СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологический тренинг для педагогов «Психологическая компетентность педагога ДОУ. Профилактика педагогического выгорания»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тренинг для педагогов 

Просмотр содержимого документа
«Психологический тренинг для педагогов «Психологическая компетентность педагога ДОУ. Профилактика педагогического выгорания»»



муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное

учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 20»



Психологический тренинг для педагогов «Психологическая компетентность педагога ДОУ. Профилактика педагогического выгорания»





































Подготовили:

Педагоги- психологи

Зайцева Е.С.

Тененёва И.А.





  1. Психологическое упражнение "Какой вы персонаж сказки?"

Цель: Расширить представления о человеке, поиск его ресурсных сторон и потребностей.

Вам нужно подумать и выбрать любой персонаж любой сказки, но с одним условием, вы себя с ним ассоциируете. То есть по каким-то причинам он вам близок, он похож на вас, он эмоционально резонирует с вами.

2.Арт-техника «Сосуд ресурсов»

Цель: Данное упражнение полезно, когда клиенту необходимо активизировать ресурсы, дать опору, когда клиент испытывает длительный стресс, нагрузки, как эмоциональные, так и физические, когда не хватает сил для того, чтобы достигать, воплощать свои цели.

Алгоритм выполнения: Нарисуйте любой сосуд (кувшин, кубок, ваза, чайник) произвольной конфигурации и размера, который будет на символическом уровне наполнен Вашими периодами жизни при помощи узоров, орнаментов или просто абстрактными рисунками.

Обсуждение: (все вопросы задавать не обязательно, смотрим по ситуации).

  • Посмотрите на свою работу, какие цвета преобладают? О чём это для Вас?

  • Каких недостаточно на Ваш взгляд? С чем это может быть связано?

  • Какие чувства у Вас возникают по поводу вашей жизни, глядя на картину в целом?

  • Расскажите, какие периоды жизни Вы поместили в сосуд? Как они отображены на Вашем рисунке, какими символами, цветами? Про что это для Вас? Почему Вам было важно изобразить данный период именно так?

  • Какой из периодов жизни является самым значимым, ценным для Вас?

  • Как изменилось Ваше состояние после проделанной работы? С чем уходите?


Итак, что же такое «Синдром эмоционального выгорания»?

Эмоциональное выгорание – это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия.

Перечень основных и факультативных признаков этого синдрома:

1) истощение, усталость;

2) психосоматические осложнения;

3) бессонница;

4) негативные установки по отношению к своей работе;

5) пренебрежение исполнением своих обязанностей;

6) уменьшение аппетита или переедание;

7) негативная самооценка;

8) усиление агрессивности (раздражительности, гневливости, напряженности);

9) усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);

10) чувство вины.


3.Дыхательные упражнения для снятия стресса

Упражнение «Дыхание» животом».

Первое, что нужно сделать – это сесть в удобное для Вас положение. Выпрямить спину и приподнять подбородок чуть вверх. Сделайте медленный полный вдох через нос так, чтобы сначала наполнить воздухом живот, а затем грудную клетку. Ненадолго задержите свое дыхание. Дальше уже на выдохе сначала расслабляйте и опускайте грудь, а потом уже слегка втягивайте живот. Выполните 10–15 циклов, стараясь при этом сделать как можно глубже вдох.

4.Психологические упражнения в борьбе со стрессом

Упражнение «Внутренний огонек».

Необходимо 5 минут для снятия стресса данным способом. Для этого упражнения используется методика визуализации, направленная на представление светлого луча, появляющегося в верхней части головы и медленно движущегося сверху вниз, освещая лицо, руки, плечи приятным теплым сиянием. Представлять следует не только свет, но и его благотворное воздействие: исчезновение морщин, угасание напряжения, зарядка внутренней силой;

Упражнение «Вопросы к самому себе».

Цель: рационализация страхов и тревог, снижение ситуационной тревожности.

Когда чувствуете, что сталкиваетесь с какой-либо проблемой, и тем более, преувеличиваете ее значение, задайте себе следующие вопросы:

• Это на самом деле большое дело?

• Подвергается ли в данный момент риску что-то по-настоящему важное?

• Действительно ли это хуже, чем все то, что было прежде?

• Покажется ли это таким же важным через 2 недели, полгода, год, 10 лет..?

• Стоит ли это того, чтобы так переживать?

• Стоит ли за это умереть?

• Что может случиться, если не справлюсь?

• Могу ли я справиться с этим?

Помните, что ваши нервы и психическое здоровье дороже всех проблем мира!

5.Физические упражнения на расслабление.

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Упражнение «Мороженое».

Встаньте прямо, руки поднимите вверх. Вытянитесь и напрягитесь, чтобы почувствовать это всем телом. В таком состоянии задержитесь на несколько минут, чтобы привыкнуть к напряжению и даже устать от него. Представьте, что вы заморожены, будто мороженое. Теперь вообразите, что над вами появилось солнце, а его лучи начали вас греть. Начните медленно «таять» под невидимыми лучами. Сначала расслабьте кисти, потом предплечья, затем плечи, потом шею, затем тело, а потом и ноги. Расслабьтесь полностью. Вот увидите: от напряжения не останется и следа.

Упражнение «Звуковая гимнастика».

Цель: знакомство со звуковой гимнастикой, укрепление духа и тела.

Правила применения: спокойное, расслабленное состояние, сидя, с выпрямленной спиной. Сначала делаем глубокий вдох носом, а на выдохе громко и энергично произносим звук.

Припеваем следующие звуки в течение 30 сек.:

А – воздействует благотворно на весь организм;

Е – воздействует на щитовидную железу;

И – воздействует на мозг, глаза, нос, уши;

О – воздействует на сердце, легкие;

У – воздействует на органы, расположенные в области живота;

Я – воздействует на работу всего организма;

М – воздействует на работу всего организма;

X – помогает очищению организма;

ХА – помогает повысить настроение.

Упражнение «Пишущая машинка».

Цель: мобилизуется внимание, улучшается настроение, повышается активность.

Давайте представим себе, что все мы – большая пишущая машинка. Каждый из нас – буквы на клавиатуре (немного позже мы распределим буквы, каждому достанется по две-три буквы алфавита). Наша машинка может печатать разные слова и делает это так: я говорю слово, например, «смех», и тогда тот, кому достаётся буква «с», хлопает в ладоши, потом мы все хлопаем в ладоши, затем хлопает в ладоши тот, у кого буква «м», и снова общий хлопок и т. д. Пробел между словами – всем нужно встать.

Буквы распределяются по кругу по алфавиту.

Если наша машинка сделает ошибку, то мы будем печатать с самого начала.

А напечатаем мы фразу: «Здоровье – дороже золота» Уильям Шекспир.

6.Рефлексия

Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

Участники встают в общий круг. Ведущий предлагает поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: «Спасибо за приятное занятие!». Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: «Спасибо за приятное занятие!» Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.

Ведущий предлагает участникам ответить на вопрос: «Что было для вас сегодня особенно приятным?»

Участники продолжают фразу: «Приятным для меня сегодня было…»


Подведение итогов: Проходя через сегодняшний тренинг, мы научились навыкам саморегуляции, мобилизовали свою внутреннюю энергию, активизировали свои ресурсы и тем самым укрепили свое здоровье.