гули гули гули гули рам зам зам Ариба, ариба, гули гули гули гули рам зам зам Арафи Арафи гули гули гули гули рам зам зам | 1 хлопок по коленям, 3 хлопка в ладошки, вращают предплечьями на уровне груди, движения повторяются, поднять правую руку потрясти кистью руки, затем кистью левой руки,вращают предплечьями,1 шлепок по коленям, два хлопка |
Движение под музыку обладает положительным влиянием на психику. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.
5.Релакс
Упражнение "Куклы-марионетки"
Представьте, что к каждому их суставчику привязана нить. С начала все нити натянуты: "куклы" стоят с прямыми спинами и высоко поднятыми руками, так как к кончикам их пальцев тоже привязаны нити. Но вот я начинаю поочередно "отрезать ножницами" нити, идущие от пальцев, и они свободно опускаются. Когда "отрезаю" нити от локтей, свободно опускаются руки. Дальше "отрезаю" ниточки от головы, спины, коленей. Наша "марионетка" совсем расслабилась и либо села на корточки, либо мягко опустилась на пол).
Я- кукловод взяв в руки воображаемую ножницы отрезаю воображаемые нити, держащие конечности участников-марионеток.
Это упражнение учит детей релаксации (расслаблению).
Вывод. В музыкально-двигательных упражнениях ребенок одновременно исполняет и творит, так как он придумывает движения, исходя из характера, темпа, ритма, тембра предлагаемой ему музыки. Ребенок начинает осознавать музыку через движение.
Необходимым условием развития воображения, пластической выразительности является умение ребенка владеть своим телом, так называемая мышечная свобода. Психотерапевтическое воздействие основано на создании особой атмосферы эмоциональной теплоты, эмпатии, доверия в процессе работы.
В процессе коррекционной работы происходят следующие изменения:
Улучшаются: умение переключаться с одного движения на другое, координация движений, равновесие, ловкость, точность, реакция; улучшается настроение.
Снижаются: нервозность, суетливость, возбудимость, вялость мышечного тонуса, заторможенность.
Наша память сохраняет
10% из того, что мы слышим
50% из того, что мы видим
90% из того, что мы делаем
Нормализуются: звуко-произносительный, ритмический, тембровый, диатонический слух, зрительное восприятие.
Спасибо за внимание!