СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Психологическое обследование детей в ДОУ".

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье раскрывается сущность психологического обследования детей в ДОУ.

Просмотр содержимого документа
«"Психологическое обследование детей в ДОУ".»

Цели и задачи психологического обследования детей


Психологическое обследование может преследовать различные це­ли, в значительной степени определяющие как набор используемых методик, так и характер выводов.

Скрининговое обследование

Цель проведения скринингового обследования - выявление детей группы риска (например, недостаточно готовых к обучению в шко­ле). Оно проводится массово, с большими группами воспитанников определенной категории. В процессе обследования используются методики, позволяющие быстро полу­чить общую оценку тех или иных психологических особенностей воспитанников.

Результаты обследования не могут считаться окончательными. Низкий результат служит основой не для окончательных выво­дов, а лишь для проведения более углубленной (обычно инди­видуальной) психологической диагностики. Напротив, высокий результат, полученный в скрининговом обследовании, - доста­точное основание для заключения о соответствии развития ре­бенка возрастной норме.

Определение подходящего ребенку типа образовательного учреждения

В ряде случаев целью психологического обследования является определение типа учреждения (детского сада), наиболее со­ответствующего психологическим особенностям ребенка. Важней­шим направлением обследования при этом становится выявление уровня обучаемости ребенка, определение специфических трудно­стей в обучении (дисграфии, дислексии, дискалькулии и т. п.). Опира­ясь на полученные данные о нарушенных и сохранных психических функциях ребенка, педагог-психолог помогает выбрать тип детского сада, где возможна максимальная компенсация дефекта. В психологическом заключении указывают также выявленные проти­вопоказания.

Психологическое обследование как дополнительное средство медицинской диагностики

Если в обследовании преобладает диагностическая цель, то педагог-психолог:

- концентрируется на определении психического состояния ребенка, выявляя особен­ности его познавательной деятельности, мотивационно-волевой сферы, эмоциональ­ных проявлений (тревожность, агрессивность и т. п.);

- определяет уровень интеллектуального развития в соотношении с возрастной нормой;

- выявляет симптомы тех или иных нарушений в психическом развитии (психическо­го недоразвития, искаженного, дисгармоничного развития, неврозов, дебюта пси­хических заболеваний и т. п.);

- определяет динамику улучшений в психической деятельности в связи с проводи­мым лечением или психокоррекцией.

Выявленные особенности нарушений психической деятельности помогают установить правильный диагноз, т. к. при различных забо­леваниях нарушения имеют свою специфику (например, особенно­сти мышления существенно различны при разных психических заболеваниях). Обнаруженные симптомы нарушений в психическом развитии позволяют своевременно направить ребенка к соответствующему специалисту для уточнения или подтверждения диагноза или для дифференциальной диагностики. Полученные данные служат объ­ективными показателями влияния терапии или коррекционного обучения.

Выявление направлений коррекции

Нередко целью психологического обследования является выявление направлений коррекции и психотерапии. Результаты обследования используются в ходе осуществления корригирующих воздействий.

Для достижения цели педагог-психолог выявляет потенциальные воз­можности ребенка, его личностные ресурсы. Он определяет сохран­ные психологические структуры, служащие опорой для коррекционной работы и, напротив, обнаруживает признаки распада или регрес­са психических функций.