Психологический тренинг
«Мое здоровье»
Цель: развить способность распознавать опасные ситуации и отработать навыки принятия решения.
Задачи:
Формирование внимательного отношения к своему здоровью;
Повышение мотивации поддерживать здоровый образ жизни;
Формирование положительного образа «Я».
1. Разогрев участников, психологический настрой
Упражнение "Всеобщее внимание"
Всем участникам игры ведущий предлагает выполнить одну и ту же простейшую задачу. Любыми средствами, не прибегая, конечно, к физическим воздействиям и локальным катастрофам, надо постараться привлечь к себе внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее стараются выполнить все участники игры, за ограниченное время (1 минута).
Далее участники обсуждают, кому это удалось и за счет каких средств.
2. Блок отработки умения говорить «Нет»
Психолог: «Итак, что мы делали на прошлом занятии? (ответы детей) Действительно, на прошлом занятии мы поговорили о различных опасных ситуациях, учились говорить «нет» в таких ситуациях. Давайте освежим свои воспоминания и перейдем к упражнению «Нет-нет, и не проси!»
Упражнение "Нет-нет, и не проси!"
Участники делятся на две равные подгруппы (при их нечетном количестве в упражнении участвует также ведущий). Члены одной подгруппы становятся в круг лицом наружу, члены второй подгруппы — в круг большего диаметра лицом к центру, таким образом, чтобы каждый из них оказался напротив участника из внутреннего круга. Потом каждый из участников, стоящих во внешнем круге, обращается к тому, кто находится напротив него, с какой-либо просьбой, а тот ему отказывает. При этом он не должен начинать оправдываться объяснять причины своего отказа, извиняться, объяснять неуместность просьбы или невозможность ее выполнения. Следует отказаться, сказав просто: «Нет», «К сожалению, не смогу», «Нет, я не буду это делать», — или употребив другие подобные фразы. После этого внешний круг сдвигается на одного человека относительно внутреннего (то есть меняется состав пар), и теперь те, кто стоит во внутреннем круге, обращаются с очередной просьбой к внешним, а те отказывают. Круг сдвигается еще на одного человека, внешние обращаются с просьбой к внутренним, и так повторяется 6- 8 раз. Смысл – демонстрация того, что мы можем отказаться от выполнения просьбы без оправданий и объяснений каких-либо причин. В конце занятия идет обсуждение.
3. Основная часть
Упражнение "Ассоциации"
Даётся задание назвать 2-3 слова, которые приходят на ум при чтении слов — «зависимость», «независимость», «здоровый образ жизни». После чего участники по кругу говорят записанные ассоциации, а ведущий записывает их так, чтобы варианты не повторялись. В результате обсуждения ведущий суммирует предложенные ассоциации.
Ведущий предлагает посмотреть короткое видео от Youtube-канала «НАУЧпок».
Просмотр видеоролика «НАУЧпок. Действие и вред наркотиков». Обсуждение видеоролика.
Упражнение "Перспективы зависимости"
Участники разбиваются на пары и заполняют таблицу «Перспективы зависимого», после чего обсуждают ответы.
Утверждение | всегда | часто | редко |
1. Ухудшение здоровья | | | |
2. Потеря доверительных отношений с родителями | | | |
3. Потеря друзей | | | |
4. Уголовная ответственность | | | |
5. Физическая зависимость | | | |
6. Снижение успехов в школе | | | |
7. Потеря возможности учиться, работать | | | |
8. Денежные проблемы | | | |
9. Духовная бедность, узость интересов | | | |
10. Использование сильных наркотиков | | | |
11. Преждевременная смерть | | | |
Упражнение "Слагаемые здоровья"
Заранее подготовить карточки со словосочетаниями: подвижный образ жизни; переедание; правильное питание; ночной образ жизни; вредные привычки; отказ от вредных привычек; режим дня; активный отдых; полноценный сон; еда на ночь; перекусы; закаливание; личная гигиена; положительные эмоции; стрессовые ситуации; высоконравственное отношение к окружающим людям, обществу, природе.
Эти карточки крепят магнитами на доску. Учитель предлагает прочитать и оставить на доске только те карточки, высказывания на которых мы можем связать со здоровым образом жизни. Дети читают и предлагают оставить некоторые из них. Остальные карточки снимаются с доски (на этом этапе возможны обсуждения).
Упражнение «Как укрепить здоровье?»
Участники тренинга с помощью цветных карандашей, фломастеров и красок рисуют свои способы укрепления здоровья.
4. Завершение
В завершении ведущий просит всех встать в круг и взяться за руки и для того, чтобы избавиться от всего плохого, отрицательного, что может остаться на душе, отправить весь «негатив» в космос. По команде участники начинают сближаться, постепенно поднимая руки вверх и с повышением произнося протяжно, резко обрывающееся «У-у-у!»