Итак, тема нашего занятия… Попробуйте догадаться, выслушав мой рассказ.
«Однажды я зашла в мастерскую, где что-то изготовляли на заказ. И услышала странный разговор продавца и заказчиков. «Вы заказывали жизнерадостное, бодрое? Пожалуйста, получите. Оно необходимо для праздников, субботников, турпоходов». «Вам что-нибудь для поэтического салона? Да-да, мы приготовили вам, как просили. А вам приготовлено тревожно-напряжённое».
– А на доске объявлений висело не менее странное объявление «Требуется настройщик!»
– Догадались, какой теме будет посвящено наше занятие? (Настроению.)
– Верно.
«Бывают чувства у зверей?
У рыбок, птичек и людей?
Влияет, без сомнения,
На всех нас настроение».
– Как настроение может влиять на нас всех?
Вступительное слово
С разным настроением вы все пришли сегодня в школу. Кто-то идёт сюда с грустью, вспоминая, что будет контрольная работа; кому-то радостно, что он увидит друга; кого-то утром обидел близкий человек, и он идёт в школу обиженный.
4. Основная часть
Работа над понятием «Настроение»
– У вас на столах лежат дневники настроения и пиктограммы Выберите пиктограмму соответствующую вашему настроению в данный момент и наклейте её на дневник настроения.
– Что такое, по-вашему, хорошее настроение? (Высказывания детей.)
– Слово «настроение» – от слов «строй», «настраивать». Звуки наших внутренних струн – эмоции. Они помимо нашего сознания, делают пометки в нашем настроении. Другими словами, наш организм все время в состоянии настройки, а результат – наше настроение. Настроение аналогично температуре тела, это – температура психики: нормальная соответствует жизнерадостности.
– От чего же зависит ваше настроение? (Дети предлагают варианты, психолог фиксирует их на доске):
от вас самих;
от других людей;
от погоды;
ни от чего не зависит.
Упражнение «Что может повлиять на моё настроение»
Заполните таблицу (таблица у каждого участника).
Предмет | Делает меня весёлым | Воспринимается без эмоций | Делает меня грустным |
1 | 2 | 3 | 4 |
Физическое состояние | | | |
Погода | | | |
Место | | | |
Одежда | | | |
Люди | | | |
Пища | | | |
ТВ передачи | | | |
Книги | | | |
Время дня | | | |
Домашние дела | | | |
Приятели | | | |
Школьные уроки | | | |
– Итак, что может повлиять на ваше настроение? Что из преложенного делает вас весёлым? А что грустным?
Упражнние «Настроение деревни»
– Прочитайте текст и определите, какое настроение у жителей деревни. Подчеркните слова, обозначающие названия настроений. Важно, чтобы ваше настроение не мешало вам так, как оно мешает жителям деревни.
Работа с картинками «Три настроения»
– Настроение у человека обычно соответствует его эмоциональному состоянию и может быть любым.
– Например, таким (показ картинки).
– Когда бывает такое настроение? (Когда в голову приходят отличные идеи, то настроение прекрасное, радостное).
– Когда бывает такое настроение? (Всем доволен, все получается).
– А такое настроение? (Всё плохо, с кем-то поссорился, кто-то обидел.)
– Что чувствуете при этом?
– Как выходите из грустного состояния?
– Нужно ли ждать, когда пройдёт плохое настроение?
– Что же делать, чтобы оно прошло? (Высказывания детей.)
Приёмы повышения настроения:
– Настроение можно создавать, изменять. Существуют приёмы повышения настроения, и вы наверняка их знаете и применяете. Вот некоторые:
Вспомните о хорошем;
Отвлекитесь – почитайте, послушайте музыку;
Посмотрите хороший фильм;
Совершите прогулку;
Сделайте физические упражнения;
Имейте также в виду, что на настроение влияет цвет;
Плохая освещённость.
Ознакомление учащихся с работой по дневникам настроения.
Настроение можно отследить в течение длительного времени.
– Существует наука о психологии цвета, а психологов, которые изучают воздействие цвета на человеческую психику, называют цветопсихологами. Цвет – близок нашим душам. Древние индусы считали человека цветоносным, а индейские йоги утверждают, что организм человека соткан из переплетающихся вибраций звуков и цветов. Сотни поколений учёных пытаются разгадать влияние цвета на наш внутренний мир. Как же воздействует цвет на человеческую душу?! (Психолог предлагает в течение недели с помощью цветодневника понаблюдать за своим настроением и поясняет значение каждого цвета).
Ситуация – проба «Успокой приятеля»
– Ваш приятель не в первый раз ссорится с друзьями по двору. У него портится настроение. Его мнение: «Все соседские мальчишки (девчонки) вредные и противные!»
Задание. Поднимите другу настроение, не обижая и не оскорбляя никого (работа в парах).
5. Рефлексия.
– Итак, что же будем делать, когда настроение вдруг испортилось?
– Отметим наше настроение на данный момент в дневниках.
6. Вручение «психологических зеркал».
Психолог вручает «психологические зеркала» с приёмами повышения настроения.