Дата проведения: 15.05.2024
Психологический квест для педагогов детского сада
Ресурсные техники для профилактики эмоционального выгорания
Подготовили и провели:
Кабарухина В. В., педагог-психолог
Голыгина П. Ю., педагог-психолог
Педагоги заходят в зал и садятся на свои места
1 Ведущий. Синдром профессионального выгорания – самая опасная профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, врачей, – всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления американский психолог Кристина Маслач назвала свою книгу «Эмоциональное сгорание – плата за сочувствие».
Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки», или «освобождения» от них. Оно ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов человека.
Сейчас мы предлагаем снять напряжение с лицевой мускулатуры.
Упражнение «Муха»
Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты.
Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза.
Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое.
1 Ведущий. Молодцы! Предлагаем встать в круг и размять нашу телесность и мозг.
Упражнение «Эхо»
2 Ведущий. Каждый по кругу называет свое имя, сопровождая его жестом или движением всего тела, а группа как эхо повторяет это все за ним.
Упражнение «Подчеркивание значимости»
2 Ведущий. Упражнение выполняется в кругу с мячом. Участникам предлагается подумать и отыскать у своих коллег качества, вызывающие восхищение, уважение, симпатию. Обращение к своему коллеге начинается со слов: «Таня, мне в тебе нравится...» – и называется то личностное качество, которое было найдено. Таня, в свою очередь, должна назвать то чувство, которое возникло у нее в ответ на эти слова. Затем упражнение продолжает кто-либо другой из участников. И так до тех пор, пока каждый не выскажется.
Упражнение «Кинопроба»
2 Ведущий. Необходимо перечислить 1 момент своей жизни, которым вы гордитесь. Выбрать из своего списка одно достижение, которым вы гордитесь больше всего. Встать и произнести, обращаясь ко всем: «Я не хочу хвастаться, но...», и дополнить фразу словами о своем достижении.
Вопросы для обсуждения: Что вы чувствовали, делясь своими достижениями? Как вам кажется, в момент вашего выступления другие испытывали то же, что и вы?
2 Ведущий. Сейчас мы предлагаем потанцевать отдельными частями тела, мы включаем музыку, танцует та часть тела, которая звучит в песне. Участники стремятся максимально использовать в танце названную часть тела.
Упражнение «Танец отдельных частей тела» направлено на раскрепощение движений в суставах.
Под музыку участники становятся в круг
Упражнение «Лоб-пятка-ухо-колено-нос-талия-плечи-глаз-шея»
1 Ведущий. Сейчас отправляемся в танцевальное путешествие по странам. Предлагаем всем размещаться в удобном месте, если есть желание, можно закрыть глаза и прочувствовать и протанцевать то настроение, которое будет вас встречать. Садимся в самолет. Первая остановка – Испания. Следующие остановки – Италия, Куба, Индия, Африка, Арабские страны, Россия. Добро пожаловать в Россию! Предлагаем сейчас переместиться в следующее помещение и немного перевести дух и заняться творчеством.
Упражнение «Танцевальное путешествие по странам»
Ведущий предлагает педагогам пройти в групповое помещение и сесть за столы
2 Ведущие. Возьмите цветные карандаши и чистый лист бумаги. Расслабленно, левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом полностью погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Попробуйте представить, что вы переносите ваше негативное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончив рисунок, переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5 – 7 слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы слова возникали без специального контроля с вашей стороны. После этого еще раз посмотрите на ваш рисунок, как бы заново переживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием, эмоционально разорвите листок, выбросьте в урну.
Вы заметили? Всего 5 минут, а ваше эмоционально неприятное состояние уже исчезло, оно перешло в ваш рисунок, и было уничтожено вами.
Упражнение «Настроение»
Ведущий раздает педагогам листки бумаги с черно-белым изображением трещин
Ведущий знакомит педагогов с инструкцией
2 Ведущий. Посмотрите на трещины, изображенные на этом рисунке. Что вы можете добавить к ним, чтобы эта картинка приобрела законченный вид? Дорисуйте.
Диагностика стресса (эмоциональное здоровье)
Тест «Трещины»
После теста Ведущий делает вывод
2 Ведущий. Самое первое, на что следует обратить внимание, – это на сами трещины. Если вы ОБВЕЛИ ВСЕ ТРЕЩИНЫ, ЯРКО ВЫДЕЛИВ ИХ, то это говорит о том, что в данный жизненный момент вы испытываете стресс, сильно взволнованы или обижены. То есть вас переполняют отрицательные эмоции.
Если вы ВЫДЕЛИЛИ только ОДНУ или НЕСКОЛЬКО ТРЕЩИН, то можно предположить, что вы чем-то озабочены, о чем-то переживаете, однако ваше состояние нормальное, вы можете справиться со своей проблемой без посторонней помощи.
Если вы НАРИСОВАЛИ МНОЖЕСТВО НОВЫХ ТРЕЩИН в дополнение к уже имеющимся, то это говорит о том, что вы медленно погружаетесь в пучину отчаяния. Вы не можете найти выход из сложившейся жизненной ситуации и отказываетесь от борьбы, замыкаясь в себе и зацикливаясь на своих переживаниях.
Если вы НАРИСОВАЛИ КАКОЙ-НИБУДЬ ПРЕДМЕТ между трещинами или поверх них, то это говорит о вашем жизнелюбии и нежелании опускать руки в трудную минуту. Вы не собираетесь поддаваться отчаянию. Вы эмоционально здоровый человек.
Если вы НАРИСОВАЛИ ЖИВОТНОЕ ИЛИ ЧЕЛОВЕКА поверх трещин или между ними, то это говорит о том, что в настоящее время вы находитесь в смятении чувств, вам плохо, однако вы стараетесь не думать о своих проблемах, гоните от себя прочь тяжелые мысли.
Если вы ЗАКРУГЛИЛИ, СМЯГЧИЛИ КОНЕЦ КАЖДОЙ ТРЕЩИНЫ, то это говорит о вашем нежелании смотреть правде в лицо, вы твердите всем и каждому, что у вас все в порядке, что у вас нет проблем, и даже сами в это верите. Однако проблемы у вас есть, и немаленькие. Вы близки к нервному срыву, и если вы будете и дальше игнорировать свои проблемы, предпочитая думать, что их не существует, то очень скоро нервный срыв последует.
Если вы ЗАКЛЮЧИЛИ ТРЕЩИНЫ В ОДНУ БОЛЬШУЮ ФИГУРУ, то это говорит о вашем здравомыслии и трезвом взгляде на жизнь. Вы умеете справляться с любыми неприятностями, и если иногда и переживаете, то ваши эмоции все равно не выходят из-под контроля. Если ваши трещины ЗАКЛЮЧЕНЫ В КВАДРАТ, то вы склонны к самоанализу и рефлексии, ваши эмоции всегда подчиняются вашему разуму. Если же ваша фигура имеет ОКРУГЛЫЕ ОЧЕРТАНИЯ, то, скорее всего, вы справляетесь со своими эмоциями, изливая их на других.
Ведущий предлагает педагогам пройти в музыкальный зал и встать в круг
1 Ведущий. Предлагаю Вам встать прямо и сосредоточить внимание на правой руке, напрягая ее до предела. Через несколько секунд напряжение сбросить, руку расслабить. Проделать аналогичную процедуру поочередно с правой и левой рукой, правой и левой ногами, поясницей, шеей.
Упражнение «Напряжение – расслабление»
После выполнения упражнения Ведущий предлагает педагогам
разместиться на удобном для него месте и расслабиться
Медитация
1 Ведущий. Возвращаемся в рабочее состояние, предлагаем пройти к столику и вытянуть любую карту, мысленно задав интересующий вопрос. Ответ не всегда нужно воспринимать буквально, отнесись к подсказкам философски. Внизу каждой карты расположена аффирмация (позитивное вдохновляющее утверждение). Это ваше тайное оружие для усиления исполнения желания. При многократном повторении фразы создаем положительные изменения в своем мышлении и привлекаем энергетические потоки.
Карта-желания «Твоя Вселенная»
Рефлексия «Алфавит»
Шаблон алфавита, к каждой букве придумать способ решения эмоциональных проблем
Ведущие благодарят педагогов за участие в квесте