Тема: "Уверенность в себе"
Айсауле Асылбековна ИСКУЖИНА Педагог – психолог, КГУ «СОШ №20» город Уральск, ЗКО
Психологическое занятие для учащихся 11 классов.
Цель: развитие навыков уверенного поведения подростков.
Задачи:
выработка навыка уверенного поведения в агрессивной среде.
познакомить учащихся с упражнениями на расслабление.
обучить навыкам саморегуляции и уверенности в себе.
Форма работы: занятие с элементами тренинга.
Целевая группа: 11-е классы
Количество учащихся: 26 человек.
Возраст: 17 лет
Время проведения: 45 минут
Оборудование: проектор, компьютер, музыкальное сопровождение, ватман,
гуашь,свеча, цветные мелки, манная крупа, клей.
План психологического занятия:
1.Организационный момент.
2. Сообщение темы и цели занятия
3. Упражнение «Приветственное письмо».
4. Упражнение «Моя уникальность».
5. Упражнение «Я учусь у тебя»
6. Упражнение Арт – терапия «Моя сила в творчестве»
7. Упражнение «Благодарю…»
8. Итог занятия. Рефлексия.
Ход программы тренинга
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей занятия.
- Добрый день! Я очень рада видеть каждого из вас!
- Сегодня я приглашаю Вас принять участие в тренинге на повышение уверенности в себе.
- Во время тренинга мы с вами постараемся научиться повышать самооценку и отработаем навыки уверенного поведения.
-Часто можно услышать: «Зазвездился! Самооценка у него завышенная!».
Или наоборот, застенчивому, стеснительному человеку приписывают заниженную самооценку. Да и у кого из нас нет комплексов, идущих за нами из детства? А все они так или иначе связаны с нашей самооценкой.
-Так что же такое самооценка?
-Может кто-нибудь попробует ответить на этот вопрос? (желающие отвечают)
-Самооценка – это Уверенность в себе – переживание человеком своих возможностей как адекватных задач, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам. Уверенность в себе в каком-либо виде деятельности имеет место, когда самооценка человека соответствует его реальным возможностям. Если самооценка выше (ниже) реальных возможностей, имеет место соответственно самоуверенность (неуверенность в себе). Уверенность в себе может стать и устойчивым качеством личности. Неуверенность в себе и самоуверенность часто связаны с отрицательными эмоциональными переживаниями, нарушающими ход психического развития человека.
-Во всём должна быть «золотая середина».
III. Упражнение «Приветственное письмо»
Цель: развитие доверительного стиля общения, создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.
Время: 7 минут.
Психолог предлагает написать приветственное письмо и положить их в ларец. А теперь я их перемешаю, и вы получите уже другое приветствие, которое прочитаете группе и оставите на память о нашей сегодняшней встрече.
Рефлексия:
- Трудно ли было написать приветствие?
- Как вы себя чувствовали, когда зачитывали ваше приветствие?
- Готовы ли вы продолжать наше тренинговое занятие?
IV. Упражнение «Моя уникальность»
Цель: формирование представления о собственной уникальности.
Время: 10 минут.
Вот мы с вами поприветствовали друг друга, а теперь я предлагаю выполнить следующее упражнение, которое называется «Я - уникальный». Как все мы знаем, на планете нет ни одного человека, подобного нам. Каждый человек неповторим. Но иногда мы об этом забываем. Сейчас я дам вам два мяча разного цвета. Один передам налево, другой - направо. Учащийся слева, получив мяч, продолжает высказывание «Я, как все...». Учащиеся, получившие второй мяч, продолжают высказывание «Я, не как все...». Когда в руках одного из участников встречаются два мяча, ему предоставляется право выбора, какое высказывание продолжать.
В конце упражнения проводится обсуждение, в результате которого психолог подводит учащихся к выводу, что у всех нас есть какие-то общие качества, а есть и уникальные, неповторимые, присущие только одной личности.
Рефлексия:
- Трудно или легко вам было говорить о своих уникальных качествах?
- Какие чувства возникли при выполнении задания?
V. Упражнение «Я учусь у тебя»
Цель: развитие эмпатии, снятие тревожности.
Время: 10 минут.
Участники передают по кругу цветную нить со словами: «Я учусь у тебя…» (называется профессиональное или личное качество данного человека, которое действительно обладает ценностью, привлекательностью для говорящего). Задача принявшего нить, прежде всего, подтвердить высказанную мысль: «Да, у меня можно научиться…» или «Да, я могу научить…». Затем он передает нить другому участнику
Рефлексия:
- Что для вас было важно?
- Что было трудно?
- Что понравилось?
VI. Упражнение Арт – терапия «Моя сила в творчестве!!!»
Цель: самовыражение; снятие напряжения; повышение самооценки;
гармонизация внутреннего мира; развитие личности.
Материалы: журналы, буклеты, газеты, гуашь, цветные мелки и манная
крупа, клей
Время: 20 минут
Учащиеся делятся по восемь человек на три группы с помощью цветных карточек. Каждой группе предлагается задание изобразить на ватмане уверенного человека с помощью материалов предложенные психологом.
Работа начинается по сигналу, где учащиеся могут изменять и добавлять свой рисунок. Когда все члены группы закончат задание, группа может поделиться впечатлениями о каждом рисунке, никак его не оценивая.
В любом случае ученик должен довериться своим внутренним ощущениям и стараться в своей работе обнаружить информацию для себя.
Рефлексия: Что почувствовали, когда работали, что мешало?
Вывод: сочетая в своей работе разнообразные техники арт-терапии, достаточно быстро можно добиться положительных результатов, так как подобная деятельность является очень необычной, интересной и увлекательной, а это в свою очередь, помогает участникам образовательного процесса наладить взаимодействие и достичь желаемого эффекта.
VII. Упражнение «Благодарю…»
Цель: создание в группе непринужденной творческой атмосферы, необходимой для решения последующих творческих задач; снятие накопившегося напряжения и усталости.
Время: 7 минут
Все образуют круг. Начинает психолог. Психолог протягивает руку со свечкой и говорит стоящему справа участнику: «Спасибо, мне было приятно с тобой выполнять упражнения». Тот, чьё имя было названо, обращается со словами благодарности к соседу: «Спасибо, за оказанную поддержку и должен сказать какие он сделал для себя открытия и достижения в ходе тренинга», – и берёт соседа за руку, и так до завершения круга. В заключение психолог говорит: «Каждому из Вас я желаю, чтобы тепло и свет свечи светил Вам всегда, направлял по дороге мудрости, знаний, удач, счастья, любви. И если вдруг станет очень трудно, вспомните о нашем тренинге и наших теплых моментах, этот момент вам подскажет верный путь и поможет решить ваши проблемы »все громко аплодируют друг другу и говорят: «Спасибо! До свидания!».
VIII. Итог занятия. Рефлексия
Какие чувства испытывали?
Что нового узнали о себе, о группе?
Чему научились?
Как это пригодиться в будущем?
Что было важным?
Что нужно развивать на будущее?
Спасибо вам большое, что пришли на наш тренинг, надеемся, что он не пройдет бесследно в вашей жизни, надеемся, что что-то вам пригодится и, что над чем-то вы задумались, и будете работать в этом направлении. До свидания.
Участники тренинга уходят из аудитории.
4