СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологический практикум для родителей "Радость воспитания. Способы выражения родительской любви"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

      Актуальность: данная методическая разработка  занятия  поможет педагогам-психологам, классным руководителям, воспитателям, старшим вожатым, заместителям директоров по УВР  в организации работы по гармонизации родительско-детских отношений. 

       Цель: выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями;  помочь родителям проанализировать своё родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребёнка, формах проявления  любви к нему;

      Задача: помочь участникам обратиться к своим чувствам, проанализировать своё отношение к детям.

     

Просмотр содержимого документа
«Психологический практикум для родителей "Радость воспитания. Способы выражения родительской любви"»

МБОУ «Нердвинская средняя общеобразовательная школа»


Психологический практикум для родителей

«Радость воспитания»

Способы выражения родительской любви


(Н.К.Уфимцева, учитель русского языка и литературы, педагог-психолог)


Актуальность: данная методическая разработка занятия поможет педагогам-психологам, классным руководителям, воспитателям, старшим вожатым, заместителям директоров по УВР в организации работы по гармонизации родительско-детских отношений.

Цель: выявить особенности взаимоотношений между детьми и родителями;  помочь родителям проанализировать своё родительское поведение, заострить внимание на положительных моментах воспитания ребёнка, формах проявления  любви к нему;

Задача: помочь участникам обратиться к своим чувствам, проанализировать своё отношение к детям.

Необходимые материалы: ручки, цветные карандаши, фломастеры, тетради или листы формата А4 на каждого участника, компьютер, презентация, музыкальное сопровождение, стулья (по количеству участников)

Литература: «5 языков любви» Чемпен Гэри

Газета «Школьный психолог»,

О.В.Хухлаева «Тропинка к своему Я», Уроки психологии в средней школе



Ход занятия

  1. Приветствие. Упражнение «Ладошка…»

Ведущий приветствует всех участников занятия, представляется, затем просит каждого участника поздороваться друг с другом с помощью ладошек.

Добрый день, уважаемые родители! Я благодарю Вас, за то, что Вы пришли на встречу.

Давайте поприветствуем друг друга. Прошу встать всех в круг и поздороваться друг с другом с помощью ладошек.

Ладошка – один из самых чувствительных органов человека. Касаясь ладонью другого человека, мы передаем ему своё тепло, нежность, заботу, предлагаем свою помощь, поддержку, оказываем свое доверие и проявляем симпатию друг другу.

(Участники собрания встают в круг, воспитатель предлагает поздороваться друг с другом с помощью ладоней, показывая, как это можно сделать, читает стихотворение.)

Мы ладонь к ладони приложим

И всем дружбу свою предложим.

Улыбнемся друг другу и соединим свои руки крепким рукопожатием.

(соединяют руки)

Будем вместе мы играть,

Деток наших поднимать.

(поднимают руки вверх)

Чтобы добрыми, умными стали,

Маму с папой чтоб уважали

И всегда всем- всем помогали. (один за всех и все за одного)

Мы друг друга обижаем? Нет-нет-нет (грозим пальчиком)

Мы друг друга уважаем? Да-да-да (хлопаем в ладоши)

(размыкают руки)

Хором: Вместе мы - сила (обнять друг друга)


Забудьте на время о том, что вы взрослые, станьте детьми и давайте немного поиграем.

1) Игра «Гномики» (Задача: совершенствование навыков координации и взаимодействия на психомоторном уровне. Развитие воображения и эмпатии).

Мамы и учителя будут большими гномиками, дети маленькими. Закроем глаза. Слушаем меня внимательно. Начинают движение вправо по кругу большие гномики (ногами 1 – 2) по очереди. Теперь большие гномики побежали (1-2-3). А сейчас маленькие гномики побежали (1-2-3-4). Гномики бегут, потому что надвигается большая туча. Вот уже пошли первые крупные капли дождя – большие гномики выполняют 1 хлопок – по очереди. Дождь усиливается (2 хлопка). Сильный ливень (3 хлопка). Дождь начал стихать постепенно. (2 хлопка). Маленькие гномики решили убежать (1-2-3-4). Последние капли дождя (1).

2) Игры в парах и в круге:

а) Встать спиной друг к другу и, не держась ни за что, присесть, потом снова встать.

б) Встать в круг, повернуться на 90 градусов, подойти как можно ближе, обхватить друг друга за пояс и сесть в круге.

в) Взяться за руки, отклониться назад, насколько возможно и покачаться. Это упражнение на доверие.

Итог: Вот теперь мы с вами познакомились поближе, узнали друг друга получше, подружились. Как вы поняли, такие игры способствуют сплочению и семьи, и классного коллектива.

  1. Составление правил группы.

Под руководством ведущего группа знакомится с правилами: конфиденциальность, доверие, Я-высказывания, активность, возможность сказать «нет» и пр.

  1. Постановка темы и цели занятия. У нас сегодня практикум. Так что сегодня минимум теории, максимум – проактики. Будем выполнять практические занятия.

  2. Актуализация знаний.

  3. Тематическая разминка (выполняет функцию психологического запуска темы)

  4. Просмотр видеоролика «Р.Рождественский «Всё начинается с любви»

Ведущий: Каждому из нас природа подарила бесценный дар – жизнь и радость материнства. Мы редко над этим задумываемся. Давайте порадуемся друг за друга и подарим улыбки – Упражнение «Я дарю улыбку маме!» - отмечаем какое-то положительное качество мамы)

(Упражнение: «Мне кажется, вы … мама»)



Например, ведущий говорит: «Женя! Я дарю свою улыбку тебе, потому что ты добрая мама!» Или: «Маргарита! Я дарю свою улыбку Тебе, потому что, мне кажется, ты всем мамам мама!»


 Участники по кругу передают «Волшебный цветок» и говорят соседу справа, какая она, по его мнению, мама (добрая, строгая, заботливая, внимательная, любящая, жёсткая, умная, невнимательная, грубая и т.д.).

3. Упражнение «Руки»:
Одна мама в центре круга с закрытыми глазами. Остальные по кругу прикасаются к ее рукам. Мама должна определить, кто прикоснулся к ее рукам: мягкая мама или строгая (жесткая).  

4. Вспомним пословицы и поговорки, в которых говорится о семейном воспитании

- Если ребенка не научишь в пеленках, то не научишь и в подушках.

- Что учат дома дети, то знают и соседи.

- Умел дитя родить, умей и научить.

- Какой ясень - такой забор, какой отец - такой и сын.

- Яблоко от яблони не далеко падает.

Не тот батька, кто родил, а тот, кто уму — разуму научил.
Щенок у матери лаять учится.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Оттого парень с лошади свалился, что отец криво посадил.
Где в семье лад, там ребят хорошо растят.
Кто родителей почитает, тот век не погибает.
Изба детьми весела.
Птица рада весне, а дитя матери.
Когда дети стоят на голове, родители встают на уши.
Не устанешь, детей рожаючи, устанешь, на место сажаючи.
Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет.
Полна хата детей, так и счастливо в ней.
Отец и мать — священные слова.
Плохо ветвям без ствола.
Ребенок без матери — что стол без скатерти.
Детушек воспитать — не курочек пересчитать.
Детей учить — не лясы точить.
Со своими детками до времечка, а с внучатами — до гробовой доски.
Умел дитя родить, умей и научить.
Корми сына до поры: а придет пора — сын тебя покормит.
Все купишь, а отца-матери не купишь.
Кому родить, тому и кормить.
Отца и матери на всю жизнь не хватит.
С ребятами горе, а без них — вдвое.
Птицы в гнезде до осени, а дети в дому до возраста.
От плохого семени не жди доброго племени.
От осины не растут апельсины.
Какова хата, таков и тын, каков отец, таков и сын.
Кто от кого, тот и в того.
У доброго батюшки добры и детки.
Все равны детки — и пареньки, и девки.
При солнышке тепло, при матери добро.
Маленькие дети — руки болят, большие дети — сердце.
Мёд сладок, а ребенок еще слаще.
И ворона воронят хвалит.
Материнская ласка конца не знает.
Свой дурак дороже чужого умного.
Материнская молитва со дна моря вынимает.
Где мир да лад, там и Божья благодать.
Везде хорошо, но дома лучше.



5. Групповая  работа. «5  основных  ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали».

    • Пусть каждый из вас вспомнит и запишет 3 – 5 ошибок  в воспитании, которые вы когда-либо совершали. У вас 2 минуты. Объединитесь в группу, обсудите и выберете 3 общие ошибки в воспитании. Запишите их на листе. Готовьтесь. (По истечении времени представитель  группы докладывает о работе. После информации всех групп выделяются и обсуждаются  общие ошибки.)

- Современные педагоги выделили  5 основных  ошибок в воспитании, которые все когда-либо совершали. Давайте сравним свои выводы с выводами специалистов (не буду больше любить, безразличие, навязывание роли, нет времени, слишком мало ласки)

6.   «В каких проявлениях любви нуждаются дети».

- Было бы неправильно оставить всё так, как есть. Мы обратились к ошибкам  семейного воспитания,  а теперь давайте рассмотрим  наши достоинства, которых, я убеждена, намного больше. Сейчас вы вновь поработаете в группах.

Упражнение «Солнышко любви» (3 мин.)
Возьмите на столах листы бумаги с нарисованными на них солнышками.
В центре солнышка напишите свое имя. Теперь на каждом лучике напишите ответ на вопрос: «Чем я согреваю своего ребенка, как я проявляю к нему свою любовь? » (Например, улыбкой, я часто обнимаю своего ребенка, зная как это важно для него).

Недавно школьники 5 – 9 классов писали мини-сочинения на тему «Если бы я был мамой (папой), то проявил свою любовь к ребенку так…». Мне хочется зачитать рассуждения ваших детей. Я думаю, что всем  родителям будет над чем поразмыслить. Но не забывайте о секретности данной информации и не обсуждайте её с ребенком. Эта информация лично для вас.

Одним из замечательных способов выражения родительской любви являются объятия. Медики и психологи единогласно пришли к заключению, что объятия крайне необходимы в семье. Они не портят характер людей, всегда доступны, всем приятны и необходимы людям любого возраста. Считается, что 4 – 5 объятий в день – для выживания, 8 – 10 – для поддержки, 12 – 15 – для роста и развития ребёнка.


6. «Слова любви» (5-7 мин)
Каждому родителю предлагается создать список слов, с помощью которых можно выразить свою любовь к ребенку.
Постараться придумать как можно больше слов. Каждый участник добавляет свои слова к словам первого родителя, который зачитывает свой список полностью.

Учитель вручает родителям памятки «55 способов сказать ребёнку: «Я тебя люблю!»

Рекомендация книги «5 языков любви» Чемпен Гэри. Он утверждает, что существует 5 языков любви: Слова поощрения, Время, Подарки, Помощь, Прикосновения. (см. далее)

(Зачитываются выдержки из книги «5 языков любви» Чемпен Гэри)

Притча «Бог и глина»

Слепил из глины человека Бог.

Работал долго, тщательно - старался.

Еще один шлепок, еще мазок - готово, вроде.

Только глядь - остался

Кусочек маленький. "Чего бы из него

Тебе слепить?" - спросил Бог человека.

"Слепи мне счастье, только и всего,

Такое, чтоб не кончилось до века!"

Бог покрутил кусочек так и сяк,

Подумал малость, почесал щетину.

Но творческий запал, увы, иссяк,

И человеку он оставил глину.

Бог много видел, многое он знал,

Но он не ведал, что такое счастье.

А потому сказал: "Лепи, брат, сам!

Теперь уже без моего участья!"


Уважаемые родители! Каждому из вас Бог уже подарил счастье – это ваши дети. И тот маленький кусочек глины он вам тоже оставил. Делайте мазки, творите!

Мы вам тоже желаем счастья, не иначе.

Лепите его сами, Бог вам в помощь, и удачи!


В заключение - Упражнение «Аплодисменты»

(Цель: снятие эмоциональной усталости, улучшение настроения) .

Психолог. Мы с вами хорошо поработали. И в завершение я предлагаю представить на одной ладони улыбку, на другой - радость. А чтобы они не ушли от нас, их надо крепко соединить в аплодисменты.

Рефлексия (на сердечках): Продолжи фразу: «Я понял(а), что…», «Меня порадовало…», «Хочу сказать спасибо…», «В следующий раз хотелось бы», «Главная жизненная мудрость…»

Спасибо! До новых встреч! И помните: «Всё начинается с любви!»

Приложение

Чемпен Гэри «5 языков любви»



Большинство родителей искренне любят своих детей. Но быть искренним мало. Нужно найти общий язык.

Посмотрим, как говорить с ребенком на его языке.

Слова поощрения

Пока дети маленькие, родители не скупятся на ласковые слова. Они восхищаются младенцем: «Ах! какие у нас глазки (ушки, волосики)!» Ребенок начинает ползать, родители – в восторге. Он учится ходить, папа и мама подбадривают его: «Вот так! Давай! Молодец!» Если, споткнувшись, малыш упадет, вряд ли он услышит: «Вот растяпа! Под ноги смотри!» Родители скажут: «Ничего! Умница!» Он встанет и пойдет дальше.

Ребенок подрос, и почему-то похвала уступает место замечаниям. Ваш семилетний сын разбросал игрушки, вы просите навести порядок. Вернувшись через пять минут, вы видите: половина игрушек все еще на полу. Что вы скажете? «Сколько раз повторять! Немедленно убери, а то…» Но ведь он уже начал уборку. Почему же не похвалить его? Тогда и остальные игрушки живо встанут по местам. Ребенок взрослеет, и все реже мы хвалим его, мы видим только ошибки.

Ребенок взрослеет, и все реже мы хвалим его, мы замечаем только ошибки.

Если его родной язык – слова поощрения, критика ему противопоказана. Пройдет двадцать лет, а у него в ушах будет звенеть: «Какая же ты толстая! Ну, кто на тебя посмотрит?», «Тупица! Как тебя до сих пор из школы не выгнали?», «Такой, как ты, ничего не добьется в жизни». Вы внушаете ему, что он не достоин ни любви, ни уважения, вы калечите его на всю жизнь.

Время

Проводить с ребенком время – значит отдавать ему все ваше внимание. Если он еще мал, вы можете, сидя на полу, катать с ним мячик. С ребенком постарше играть в куклы, в машинки, строить замки в песочнице. Возможно, вы думаете: не пристало серьезному человеку заниматься такой ерундой. Постарайтесь понять, сейчас вы не хотите войти в его мир, потом он сам не впустит вас туда.

Ребенок взрослеет, у него появляются новые интересы. Пусть они станут и вашими. Ему нравится баскетбол – он должен понравиться и вам, играйте с ним, водите его на матчи. Он играет на пианино – сядьте рядом, когда он занимается, и слушайте. Если вы внимательны к ребенку, он чувствует, что важен для вас, что вам приятно быть с ним.

Многие не помнят, что говорили им в детстве родители, но помнят, что те делали. Один мужчина сказал мне: «Когда я играл в школьной команде, отец не пропустил ни одного матча. Его интересовало все, что касалось меня». Для этого человека родительское внимание значило очень много. Если это родной язык вашего ребенка, и он знает, что вы говорите на нем, возможно, даже в переходном возрасте ему захочется чаще бывать с вами, а не в уличной компании. Если сейчас вам жалко времени для него, вы жалеете для него времени сейчас, не удивляйтесь, что потом он от вас отвернется.





Подарки

На этом языке любви говорят все родители. И многие считают, что он единственный. Загляните в магазин игрушек, и вы убедитесь: если средства позволяют, детей заваливают подарками. Одному кажется, что это лучший способ выразить любовь. Другой хочет дать ребенку все, о чем сам мечтал в детстве. Однако, если ребенок не говорит на этом языке, никакие подарки не заставят его почувствовать вашу любовь.

Если подарки быстро надоедают ребенку, если он не бережет их, если никогда не похвалит новую игрушку и даже забывает сказать спасибо – вряд ли подарки его родной язык. Напротив, если ребенок благодарит вас, если показывает подарок приятелям и хвалит вас, если хранит его на видном месте, подолгу с ним играет, наверное, это его родной язык. Как быть, если подарки – родной язык вашего ребенка, а вы недостаточно обеспечены? Помните, «дорог не подарок, дорого внимание». Для ребенка самодельные игрушки иногда дороже магазинных. Часто малышам больше нравится играть с коробочкой, в которой лежал подарок, чем с ним самим.

Вы можете подбирать сломанные игрушки и вместе с ребенком чинить их. Дарить подарки могут не только богатые.



Помощь

О маленьком ребенке нужно заботиться все время. Без нашей помощи он погибнет. Родители кормят его, купают, пеленают, стирают и гладят ползунки. Все это требует много сил. Ребенок подрос – появляются новые заботы: собрать завтрак, отвести в школу, проверить домашние задания. Обычно дети воспринимают эти хлопоты, как должное. Но некоторые видят в них любовь.

Присмотритесь к вашему ребенку. Как он сам выражает любовь? Это поможет вам определить его родной язык.

Если ребенок благодарит вас за любую мелочь, которую вы сделали для него, значит, ваша забота ему важна. Помощь означает любовь. Он радуется, что вы помогаете ему с уроками, не только из-за отметок. Он говорит себе: «Меня любят». Вы чините ему велосипед, он счастлив не только потому, что снова сможет кататься. Если ребенок во всем старается помочь вам, возможно, помощь его родной язык.



Прикосновения

Все мы знаем, как важны для детей прикосновения. Младенцы, которых часто берут на руки, развиваются быстрее, чем те, которые не знают ласки, утверждают врачи. Малышей держат на руках, укачивают, целуют, обнимают. Задолго до того, как они узнают слово «любовь», они любовь чувствуют. Ребенку хочется ласки. С подростком сложнее. Ему может не нравится, что его целуют, как маленького, особенно если рядом приятели. Если он отталкивает вас, это вовсе не значит, что прикосновения ему не нужны.

Если подросток то и дело берет вас за локоть, пытается в шутку бороться и каждый раз, когда вы проходите мимо, хватает вас за ногу – значит, прикосновения важны ему.

Присмотритесь к вашему ребенку. Как он сам выражает любовь? О чем чаще всего просит? Что ему нравится? Все это поможет вам определить его родной язык.

Моя дочь говорит на языке времени. Уже совсем маленькой она любила гулять со мной. Потом, она поступила в школу для девочек в Салеме, одну из самых старых в стране. Три раза в неделю я приезжал к ней, и мы исследовали живописные окрестности этого города, которому уже больше двухсот лет. Мы шли по вымощенным булыжником улицам, сворачивали на старое кладбище. Казалось, мы попали в прошлое. Мы садились и вели долгие разговоры. Теперь моя дочь взрослая, она врач, но когда она приезжает к нам, первое, что я слышу: «Папа, пойдем гулять». И я соглашаюсь.

Сын гулять не любит. Он повторяет: «Зачем ходить пешком, если можно поехать на машине?»

Он не видит в этом смысла, время не его родной язык. Нельзя слепо следовать советам, которые вы услышали от психологов или вычитали в книгах по воспитанию. Все дети разные. Не надо стричь их под одну гребенку. Там, где один увидит любовь, другой никакой любви не увидит. Если бы я таскал своего сына на прогулки, вряд ли ему понравилось бы это. Чтобы рассказать своему ребенку, как вы его любите, научитесь его языку.

Я верю, все родители любят своих детей. Я знаю, у многих отношения с детьми не складываются, потому что они говорят на разных языках. Тысячи детей живут с пустыми сосудами любви. Уверен, в этом причина детских проступков. Еще не поздно все поправить. Если ваш ребенок уже взрослый, а вы только сейчас поняли, что всю жизнь говорили с ним не на том языке, скажите ему: «Знаешь, я прочел книгу о том, как выражать любовь, и понял, что все делаю не так. Я стараюсь, но ты ничего не замечаешь, потому что мы говорим на разных языках любви. Мне кажется, твой родной язык – …(и назовите его). Я очень тебя люблю, надеюсь, вскоре ты и сам увидишь это». Объясните ему, какие языки любви еще существуют, обсудите это с ним.

Может, вам кажется, что дети не любят вас. Если они уже достаточно взрослые, поговорите с ними, расскажите им о языках любви. Возможно, вас ждет сюрприз. Как знать, может, они будут рады выучить ваш родной язык, и ваши отношения станут гораздо лучше. Как хорошо жить в доме, где каждый знает, как выразить другому свою любовь.