СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Психологический тренинг для подростков «Развитие коммуникативных навыков»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психологический тренинг для подростков «Развитие коммуникативных навыков»

Цель занятия: развитие коммуникативной компетентности, направленности на собеседника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения.

Задачи:

  • развитие желания общаться с окружающими;
  • помогать адекватно воспринимать социальные роли людей в обществе;
  • воспитывать умение говорить, выслушивать, правильно воспринимать эмоции собеседника;
  • подводить к осознанию того, что любой конфликт можно решить вербально, не теряя самообладание.

Просмотр содержимого документа
«Психологический тренинг для подростков «Развитие коммуникативных навыков»»

Подготовила: педагог - психолог

Данилина Елена Владимировна


Слайд 1. Психологический тренинг для подростков «Развитие коммуникативных навыков»


«Самая главная роскошь на земле — это

роскошь человеческого общения» 

(Антуан де Сент Экзюпери).

Цель занятия: развитие коммуникативной компетентности, направленности на собеседника, расширение и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения.

Задачи:

  • развитие желания общаться с окружающими;

  • помогать адекватно воспринимать социальные роли людей в обществе;

  • воспитывать умение говорить, выслушивать, правильно воспринимать эмоции собеседника;

  • подводить к осознанию того, что любой конфликт можно решить вербально, не теряя самообладание.

Вводная часть.

Здравствуйте. Сегодня мы собрались на тренинг, который будет посвящен общению, развитию коммуникативных способностей.

Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. (В условиях полного одиночества у человека на шестой день начинаются слуховые и зрительные галлюцинации.)

Вопросы для обсуждения:

– Всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным?

– Нужно ли учиться общению? Как вы считаете, для чего это нужно?

— Говорил ли кто-нибудь вам слова: «я не хочу с тобой общаться»?

— Были ли эти слова справедливы?

— Как вы на них реагировали?


С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Общение – это не только простые разговоры, а ощущение что тебя ждут, понимают, любят.


Слайд 2. Фраза «Все умеют говорить, но не все умеют общаться». Как вы ее понимаете?


Слайд 3. Общение – это обмен сведениями с помощью слов или жестов. Общение — это коммуникационное взаимодействие людей или социальных групп. В процессе общения между участниками коммуникации происходит обмен разного рода информацией.

Коммуникативные способности — это умение легко вступать в контакт с другими людьми, и в дальнейшем поддерживать с ними оптимальные отношения.

Коммуникативные способности – это умения и навыки общения с людьми.



Пришло время нам познакомиться. Участники здороваются друг с другом, используя ритуалы приветствия, принятые в разных культурах. Один из участников начинает «круг знакомств», потом идет по часовой стрелке и поочередно приветствует всех членов группы. Каждый раз участник должен приветствовать своего визави новым жестом.

 легкий поклон, руки и ладони вытянуты по бокам (Япония);

 объятие и троекратное лобызание поочередно в обе щеки (Россия);

 легкий поклон со скрещенными на груди руками (Китай);

 рукопожатие и поцелуй в обе щеки (Франция);

 легкий поклон, ладони сложены перед лбом (Индия);

 поцелуй в щеки, ладони лежат на предплечьях партнера (Испания);

 простое рукопожатие и взгляд в глаза (Германия);

 мягкое рукопожатие обеими руками, касание только кончиками пальцев (Малайзия);

 потереться друг о друга носами (эскимосская традиция). Далее представляются.

Вернемся к теме нашего тренинга. Представьте себе, что слово «общение» требует расшифровки, но необычной. Необходимо каждую букву, входящую в слово, использовать для того, чтобы дать характеристику понятия «общение». Например:

Слайд 4.

О — объединение, открытость;

Б — близость, безопасность;

Щ — щедрость;

Е — единомыслие;

Н — необходимость;

И — искренность, истина;

Е — единение.

Мы с вами выяснили, что такое общение. Нужно отметить, что общение или коммуникацию можно разделить на вербальную, которая осуществляется с помощью речи, и невербальную, осуществляемую с помощью неречевых средств общения. Слайд 5.

Вербальное (т.е. речевое) общение – основной способ выражения мыслей, чувств человека. Здесь от человека требуется умение точно и ясно выражать свои мысли, стремление не только говорить, но и, что не менее важно, стремление слушать и слышать собеседника.

Невербальное общение (неречевое) включает в себя звуковые, визуальные, тактильные (осязательные), ароматические и другие источники информации. Ученые утверждают, что невербальная коммуникация способна передать гораздо больше информации, нежели вербальная. Это контакт глаз, поза, жесты, мимика.

Каждому из нас важно быть приятным в общении. Порой человеку сложно взглянуть на себя со стороны.

Предлагаю вам тест, который предназначен для того, чтобы выяснить, насколько Вы приятны в общении. (проходят тест)

Упражнение «Диалог»

Сейчас мы на примере поймем, почему важны как вербальные, так и невербальные средства общения.

Участников необходимо разбить на пары и предложить разыграть диалог: первая пара — только словами, вторая — только жестами и мимикой (без слов), третья — и словами, и жестами, и мимикой.

Слайд 6. Диалог:

-Привет!

-Привет!

-Я очень рада, что ты пришла!

-А я как рада тебя видеть!

-Проходи, пожалуйста!

-Спасибо!

Обсуждение: как легче всего было общаться? Какой вывод мы можем сделать?

Мы не замечаем этого, но нам одинаково нужны и жесты, и слова, и выражение лица при общении. Слайд 7.

Упражнение «Говорящая поза»

Инструкция: Участники садятся в круг, им предлагается занять позу, выражающую их состояние на данный момент или же позу, которая, по их мнению, ярко запечатлевает какое-то внутреннее состояние человека. Зрители делают предположения о значении позы, а играющий молчит до тех пор, пока всем не станет ясной его задумка.

Игра «Угадай эмоцию»

Каждому участнику выдается карточка с эмоцией. Участники по очереди должны

изобразить данную эмоцию (радость, злость, вина, обида, удивление, страх, спокойствие,

грусть).

Обсуждение:

- Кому было трудно изобразить чувства?

- Что было самым трудным?

Какой вывод можно сделать? Невербальные средства общения дают нам примерно 70%

информации о другом человеке. Очень часто в нашем общении мы чувствуем одно, а

показываем другое. В итоге это может приводить к неверному пониманию состояния

человека, к конфликтам и разногласиям. Чтобы этого избежать необходимо задать

уточняющие вопросы, переспросить. Поступки и слова могут лгать, но тело

обманывает редко. Слайд 8.

Упражнение «Интонация»

А теперь поговорим об очень важной черте общения — интонации. То есть, не что мы говорим, а как мы это говорим. Одну и ту же фразу можно сказать по-разному. И в зависимости от того, как мы это скажем, такой и будет результат.

Я прочитаю вам байку «Страшный сон». Попытаемся определить мораль сей байки. Байка «Страшный сон» «Один восточный властелин увидел страшный сон, будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его озабоченно и сказал: «Повелитель. Я должен сообщить тебе печальную весть. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить в тюрьму несчастного и позвать другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив, сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил его за предсказание. Придворные очень удивились. «Ведь ты же сказал ему то же самое, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден?» - спрашивали они. На что последовал ответ: «Мы оба одинаково истолковали сон. Но все зависит от того, что сказать, но и от того, как сказать»» Мораль: Форма и содержание связаны настолько тесно, что очень часто то, что сказано, мы воспринимаем именно через призму того, как это сказано. Об одном и том же можно сказать разными словами.

Необходимо выбрать из участников несколько человек и дать задание – с разной интонацией сказать одну и ту же фразу: слайд 9.

  1. Почему ты не пришел? (1-обида, 2-забота — переживание, 3-гнев)

  2. Мне так жаль! (1-насмешка, 2-жалость, 3-равнодушие)

  3. Ты дашь мне диск? (1-угроза, 2-просьба, 3-утверждение)

Какой вывод из этого мы можем сделать?

Важно задумываться над словами, которые мы говорим друг другу, а также над тем, как мы говорим эти слова. Слайд 10.

Упражнение «Выходим без потерь из сложной ситуации»

Ведущий предлагает ситуацию, в которой может оказаться любой из обучающихся:

Друг попросил вашу тетрадь, чтобы списать у вас домашнее задание. Начинается урок – его нет. Вы волнуетесь. Учитель, как назло, спросил именно вас. Двойка. Друг ваш явился на урок, спустя еще 10 минут, отговорившись какой-то несерьезной причиной, что-то вроде «не слышал звонка» или т.п. Ваши первые слова, которые он услышит?

(Как правило, ученики стремятся обвинить другого, и сами же говорят, что конфликт неизбежен)

Как вы думаете, можно ли сказать о своем недовольстве так, чтобы товарищ ваш признал свою неправоту и согласился с вашими доводами?

С какого слова вы начинали все свою возмущенную тираду?

Я предлагаю попробовать по-другому – исходя из заданной ситуации, продолжите фразы:

1. Я надеюсь…

2. Я жду…

3. Мне хотелось бы…

4. Я был бы рад, если бы…

5. Я боюсь, что…

6. Меня обижает, когда…

7. Я думаю, что…

8. Я сожалею, что…

9. Мне кажется, что…

10. Я дорожу… слайд 11.

Знаете ли вы, что ученые давно заметили, что фразы « Ты…», как правило, обвиняют человека, и он реагирует на обвинения раздражением, даже если он не прав. Использование же в речи высказываний «Я …» позволяет выслушать вас спокойно, потому что вы говорите о своих эмоциях и чувствах, тем самым оставляя собеседнику возможность самому оценить свой поступок. Слайд 12.


Давайте подведем итоги нашего тренинга.

Слайд 13. Секреты общения:

  1. Интонация, мимика, жестикуляция. Слайд 14.

  • важно, не только то, что мы говорим, но и как мы говорим

  1. Психологический контакт (нам приятно общаться с людьми, рядом с которыми мы комфортно себя чувствуем). А для этого важно:

  • Проявляйте искренний интерес и уважение к личности собеседника.

  • Обращайтесь к человеку по имени и отчеству.

  • Будьте позитивны, открыты, доброжелательны и приветливы.

  • Постарайтесь понять круг интересов собеседника. Ведите беседу с учетом его индивидуальных особенностей, вкусов, желаний. Говорите с человеком на понятном ему языке.

  • Выразите словами одобрения и похвалы достоинства человека, с которым вы общаетесь.

  • Будьте терпимы к чужому мнению. Не осуждайте других людей, а постарайтесь понять мотивы, побуждающие их поступать именно так. Не допускайте критики.

  • Умейте поставить себя на место другого, чтобы понять его.

  • Будьте внимательным слушателем, дайте человеку высказаться.

  • Указывая на очевидные ошибки собеседника, начинайте разговор с подчеркивания положительных качеств. Делайте акцент на фактах, а не на личностных особенностях.

  • Никогда не критикуйте человека при посторонних, чтобы не унизить его самолюбия. Слайд 15.

  1. Активное слушание (как в игре испорченный телефон). Важно:

  • Полностью сконцентрируйте свое внимание на собеседнике. Обращай свое внимание не только на слова, но и на позу, мимику, жестикуляцию.

  • Проверяй, правильно ли ты понял слова собеседника.

  • Не давай советов.

  • Не давай оценок. Слайд 16.

  1. Саморегуляция (волнение и неприятные ощущения, комок в горле, дрожь в коленях, зажатые мышцы лица, мокрые ладони, скованность, голос):

  • необходимо научиться управлять своим физическим состоянием для того, чтобы тело вас слушалось не только в спокойной обстановке, но и в стрессовой ситуации. Слайд 17.

Рефлексия

- Что нового вы для себя открыли?

- Что было трудным?

- Какие секреты общения возьмете с собой?

Надеюсь, что все полученные знания вам пригодятся.

Упражнение «Аплодисменты»

А теперь давайте положим в левую ладошку радость, а в правую улыбку и пусть они будут

с вами всегда. Давайте их соединим, и поаплодируем себе. Вы большие молодцы!

Благодарю за активное участие! До новых встреч. Слайд 18.






















Тест «Приятно ли с вами общаться?»

1. Вы любите больше слушать, чем говорить?

2. Вы всегда можете найти тему для разговора даже с малознакомым человеком?

3. Вы всегда внимательно слушаете собеседника?

4. Любите ли вы давать советы?

5. Если тема разговора вам неинтересна, станете ли показывать это собеседнику?

6. Раздражаетесь, когда вас не слушают?

7. У вас есть собственное мнение по каждому вопросу?

8. Если тема разговора вам незнакома, станете ли ее развивать?

9. Вы любите быть центром внимания?

10. Есть ли хотя бы три предмета, по которым вы обладаете достаточно

11. Вы хороший оратор?



Если вы ответили положительно на вопросы 1, 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 11, можете засчитать себе по одному баллу за каждый совпавший ответ. А теперь посчитаем.

1—3 балла. Трудно сказать, то ли вы молчун, из которого не вытянешь ни слова, то ли настолько общительны, что вас стараются избегать, но факт остается фактом: общаться с вами далеко не всегда приятно, но всегда крайне тяжело. Вам следовало бы над этим задуматься.

4—9 баллов. Вы, может быть, и не слишком общительный человек, но почти всегда внимательный и приятный собеседник, хотя можете быть и весьма рассеянным, когда не в духе, но вы не требуете в такие минуты особого внимания к вашей персоне от окружающих.

9—11 баллов. Вы, наверное, один из самых приятных в общении людей. Вряд ли друзья могут без вас обойтись. Это прекрасно. Возникает только один вопрос: вам действительно приятна все время ваша роль или иногда вам приходится играть, как на сцене?..























радость

злость

вина

обида

удивление

страх

спокойствие

грусть

10