Просмотр содержимого документа
«Психологическое сопровождение процесса самоопределения старшеклассников»
Психологическое сопровождение процесса самоопределения старшеклассников
Выполнил: педагог-психолог МКОУ «Школа № 7»
Бабкина Е.А.
Профессиональное самоопределение- это определение себя относительно какой либо профессии, или трудовой деятельности и дальнейшая самореализация в этой сфере
Профессиональное самоопределение:
- выбор профессии (группы профессий), которая интересна и привлекательна для каждого в отдельности ученика;
- оценить насколько данная профессия соответствует вашим способностям;
- выяснить, пользуется ли данная профессия спросом на рынке труда.
В осуществлении профессиональной ориентации можно выделить следующие аспекты:
- Социальный аспект;
- Экономический аспект;
- Психологический аспект;
- Педагогический аспект;
- Медико-физиологический аспект.
Социальный аспект
Заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы
Экономический аспект
Э то процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда)
Психологический аспект
Состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору)
Педагогический аспект
Связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов
Медико-физиологический аспект
Выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата
Основные направления профориентационной работы в школе:
- Профессиография - это описание профессий (специальностей), включающее их требования к психофизиологическим качествам человека.
- Профессиональное просвещение -сообщение школьникам сведений о различных профессиях, их значении для народного хозяйства, потребностях в кадрах, условиях труда, требованиях, предъявляемых профессией к психофизиологическим качествам личности, способах и путях их получения, оплате труда.
- Работа по профпросвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию.
- Профдиагностика - изучает характерные особенности личности: ценностные ориентации, интересы, потребности, склонности, способности, профессиональную направленность, профессиональные намерения, мотивы выбора профессии, черты характера, темперамент, состояние здоровья.
- Профконсультация - регулятор профессионального самоопределения личности. Это непосредственная помощь школьнику в выборе конкретной профессии на основе изучения личности, ее возможностей и сопоставления полученной информации с требованиями профессии, что обеспечивает максимальный учет объективных и субъективных условий профессионального выбора.
Целью профдиагностики является:
- определение склонностей, интересов учащихся;
- определение профессиональных предпочтений;
- определение личностных особенностей
Диагностика личностных особенностей:
- определение темперамента (холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик);
- определение характера ( свойства, выражающие отношение к коллективу и отдельным людям; свойства, выражающие отношения к труду; свойства, выражающие отношения к вещам; свойства. выражающие отношение к самому себе)
Структура деятельности педагога-психолога по реализации задач профориентации
- изучает профессиональный интерес и склонности учащихся;
- осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
- проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
- проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
- осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
- способствует формированию у школьников адекватной самооценки;
- приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;
- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.