Социально-психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья
Социально-психологическое сопровождение образовательного процесса – организация системного комплексного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса: педагогов, воспитателей, родителей, психологов, социальных педагогов, направленная на развитие личности ребенка. Таковой является социально-психологическая служба нашего образовательного учреждения.
Специалисты социально-психологической службы работают с отдельной личностью, с отдельным ребенком, а если с группой, то небольшой, если с семьей, то с каждой в отдельности. Основное назначение службы – это психологическая и социальная защита ребенка, подростка, оказание ему психологической, социальной помощи, умение организовать его обучение, его реабилитацию и адаптацию в обществе.
В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. В системе работы следующие формы:
проведение индивидуальной работы с обучающимися и их родителями: тематические беседы, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
разработка методических рекомендаций учителю;
анкетирование обучающихся, диагностика;
обследование школьников по запросу родителей;
Содержание и формы работы:
наблюдение за учениками во время учебной и внеурочной деятельности (ежедневно);
поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, школьным психологом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;
составление психолого-педагогической характеристики обучающегося с ОВЗ при помощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отражаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с родителями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении ребенка:
составление индивидуального маршрута сопровождения обучающегося (вместе с психологом и учителями - предметниками), где отражаются пробелы знаний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного материала, темп обучения, направления коррекционной работы;
контроль успеваемости и поведения обучающихся в классе;
формирование такого микроклимата в классе, который способствовал бы тому, чтобы каждый обучающийся с ОВЗ чувствовал себя комфортно;
ведение документации;
организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов обучающихся, их общее развитие.
Организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для обучающихся с ОВЗ.
В содержание исследования ребенка психологом входит следующее:
Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Ежегодно в первую неделю сентября психологом и логопедом с целью выявления группы риска школьной дезадаптации изучаются медицинские карты форма первоклассников. С 1-го октября проводится наблюдение за процессом адаптации первоклассников, используются методы: Анкета Н.Г.Лускановой «Школьная мотивация и учебная активность» (приложение № 1). Также используются анкета (приложение № 2) для изучения социально-психологической адаптации к школе обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Важно получить факты жалоб, с которыми обращаются.
Изучение истории развития ребенка. Имеют значение наследственность, семья, среда, в которой живет ребенок (социально неблагополучная, ранняя депривация).
Изучение работ ребенка (тетради, рисунки.).
Обследование ребенка по окончании адаптационного периода проводится, если ребенок не справляется с программным материалом, где психолог использует следующие методики: просмотр письменных работ, моторные пробы, классификация, 4-лишний, последовательные картинки, тест Тулуз-Пьерона, кратковременная речевая память, кратковременная зрительная память. Беседует с целью уточнения запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.
Анализ материалов обследования. Психолог анализирует полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляются его резервные возможности.
Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию.
В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ребенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в знаниях учебного материала; для других — формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и др.
В своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья мы стремимся использовать технологию обеспечения социально-психологического благополучия ребенка – обеспечение эмоциональной комфортности и хорошего психологического самочувствия в процессе общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.
Приложение № 1
Анкета Н.Г. Лускановой «Школьная мотивация и учебная активность»
Приводим текст опросника (10 вопросов) и инструкцию к нему. Вопросы зачитываются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а подростки должны записать те ответы, которые им подходят.
Инструкция:
«Сейчас я буду зачитывать вопросы, которые описывают ваше отношение к школе. Послушайте их внимательно. К каждому Вопросу предлагается 3 варианта ответа. Выберите тот вариант, который вам подходит, и запишите номер этого варианта рядом с номером соответствующего вопроса».
1. Как ты чувствуешь себя в школе?
Мне в школе нравится.
Мне в школе не очень нравится.
Мне в школе не нравится.
2. С каким настроением ты идешь утром в школу?
С хорошим настроением.
Бывает по-разному.
Чаще хочется остаться дома.
3. Если бы тебе сказали, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?
Пошел бы в школу.
Не знаю.
Остался бы дома.
4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?
Мне не нравится, когда отменяют уроки.
Бывает по-разному.
Мне нравится, когда отменяют уроки.
5. Как ты относишься к домашним заданиям?
Я хотел бы, чтобы домашние задания были.
Не знаю, затрудняюсь ответить.
Я хотел бы, чтобы домашних заданий не было.
6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?
Нет, не хотел бы.
Не знаю.
Да, я хотел бы, чтобы в школе были одни перемены.
7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям или друзьям?
Рассказываю часто.
Рассказываю редко.
Вообще не рассказываю.
8. Как ты относишься к своему классному руководителю?
Мне нравится наш классный руководитель.
Не знаю, затрудняюсь ответить.
Я хотел бы, чтобы у нас был другой классный руководитель.
9. Есть ли у тебя друзья в классе?
У меня много друзей в классе.
У меня мало друзей в классе.
У меня нет друзей в классе.
10. Как ты относишься к своим одноклассникам?
Мне нравятся мои одноклассники.
Мне не очень нравятся мои одноклассники.
Мне не нравятся мои одноклассники.
Обработка результатов
Проводится как количественная, так и качественная обработка результатов.
Количественный анализ
Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации была разработана система балльных оценок:
ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в 3 балла;
нейтральный (средний) ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) оценивается в 1 балл;
ответ, свидетельствующий об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в 0 баллов.
Максимально возможная оценка равна 30 баллам.
Было установлено 5 основных уровней школьной мотивации.
5-й уровень. 25-30 баллов (максимально высокий уровень школьной мотивации, учебной активности). Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.
4-й уровень. 20-24 балла (хорошая школьная мотивация). Подобный показатель имеют учащиеся, успешно справляющиеся с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3-й уровень. 15-19 баллов (положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами). Такие дети достаточно хорошо чувствуют себя в школе, однако чаще их привлекает возможность пообщаться с друзьями, учителями. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало интересует.
2-й уровень.10-14 баллов (низкая школьная мотивация). Подобные школьники посещают школу неохотно, испытывают затруднения в учебной деятельности, находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
1-й уровень. Ниже 10 баллов (негативное отношение к школе, школьная дезадаптация). Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа воспринимается ими как враждебная среда. Ребята переживают, плачут, могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения психического здоровья.
Приложение № 2
Анкета ля изучения социально-психологической адаптации к школе учащегося с ограниченными возможностями здоровья
/заполняется классным руководителем, обрабатывается педагогом-психологом/
Фамилия, Имя, Отчество______________________________________
Возраст_____________________________________________________
Дата заполнения ______________________________
1. Успешность выполнения школьных заданий:
5 баллов - правильное, безошибочное выполнение заданий;
4 балла - небольшие помарки, единичные ошибки;
3 балла - редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой;
2 балла - плохое усвоение материала по одному из основных предметов, частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий;
1 балл - плохое усвоение материала по всем предметам.
Кол-во баллов:_______________________
2. Степень усилий, необходимых учащемуся для выполнения заданий:
5 баллов - учащийся работает легко, свободно, без напряжения;
4 балла - выполнение заданий не вызывает у учащегося особых трудностей;
3 балла - иногда учащийся работает легко, в другое время проявляет упрямство; выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения;
2 балла - выполнение заданий осуществляется с сильным напряжением;
1 балл - обучающийся отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию.
Кол-во баллов:________________________
3. Самостоятельность при выполнении школьных заданий:
5 баллов - обучающийся всегда самостоятельно справляется с заданиями;
4 балла - работает самостоятельно, иногда обращается к помощи взрослого;
3 балла - иногда работает самостоятельно, но чаще обращается за помощью;
2 балла - предпочитает работать с помощью взрослого, даже если может сделать задание самостоятельно;
1 балл - для выполнения школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.
Кол-во баллов:________________________
4. Эмоциональное отношение к школе:
5 баллов - обучающийся приходит в школу с хорошим настроением, улыбается, смеется.
4 балла - обучающийся спокоен, деловит, нет проявлений пониженного настроения;
3 балла - иногда обучающийся приходит в школу с плохим настроением;
2 балла - у обучающегося случается проявление негативных эмоций (тревожность, огорчение, иногда страх), обидчивость, вспыльчивость, раздражительность;
1 балл - преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости).
Кол-во баллов:________________________
5. Взаимоотношения со сверстниками:
5 баллов - ребенок общительный, инициативный, имеет много друзей;
4 балла - ребенок не проявляет инициативу общения самостоятельно, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются другие дети;
3 балла - сфера общения ребенка ограничена, общается только с некоторыми детьми;
2 балла - предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт;
1 балл - ребенок замкнут, изолирован от детей, предпочитает находиться один, либо инициативен в общении, но часто проявляет негативизм по отношению к другим детям: ссорится, дразнится, дерется.
Кол-во баллов:________________________
6. Отношение к учителю:
5 баллов - ребенок проявляет дружелюбие по отношению к учителю, охотно общается с ним;
4 балла - дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, тревожится, если делает что-то не так; в случае необходимости ребенок может обратиться к учителю за помощью.
3 балла - старается выполнить все требования учителя, но за помощью обращается к одноклассникам.
2 балла - выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным для него;
1 балл - избегает контакта с учителем, при общении с ним испытывает робость или отрицательные эмоции.
Кол-во баллов:________________________
Общее кол-во баллов:_______________
Классный руководитель: /______Ф.И.О.________
Интерпретация результатов:
1 уровень (ВЫСОКИЙ) - 26-30 баллов;
2 уровень (ВЫШЕ СРЕДНЕГО) - 18-25 баллов;
3 уровень (СРЕДНИЙ)- 12-17 баллов;
4 уровень (НИЖЕ СРЕДНЕГО) - 6-11 баллов;
5 уровень (НИЗКИЙ) - 1-5 баллов;
Вывод об уровне социально-психологической адаптации:_________________