Психологический интенсив «Экология души»
Цель: профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагогов, снижение психоэмоционального напряжения.
Задачи:
Активизация эмоциональной сферы;
Групповая работа по осознанию проблемы профессионального выгорания;
Освоение приемов помощи в ситуациях стресса;
Актуализация ресурсов для изменения.
Содержание занятия
Упражнение «Головной убор»
Упражнение «Моё имя»
«Диагностика с помощью опросников»
Упражнение «Удовольствие»
Упражнение «Кинопроба»
Упражнение «Плюс-минус»
Упражнение «Калоши счастья»
Упражнение «Я в лучах солнца!»
Упражнение «Мне сегодня…»
Теоретическая часть
В нашей современной жизни появляются различные понятия, связанные с термином «экология» - социальная экология, инженерная экология, экология человека, глобальная экология, экология культуры, экология религии, экология сознания, экология души, экология духа. Это говорит о том, что интересы и внимание экологии вышли далеко за ее привычные биологические рамки. Таким образом, слово «экология» не является только биологическим термином, понятие экологии становится универсальной категорией и связано с безопасным существованием не только материального мира, но и мира духовного. Современная экология становится комплексной наукой, которая исследует не только связи живых организмов с окружающей средой, но и все виды взаимодействий в системе «человек - общество - природа». В последнее время становится значимой и актуальной проблема экологии души.
Классическая экология связана с охраной окружающей человека биологической среды. Экология же души - это охрана души от разрушения. Слишком много факторов в нашей повседневной жизни влияют на душу человека. Слишком часто мы проявляем нетерпение и агрессию к окружающим нас людям. Злость, несдержанность, импульсивность раздражительность чаще всего проявляются на фоне переутомления и психического напряжения.
Наука выделяет три стадии психического перенапряжения.
Первая стадия – нервозность. Она характеризуется капризностью (человек недоволен всем и вся, неустойчивостью настроения (в течение нескольких минут бурная радость может смениться унынием, внутренней раздражительностью (выражаемой мимикой и жестами, появлением болезненных ощущений в мышцах и во внутренних органах.
Вторая стадия – прочная стеничность. Её признаками являются нарастающая раздражительность (сопровождающаяся утратой самообладания, снижением самокритичности и усилением нетерпимости к недостаткам других, эмоциональная неустойчивость, напряжённость в ожидании неприятностей (воспринимается малейшее отклонение от привычного течения событий как критическая ситуация).
Третья стадия – астеничность. Она сопровождается снижением настроения, тревожностью, неуверенностью в своих силах, сильной ранимостью.
Профессия педагога требует большой выдержки и самообладания. От многочисленных контактов с другими людьми он испытывает большие нервно-психические нагрузки, которые проявляются в сильном эмоциональном напряжении, частых стрессах, «эмоциональном выгорании». Ситуации крайнего эмоционального напряжении приводят к прогрессирующему ухудшению состояния здоровья педагогов, поэтому они нуждаются в психологической поддержке, в обучении приёмам снятия эмоционального и мышечного напряжения.
Цель нашего интенсива: профилактика эмоционального и профессионального выгорания педагогов, снижение психоэмоционального напряжения.
Практическая часть
Педагог-психолог: Я рада, что мы смогли встретиться, и у нас появилась возможность немного расслабиться, отдохнуть, поиграть и попутно что-то узнать о себе и о коллегах.
А начнем нашу сегодняшнюю встречу мы со снятия напряжения.
Профессия педагога – стрессогенная. Он вынужден сдерживать собственные эмоции, контролировать действия и поступки, так как должен являть собой пример для детей. Поэтому педагоги часто жалуются на головную боль. Предлагаемое упражнение поможет снять неприятные ощущения.
Педагог-психолог: Станьте прямо, свободно расправив плечи, откинув голову назад. Постарайтесь почувствовать, в какой части головы локализовано ощущение тяжести. Представьте себе, что на голову надет тяжелый неудобный головной убор. Снимите его и выразительно, эмоционально бросьте на пол. Потрясите головой, погладьте ее руками, резким движением «бросьте» руки вниз.
Попробуйте написать свое имя головой в воздухе. (Это задание повышает работоспособность мозга).
Одним из распространенных стереотипов житейской психогигиены является представление о том, что лучшим способом отдыха и восстановления являются наши увлечения, любимые занятия, хобби. Число их обычно ограничено, т. к. у большинства людей есть не более 1-2 хобби. Многие из таких занятий требуют особых условий, времени или состояния самого человека. Однако существует много других возможностей отдохнуть и восстановить свои силы. Участникам тренинга раздаются листы бумаги, и предлагается написать 5 видов повседневной деятельности, которые приносят им удовольствие. Затем предлагается про ранжировать их по степени удовольствия. Затем объяснить педагогам, что это и есть ресурс, который можно использовать как» скорую помощь» для восстановления сил.
1. Перечислите пять моментов своей жизни, которыми вы гордитесь.
2. Выберите в своем списке одно достижение, которым вы гордитесь больше всего.
3. Встаньте и произнесите, обращаясь ко всем: «Я не хочу хвастаться, но...», и дополните фразу словами о своем достижении.
Вопросы для обсуждения:
Педагог-психолог:
Что вы чувствовали, делясь своими достижениями?
Как вам кажется, в момент вашего выступления другие испытывали то же, что и вы? Почему?
Зачастую мы не умеем себя хвалить, стыдимся этого, чувствуем себя неловко, хотя на самом деле это вполне нормально – озвучивать собственные успехи.
Педагог-психолог: Профессия педагога включает в себя много моментов педагогической деятельности. В своей работе педагоги встречаются как с положительными, так и с отрицательными моментами деятельности. Предлагаю Вам поделиться плюсами и минусами вашей работы.
Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности, вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.
Материалы: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.
Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета — плюсы своей работы.
Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал.
Рефлексия. Участники обсуждают, чего больше получилось — плюсов педагогической деятельности или минусов — и почему. Педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.
Педагог-психолог: «Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача - надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста».
Руководитель отчитал вас за плохо выполненную работу.
Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.
В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.
Вам дали классное руководство над слабыми детьми.
Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.
Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.
На работе задержали зарплату.
Можно сэкономить на чем-то.
Можно теперь сесть на диету.
По дороге на работу вы сломали каблук.
Хороший повод купить новые сапоги.
Большинство ваших учеников написали контрольную очень слабо.
Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.
Вы внезапно заболели.
Хороший повод отдохнуть.
Заняться наконец-то своим здоровьем.
Вам предстоит пройти курсы переподготовки и получить дополнительное образование.
Вам выпала честь представлять свою школу на конкурсе педагогического мастерства.
Вам срочно нужно подготовить номер с классом для городского выступления.
За последние 3 месяца Вы набрали «лишних» 12 кг.
Вы серьезно поругались с мужем и он с вами не разговаривает вот уже несколько дней, игнорирует.
Вам дали дополнительную нагрузку – кружковую работу.
Не готов дома ужин.
Рано просыпаетесь в выходной.
Вам предложили пойти в отпуск в неудобное для вас время.
Перенесли сроки прохождения аттестации на более ранние.
Вы опаздываете на работу, спешите и начинается проливной дождь, а зонта, как выясняется, нет.
Педагог-психолог: Трудно ли было найти положительные стороны в ситуациях? Что вы поняли для себя?
Если в жизни возникают трудности, вспомните о калошах счастья, мысленно примерьте их и подыщите положительные стороны в отрицательных ситуациях. Конечно, на пути к счастью будут встречаться препятствия, но вы же в счастливых калошах!
Цель: оптимизация самооценки, позитивного настроя на предстоящий день.
Педагог-психолог: «Нарисуйте на листе бумаги солнце так, как его рисуют дети: кружок посередине и множество лучиков. В кружке напишите свое имя и нарисуйте автопортрет. Вспомните сегодняшний день, и на каждом лучике напишите «Я сегодня молодец, потому что...» Такой рисунок можно повесить дома, на работе и добавлять лучи. Если станет плохо на душе, покажется, что вам ничего не удается и вы ни на что не годны, посмотрите на это солнышко и вспомните, что вы переживали, когда рисовали и подписывали каждый лучик.
Цель: рефлексия прошедшего тренинга.
Педагог-психолог: Предлагаю Вам завершить фразу: «Мне сегодня…» и ответить на вопрос, оправдались ли ожидания от занятия.
Педагог-психолог: Говорят карандаш обладает качествами, которые необходимы нам, если мы хотим прожить жизнь в ладу со всем миром.
Чтобы писать, приходится затачивать карандаш. Эта операция немного болезненна для него, но зато после этого карандаш пишет более тонко.
Следовательно, умейте терпеть боль, помня, что она облагораживает нас.
Если пользоваться карандашом, всегда можно стереть резинкой то, что считаешь ошибочным.
Запомните, что исправлять себя – не всегда плохо. Часто это единственный способ удержаться на верном пути.
В карандаше значение имеет не дерево, из которого он сделан и не его форма, а графит, находящийся внутри.
Поэтому всегда думайте о том, что происходит внутри вас.
Так же и мы оставляем следы своими поступками.
Наш интенсив «Экология души» подошел к концу и я надеюсь, что эти способы самоконтроля и улучшения настроения вы будете вспоминать и дома, и на работе и не забывать, что в домашних условиях для снятия стресса и всего негативного можно так же использовать: дыхательную гимнастику, ароматерапию, кинотерапию, музыкотерапию, медитацию, а снятию стресса помогают как смех, так и слёзы.
Не забывайте: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.
Спасибо всем за плодотворную работу!!!
Удачного продолжения рабочего дня!!!
Руководитель отчитал вас за плохо выполненную работу.
Вам дали классное руководство над слабыми детьми.
На работе задержали зарплату.
По дороге на работу вы сломали каблук.
Большинство ваших учеников написали контрольную очень слабо.
Вы внезапно заболели.
Вам предстоит пройти курсы переподготовки и получить дополнительное образование.
Вам выпала честь представлять свою школу на конкурсе педагогического мастерства.
Вам срочно нужно подготовить номер с классом для городского выступления.
За последние 3 месяца Вы набрали «лишних» 12 кг.
Вы серьезно поругались с мужем и он с вами не разговаривает вот уже несколько дней, игнорирует.
Вам дали дополнительную нагрузку – кружковую работу.
Не готов дома ужин.
Рано просыпаетесь в выходной.
Вам предложили пойти в отпуск в неудобное для вас время.
Перенесли сроки прохождения аттестации на более ранние.
Вы опаздываете на работу, спешите и начинается проливной дождь, а зонта, как выясняется, нет.
Способы избавления от эмоционального напряжения:
1 способ – сесть на психологическую диету!
Начните меняться! (Берёте своё состояние и пытаетесь изменить себя или свое отношение к ситуациям/проблемам).
Выработайте собственную стратегию (тренинговые упражнения, релаксация).
Каждое утро вспоминайте, что-то радостное и позитивное.
Немедленно выделите пространство для себя (примерно один час в день). Найдите альтернативное хобби (вязание, шитьё, можно покопаться в огороде) или настольные игры (карты, лото).
Создайте список доступных Вам удовольствий (должен превышать 10 пунктов).
Перед сном производите очистку фильтра (всегда помните то, что на работе, это на работе, а дома, это дома. Дома мы жёны, мамы, бабушки!).
2 способ — делать упражнения!
Идя на работу или же ещё куда-то нужно набрать в левый карман пуговиц, бусинок или орехов и каждый раз перекладывая из левого кармана в правый повторять в мыслях хорошие слова или что-то позитивное пока не закончатся все бусинки. Это упражнение надо проделывать каждый день. Перекладывая бусинки или пуговицы—это автоматически будите видеть только хорошее. Это упражнение необходимо делать около 3-х месяцев.
Массируйте точки для снятия напряжения:
Указательным пальцем помассировать между носом и верхней губой 10 раз.
Подбородок помассировать указательным пальцем
Где шея помассировать.
Руки потереть умывание и сброс.
Массировать пальцы на левой руке.
Нажать на большой и указательный палец.
Я сегодня молодец, потому что...
Способы избавления от эмоционального напряжения: 1 способ – сесть на психологическую диету! Начните меняться! (Берёте своё состояние и пытаетесь изменить себя или свое отношение к ситуациям/проблемам). Выработайте собственную стратегию (тренинговые упражнения, релаксация). Каждое утро вспоминайте, что-то радостное и позитивное. Немедленно выделите пространство для себя (примерно один час в день). Найдите альтернативное хобби (вязание, шитьё, можно покопаться в огороде) или настольные игры (карты, лото). Создайте список доступных Вам удовольствий (должен превышать 10 пунктов). Перед сном производите очистку фильтра (всегда помните то, что на работе, это на работе, а дома, это дома. Дома мы жёны, мамы, бабушки!). 2 способ — делать упражнения! Идя на работу или же ещё куда-то нужно набрать в левый карман пуговиц, бусинок или орехов и каждый раз перекладывая из левого кармана в правый повторять в мыслях хорошие слова или что-то позитивное пока не закончатся все бусинки. Это упражнение надо проделывать каждый день. Перекладывая бусинки или пуговицы—это автоматически будите видеть только хорошее. Это упражнение необходимо делать около 3-х месяцев. Массируйте точки для снятия напряжения: Указательным пальцем помассировать между носом и верхней губой 10 раз. Подбородок помассировать указательным пальцем Помассировать шею. Руки потереть - умывание и сброс. Помассировать пальцы на левой руке. Нажать на большой и указательный палец. | Способы избавления от эмоционального напряжения: 1 способ – сесть на психологическую диету! Начните меняться! (Берёте своё состояние и пытаетесь изменить себя или свое отношение к ситуациям/проблемам). Выработайте собственную стратегию (тренинговые упражнения, релаксация). Каждое утро вспоминайте, что-то радостное и позитивное. Немедленно выделите пространство для себя (примерно один час в день). Найдите альтернативное хобби (вязание, шитьё, можно покопаться в огороде) или настольные игры (карты, лото). Создайте список доступных Вам удовольствий (должен превышать 10 пунктов). Перед сном производите очистку фильтра (всегда помните то, что на работе, это на работе, а дома, это дома. Дома мы жёны, мамы, бабушки!). 2 способ — делать упражнения! Идя на работу или же ещё куда-то нужно набрать в левый карман пуговиц, бусинок или орехов и каждый раз перекладывая из левого кармана в правый повторять в мыслях хорошие слова или что-то позитивное пока не закончатся все бусинки. Это упражнение надо проделывать каждый день. Перекладывая бусинки или пуговицы—это автоматически будите видеть только хорошее. Это упражнение необходимо делать около 3-х месяцев. Массируйте точки для снятия напряжения: Указательным пальцем помассировать между носом и верхней губой 10 раз. Подбородок помассировать указательным пальцем Помассировать шею. Руки потереть - умывание и сброс. Помассировать пальцы на левой руке. Нажать на большой и указательный палец. |